Мастер-класс учителя-логопеда для воспитателей ДОУ по теме: «Артикуляционная гимнастика - залог правильного звукопроизношения» + презентация
план-конспект занятия по логопедии по теме

Ермакова Наталья Александровна

Цель: пропаганда логопедических знаний в педагогическом коллективе.

Задачи:

- Обучение методике проведения артикуляционной гимнастики с детьми.

- Практическое обучение воспитателей артикуляционным упражнениям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 8 «Виноградинка»

МАСТЕР-КЛАСС УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ ПО ТЕМЕ: «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА - ЗАЛОГ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ»

Составила и провела: учитель-логопед Ермакова Н. А.

х. Ведерников

2018г.

Цель: пропаганда логопедических знаний в педагогическом коллективе.

Задачи:

- Обучение методике проведения артикуляционной гимнастики с детьми.

- Практическое обучение воспитателей артикуляционным упражнениям.

Красивая речь - это спорт и искусство.

Уинстон Черчилль.

(Слайд 2) Уважаемые воспитатели! Эпиграфом нашей сегодняшней встречи я выбрала слова одного из самых известных британских политиков Уинстона Черчилля: «Красивая речь - это спорт и искусство». Черчилль играл со словами и смыслами как Вивальди со звуком скрипки. Но мало кому известно, что в детстве будущий великий оратор был слаб здоровьем, шепелявил и заикался. Благодаря силе воли и упорным ежедневным тренировкам, он не только справился со своими недугами, но и стал прекрасным оратором.

- Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.

- А вот зачем язык тренировать? Ведь он и так «без костей». Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

(Слайд 3) Образование звуков речи - это сложный двигательный навык:

- для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи (язык, губы, небо);

- артикуляция связана с работой многочисленных мышц (артикуляционных, жевательных, мимических, глотательных);

- процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

ВЫВОД: чтобы создать основу для произношения звуков речи и коррекции речевых нарушений, ребенку предстоит научиться управлять своими органами артикуляции, а поможет ему в этом специальная артикуляционная гимнастика.

(Слайд 4) Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов речи, необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционные упражнения бывают двух видов:

Статистические - упражнения на удержание определенной артикуляционной позы; каждое упражнение выполняется по 10-15 секунд: птенчики, лопаточка, иголочка, горка, трубочка, чашечка, грибок и др.

Динамические упражнения для развития подвижности органов речи, скорости переключения с одного артикуляционного движения на другое: улыбка-хоботок, заборчик бублик, качели, часики, лошадка вкусно, змейка и др. Выполнять динамические упражнения необходимо 5-7 раз. Движения проводить неторопливо, четко, ритмично.

(Слайд 5) Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики.

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно по 5-7 минут, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись.
  2. Артикуляционную гимнастику делают сидя, поскольку в этом положении у ребенка тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
  3. Артикуляционную гимнастику выполняют перед настенным зеркалом, т. к. ребенок должен хорошо видеть свое лицо и лицо взрослого, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
  4. Не следует предлагать детям белее 2-3 движений за один раз. При отборе упражнений следует соблюдать определенную последовательность: от простого упражнения - к более сложному.
  5. Статистические упражнения (на удержание артикуляционной позы в одном положении) выполнять по 10-15 секунд.
  6. Динамические упражнения (на смену артикуляционных поз) выполнять 5-7 раз.
  7. Движения проводить неторопливо, четко, ритмично.
  8. Начинать артикуляционную гимнастику лучше с упражнения для губ. Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

ПОМНИТЕ: гимнастика не должна ребенку надоедать, следите, чтобы ребенок от нее не уставал!

(Слайд 6) Прежде чем поехать на автомобиле в лютый мороз, мы прогреваем двигатель. Также и мы с детьми в начале логопедического занятия разогреваем свои пальчики и артикуляционный аппарат. Только целенаправленная систематичная работа по развитию артикуляционного аппарата поможет ребенку научиться произносить правильно звуки русского языка и стать успешным в будущем!

- И так, артикуляционная гимнастика. Делаем мы ее для чего? Для того чтоб вы почувствовали, что такое лицевые мышцы, и что они у вас действительно есть. Всего как говорят косметологи у нас более 200 лицевых мышц. Дамы, не бойтесь гримасничать, потому что гримаса застывшая создаёт морщины, а артикуляционная гимнастика, которая постоянно меняет лицо, только накачивает мышцы, и практически все логопеды долго сохраняют прекрасный овал лица.

Базовый комплекс артикуляционной гимнастики (выполнение и показ):

(Слайд 7) Упражнения для формирования позиции губ:

1."Улыбка". Удерживание губ в улыбке, зубы не видны.

2."Заборчик"/ лягушка. Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

3."Хоботок" (хобот слона)/слон/труба/дудочка. Вытягивание сомкнутых губ вперед.

4."Бублик"/ рупор. Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть выдвинуты вперед. Верхние и нижние резцы обнажены.

5."Кролик". Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

(Слайд 8) Упражнения для язычка:

  1. "Птенчики"/окошко / бегемот. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
  2. "Лопаточка"/блинчик. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
  3. "Иголочка / змея". Рот открыт. Узкий направленный язык выдвинут вперед.
  4. "Вкусное варенье". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
  5. "Чашечка". Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
  6. "Горка/мостик/киска сердится". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
  7. "Качели". Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку.

"Часики". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбке. Узким язычком попеременно тянуться к уголкам рта.

  1. "Змейка". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
  2. "Грибок". Рот открыт. Язык присосать к небу.
  3. "Лошадка". Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
  4. "Маляр". Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
  5. "Гармошка". Рот открыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
  6. "Катушка". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.

- Не переживайте у кого не совсем получается, через какое то время это получается у всех!!!

* (Формы выполнения артикуляционной гимнастики: карточки, сказка, приключение, игра с карточками, загадки, в стихах)

(Слайд 9) Практическое занятие (мастер-класс) учителя-логопеда с воспитателями ДОУ по теме «Артикуляционная гимнастика - залог правильного звукопроизношения»

- Уважаемые воспитатели, сегодня к нам пришел гость. Я расскажу о нем, а вы попробуйте отгадать, кто это?

(Слайд 10) Зеленая, без хвоста

Любит мокрые места

Глаза на макушке

Кто это? (Лягушка)

Учитель-логопед достает Квакушу. Квакуша рассказывает о себе:

(Слайд 11) Я горжусь красой своей:

Ртом, конечно до ушей,

Длинным красным язычком

И зеленым пиджачком.

Знают все мои друзья:

Я - добрая и веселая.

Меня зовут - Квакуша.

Артикуляционная гимнастика

- Квакуша очень любит гимнастику язычка и предлагает вам выполнить ее вместе с ней. Попробуем? Подвиньте поближе зеркала, чтобы вы могли видеть себя, и пока я буду рассказывать, что любит Квакуша, а вы будете вместе с Квакушой выполнять упражнения.

(Слайд 12) "Сказка о веселом язычке"

Жил-был Язычок в ротике-домике (показать кончик широкого язычка и спрятать - повторить 3 раза)

Вокруг домика стоял красивый заборчик! (губы в улыбке, зубы обнажены - повторить 3-5 раз)

А на крыше домика была высокая труба (губы в трубочку - повторить 3 раза)

Проснулся Язычок утром и широко открыл окошко (широко открыть рот, закрыть - повторить 3 раза)

Посмотрел язычок на солнышко, (язык поднять вверх к носу) потом на травку (язык опустить вниз), понравилось ему на улице и решил он погулять, побегать (язычок водить влево-вправо к уголкам губ-5 раз в каждую сторону)

Потом Язычок сел на лошадку и поскакал в лес (цокать)

А в лесу он увидел грибы и стал их собирать (язычок «приклеить» к нёбу и открыть широко рот-5 раз)

А ещё много орешков нашёл наш Язычок и стал собирать их и складывать в кармашки (рот закрыт, язык упирается то в одну щёку, то в другую - по 5 раз).

Потом в лесу подул холодный ветерок (губы в улыбке, зубы обнажены, язык за нижними зубами) : С-С-С-С.

И Язычок услышал, как зашелестели листочки на деревьях: Ш-Ш-Ш (язык в форме чашечки поднят кверху, губы округлены)

А по стволу дерева стучит дятел: Д-Д-Д... (рот приоткрыт, зубы обнажены, язык стучит в альвеолы-бугорки за верхними зубами)

Как хорошо в лесу! (Улыбка)

Проголодался Язычок и пошёл домой кушать вкусное варенье (облизывать верхнюю и нижнюю губу по кругу - по 3-5 круговых движений по часовой стрелке и против часовой стрелки)

Потом захотелось ему попить, он взял чашечку и начал пить (язычок в форме «чашечки» и «лакает», как котёнок - 3-5 раз)

А потом он стал чистить зубки (рот открыт, язычком водить по верхним и по нижним зубам - по 3 повтора)

И решил отдохнуть…

- А теперь попробуем поиграть с Квакушей. Она у нас очень любит игры:

(Слайд 13) Пальчиковая гимнастика

- Квакуша любит играть не только языком, но и пальчиками. А теперь давайте, уважаемые воспитатели, поиграем пальчиками. Выполняйте упражнения вместе с Квакушей.

На лужайке две подружки (Из пальцев сделать лягушек)

Ква-ква-ква. (Повороты кистями рук)

Две зеленые лягушки: Ква-ква-ква. (Пальцы имитируют открывающийся рот)

Хором песни распевают: (Сложить ладони и раскрыть их)

Ква-ква-ква, (Хлопки в ладоши)

И спокойно спать мешают (Погрозить пальцем)

Ква-ква-ква! (Похлопать в ладоши)

Пальцы вытянулись дружно,

А теперь сцепить их нужно.

Кто из пальчиков сильнее?

Кто других сожмет быстрее?

(Слайд 14) Биоэнергопластика

- Наше занятие подходит к концу, давайте его закончим гимнастиками язычка и пальчиков. Повторяйте за Квакой. И по очереди загибайте пальчики.

Раз - скорее улыбнись,

Два - язык опустим вниз,

Три - язык наверх потянем.

На четыре - позеваем.

Пять - варенье облизать.

Шесть - по нёбу постучать.

Семь - лошадка скачет звонко.

Восемь - гриб на ножке тонкой.

Девять - можно поболтать.

Десять - нужно отдыхать.

(Слайд 15) Рефлексия

- Уважаемые воспитатели, у вас на столах лежат бумажные кружочки, нарисуйте, пожалуйста, свое настроение карандашами (Логопед оценивает эмоциональное состояние каждого с помощью нарисованных смайликов).

- Уважаемые воспитатели, только целенаправленная систематичная работа по развитию артикуляционного аппарата поможет детям научиться произносить правильно звуки русского языка. Успехов Вам!

- Спасибо за внимание, дорогие воспитатели!

Страница  из


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс для воспитателей «Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения»

Слайд 2

«Красивая речь - это спорт и искусство» Уинстон Черчилль

Слайд 3

Органы речи: Губы Язык Нёбо Органы дыхания: гортань трахея бронхи легкие диафрагма межреберные мышцы.

Слайд 4

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов речи, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Слайд 5

Рекомендации: Ежедневно 5-7 мин Сидя Перед зеркалом Не более 2-3 упр. за раз! От простого к сложному Одна артик . поза по 10-15 сек ( статистич . упр.) Одно артик . упр. со сменой поз по 10-15 сек ( динамич . упр.) Неторопливо, четко и ритмично Начинать арт.гимнастику с упражнения для губ

Слайд 6

Артикуляционная гимнастика

Слайд 9

Практическое занятие

Слайд 10

Зелёная, без хвоста Любит мокрые места Глаза на макушке Кто это?

Слайд 11

Я горжусь красой своей: Ртом, конечно до ушей, Длинным красным язычком И зеленым пиджачком. Знают все мои друзья: Я – добрая и веселая. Меня зовут- Квакуша.

Слайд 12

«Сказка о веселом язычке»

Слайд 13

Пальчиковая игра «Лягушки»

Слайд 14

Раз – скорее улыбнись, Два – язык опустим вниз, Три – язык наверх потянем. На четыре – позеваем. Пять – варенье облизать. Шесть – по нёбу постучать. Семь – лошадка скачет звонко. Восемь – гриб на ножке тонкой. Девять – можно поболтать. Десять – нужно отдыхать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика - залог правильного звукопроизношения

Благодаря современным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста....

Артикуляционная гимнастика - залог правильного звукопроизношения.

Материал содержит памятку и практический материал для проведения артикуляционной гимнастики родителями в домашних условиях....

Сценарий родительского собрания на тему: «Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения»

Первое родительское собрание с родителями. Подведение итогов диагностики. Родительское собрание с практическим применением артикуляционнной гимнастики. Помощь при выполнении домашнего задания....

«Артикуляционная гимнастика-залог правильного звукопроизношения»

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика-залог правильного звукопроизношения»...

Артикуляционная гимнастика-залог правильного звукопроизношения

Буклет с комплексом артикуляционной гимнастики предназначен для родителей и педагогв ДОУ...

Выступление на родительском собрании на тему: «Артикуляционная гимнастика- залог правильного звукопроизношения»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение– детский сад №  34 «Светлячок» комбинированного вида  г. Кызыла  Республики Тыва...

Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика-залог правильного звукопроизношения»

А вот зачем язык тренировать? Ведь он и так «без костей». Оказывается язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык д...