Главные вкладки

    Мастер-класс для родителей "Тренируем пальчики- развиваем речь"
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

    Здесь представлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей, приведены игры и игровые упражнения, которые обязательно заинтересуют ребятишек, и превратят развитие в увлекательную игру.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_word_7.docx43.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс для родителей:

    «РАЗВИВАЕМ ПАЛЬЧИКИ - ТРЕНИРУЕМ РЕЧЬ»

    Дмитриева Е.С.,

     учитель-логопед

    МКДОУ «Детский сад №145»

    комбинированного вида

    2010г.

     

    У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

    Рекомендации для проведения упражнений:

    1) после каждого упражнения необходимо расслаблять пальцы (потрясти кистями рук);
    2) пальцы лучше нагружать равномерно;
    3) поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она может быть использована не только на занятиях по развитию речи, но и на других занятиях, входить в режимные моменты, индивидуальную работу и другие виды деятельности.

    Комплекс упражнений пальчиковой гимнастики.

    Сжимание – разжимание кулачков.
    Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.

    Две веселые лягушки
    Ни минуты не сидят.
    Ловко прыгают подружки,
    Только брызги вверх летят.

    Напряжение – расслабление пальцев.

    Дети сплетают пальцы, соединяют ладони и стискивают их как можно сильнее. Потом опускают руки и слегка трясут ими.

    Наши пальчики сплетем
    И соединим ладошки.
    А потом как только можем
    Крепко – накрепко сожмем.

    Потягивание.

    Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперед, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше

    Мы наши пальчики сплели
    И вытянули ручки.
    Ну, а теперь мы от Земли
    Отталкиваем тучки.

    Сгибание – разгибание всех пальцев вместе и по очереди

    Дети сгибают руки в локтях, держат кисти рук перед лицом, сгибают и разгибают пальцы по очереди, начиная с большого пальца правой руки.

    Мы рисуем бегемота.
    Кто желает поработать?
    Каждый палец рвется в бой
    И кивает головой.

    Упражнение для кончиков пальцев.

    Дети постукивают по парте подушечками пальцев одновременно.

    Пальцы в гости приходили,
    Тук, тук, тук – стучались в дверь.
    Только дверь им не открыли:
    Думали, там страшный зверь.

    Вращение пальцами.

    Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают указательный палец вверх и вращают им сначала в одну, а потом в другую сторону.

    Палец указательный
    Умный и внимательный.
    Занят делом постоянно.
    Он – помощник капитана.

    Покачивание пальцами.

    Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают мизинец вверх и качают им во всех направлениях.

    Посмотрите, что за пальчик!
    Ловко прыгает, как зайчик.
    На бревно и на пенек
    Скок да прыг и прыг да скок!

    Выгибание прямых пальцев.

    Дети сгибают правую руку, опускают локоть вниз, кисть смотрит вверх. Потом сгибают руку в запястье и левой рукой отгибают вниз большой палец, стараясь прижать его к запястью.

    Репа здесь у нас растет.
    Открывай пошире рот.
    Нужно рот сильней открыть,
    Чтобы репу проглотить.

    Разные движения пальцами.

    Дети сжимают оба кулачка, вытягивают указательные и средние пальцы, как бы образуя две пары ножниц. Затем начинают “резать” ими воображаемую бумагу.

    Пара ножниц есть у нас,
    Пригодятся нам не раз.
    Кто из нас такой отважный,
    Что разрежет лист бумажный.

    Растягивание.

    Дети сцепляют большие пальцы и тянут в разные стороны.

    Тренируются весь день
    И бороться им не лень.
    Вот какие молодцы,
    Настоящие борцы!

    Вращение пальцев с упором.

    Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают безымянный палец, нажимают им на ладонь левой руки и делают вращательные движения в одну и в другую сторону.

    Если пальчик пожалеть,
    Пальчик может ослабеть.
    Мы болезней ждать не будем,
    Безымянным пальцем крутим.

    Упражнения для запястья.

    Дети складывают ладони вместе, пальцы смотрят вверх, локти – в разные стороны. Затем, не разжимая ладони и не опуская локти, опускают кисти рук вниз, прогибая запястья.

    Мы ладони сложим вместе,
    Словно их слепили тестом.
    Начинаем опускать.
    Только, чур, не разжимать!

    Касание подушечками пальцев соответствующей ладони.

    Дети растопыривают пальцы, а затем начинают одновременно сгибать средние, касаясь подушечками соответствующей ладони.

    Средний палец – старший брат,
    Он помочь братишкам рад.
    Засучивши рукава,
    Начал он колоть дрова.

    Массаж пальцев.

    Дети растирают безымянный палец левой руки указательным и средним пальцами правой.

    Долго – долго суп варился,
    Котелок наш закоптился.
    Будем мы его тереть,
    Чтобы начал он блестеть.

    Упражнение для ладоней.

    Дети хлопают тыльными сторонами ладоней.

    Руки вытянем вперед,
    А потом свои ладошки
    Развернем наоборот
    И похлопаем немножко

    Потягивание пальцев одной руки другой рукой.

    Дети тянут мизинец левой руки большим и указательным пальцами правой.

    Самый маленький из пальцев
    Хочет вырасти чуть – чуть.
    Надо, братцы, постараться
    И мизинчик потянуть.

    Вращение пальцев одной руки с помощью другой руки.

    Дети берут средний палец левой руки правой рукой и вращают его в одну и в другую стороны.

    За столом сидит Антошка
    И в стакане крутит ложкой.
    А зачем же, отвечай?
    Просто он мешает чай.

    Упражнение для подушечек пальцев.

    Дети ставят на парту подушечки обоих средних пальцев и нажимают ими на парту, перенося на них часть своего веса.

    Пальцы в парту упираем,
    Потихоньку нажимаем.
    Если же сильней нажмем,
    Дырку в парте мы проткнем.

    Растягивание пальцев.

    Упражнение удобнее выполнять стоя. Дети ставят подушечку среднего пальца правой руки на край парты и опускают руку как можно ниже, растягивая палец.

    Средний палец – самый длинный
    Разогнул свою он спину,
    В полный вытянулся рост –
    Будет через речку мост.

    Сжимание края парты пальцами.

    Дети ставят подушечки больших пальцев сверху на парту, а подушечки других пальцев – снизу и зажимают край парты кончиками пальцев как можно сильнее.

    Мы на парту пальчик ставим.
    Снизу – четверо друзей.
    А теперь сильнее давим –
    Будут пальчики сильней

    Составление из пальцев различных фигур.

    Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются: средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию.

    Дом стоит с трубой и крышей
    На балкон гулять я вышел.

    Гимнастика с учебными предметами.

    Дети кладут ручку на средний палец правой руки, большим пальцем прижимают ручку, указательным начинают покачивать ее.

    Мы ручку правильно берем,
    Кладем на средний палец,
    Теперь большим его прижмем,
    А указательным ведем,
    Чтобы она качалась.

    Пальчиковое чтение и пальчиковая азбука.

    Пальчиковая гимнастика может быть частью занятий по обучению грамоте в старших группах. После знакомства с первыми согласными звуками детей можно обучать чтению по подставляемым ориентирам. В слоге слиянии “согласный – гласный” таким ориентиром является гласный звук. Для этого пригоден метод “пальчикового” чтения с использованием символов гласных звуков:
    а – большой круг, указательный пальчик;
    у – маленький кружок, средний пальчик;
    о – овал, безымянный пальчик;
    и – полоска, мизинец.

    Большой палец – согласный звук.

    Согласный звук подставляется по мере изучения, место гласного не меняется.

    Сначала на пальчики детям надеваются колпачки с символами звуков, затем они работают по памяти, меняя согласный звук.

    Метод “пальчикового” чтения помогает активизировать детей, вызывать у них интерес к чтению, поскольку предлагается в игровой, занимательной форме.

    Обучение на основе усвоения детьми позиционного принципа чтения слогов типа согласный – гласный, доведенное до автоматизма “пальчиковым” чтением, позволяет быстро и без проблем считывать слоги.

    Еще одним интересным методом обучения чтению детей дошкольного возраста, является пальчиковая азбука. Каждая пальчиковая комбинация представляет зрительно – пространственный образ буквы русского алфавита. Ее неоднократное повторение значительно развивает мелкую моторику, речь, внимание, память, мышление, зрительно – пространственное восприятие и конструктивный праксис.

    Пальчиковая азбука – одно из средств профилактики оптической дисграфии и дислексии. Ее использование способствует эффективной подготовке ребенка к школе. Интерес к выполнению заданий и процессу чтения в целом значительно повышается при ознакомлении детей со стихами, посвященными каждой букве пальчиковой азбуки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация "Развиваем пальчики - развиваем речь"

    В презентации представлены формы работы по развитию мелкой моторики у детей....

    Консультации для родителей. Развиваем пальчики - развиваем речь.

    Пальчиковые игры развивают не только пластику рук, но и межполушарное взаимодействие головного мозга. Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка, постепенно усложняясь...

    Развивая пальчики развиваем речь

    Взаимодействие с родителями...

    Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"

    Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....

    Развиваем пальчики - развиваем речь!

    Если движение руки соответствует возрасту, то и развитие речи находится в пределах нормы. Представлены упражнения для развития мелкой моторики, которые можно применить дома....

    "Развиваем пальчики - развиваем речь"

    Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести ...

    Консультация для родителей "Развиваем пальчики- развиваем речь".

    Движение рук всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию....