Развитие диафрагмального дыхания у дошкольников с ТНР
материал по логопедии (старшая группа) по теме

"Дыхание - энергетическая основа жизни..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dmitrieva_statya_razv_dyhaniya.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей:

«Развитие диафрагмального дыхания у детей с ТНР»

Учитель-логопед: Дмитриева Е.С.

 

Цель: Дать информацию о значимости работы по развитию диафрагмального  дыхания у детей с ТНР. Познакомить и наглядно продемонстрировать игры и игровые упражнения для развития плавного ротового выдоха.  

Задачи:

  1. Развивать диафрагмальное дыхание;
  • Улучшить функцию внешнего (носового) дыхания.
  • Вырабатывать более глубокий вдох и более длительный выдох.
  • Развивать фонационный (озвученный) выдох.
  • Развивать речевое дыхание.
  1. Продемонстрировать практическое использование экспонатов группового мини-музея «Дыхание ветра».
  2. Дать знания о необходимости обучения детей диафрагмальному дыханию.
  3. Воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.

Подготовка к семинару практикуму: подбор литературы, заданий для практической работы.

Участники семинара: учитель-логопед, воспитатели, родители воспитанников группы.

План семинара-практикума:

I. Теоретическая часть.

1. Вступительная беседа о тяжелых нарушениях речи.

2. Основные направления и содержание работы по развитию правильного дыхания у детей с ТНР.

II. Практическая часть.

1. Усвоение правил и условий проведения упражнений на развитие дыхания.

2. Знакомство с пособиями мини-музея «Дыхание ветра» и наглядная демонстрация способов работы с пособиями на развитие дыхания.

3. Усвоение приемов работы с игровыми пособиями по развитию дыхания.

Оборудование:

Раздаточный материал: памятки, игровые пособия.

Демонстрационный материал: групповой мини-музей «Дыхание ветра», таблицы «Дышим правильно».

Ход семинара-практикума.

I. Теоретическая часть.

    Вступительная беседа.

Как известно,  необходимым условием для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности является воздушная струя.

Если ребёнок имеет ослабленный вдох и выдох, как правило, он говорит тихо и затрудняется в произнесении длинных фраз. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, заикающиеся вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием, появляются запинки. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Следует научить ребенка дышать предельно глубоко, чтобы легкие заполнялись воздухом до самых нижних, широких оснований:

  • нужно как следует натренировать диафрагму, заставить ее активно участвовать в голосообразовании – создать так называемую «опору»;
  • надо тесно смыкать голосовые связки во время фонации, сделать их максимально подвижными и выносливыми.

Дыхательная гимнастика представляет собой мощное средство не только для устранения дыхательных судорог, но и справедливо составляет исходную точку упражнений в методах большей части авторов, занимающихся проблемами речевого развития детей.

        II. Практическая часть.

По результатам обследования  на начало года был получен низкий  результат по всем показателям речевого развития, в том числе и развитии дыхания. Перед нами встала проблема: развитие правильного (диафрагмального) дыхания у детей с ТНР. В нашей группе детей с ТНР (ОНР) для развития диафрагмально-реберного дыхания мы проводим комплексы физических упражнений. Различают статические и динамические упражнения. Статические упражнения проводят для тренировки удлинения выдоха в состоянии покоя (лежа, сидя, стоя): «Шарик», «Погреем ладошки», «Подуть, как ветерок», «Трубач». Динамические упражнения связаны с ходьбой, медленным бегом, движениями рук, ног и туловища: «Ныряльщики»,  «Паровоз», «Насос», «Лыжник», «Ежик», «Пильщики». Так же проводим комплекс парадоксальной гимнастики (по А.Н. Стрельниковой),  которая способствует увеличению объема вдоха и диафрагмального выдоха.

Помимо обязательных комплексов дыхательных гимнастик, которые проводятся ежедневно в нашей группе, нам  хотелось внести разнообразие в работу по постановке правильного дыхания у детей.

Много разнообразных пособий мы объединили в мини-музей «Дыхание ветра», атрибуты которого целиком и полностью направлены на развитие правильного дыхания у детей (см. II). Все игровые пособия в мини-музее  по развитию дыхания у детей представляют собой три блока: в первом блоке – пособия на развитие длительности плавного вдоха и выдоха, во втором – на развитие резкого целенаправленного выдоха, в третьем – на развитие контроля силы воздушной струи. Распределение игровых пособий по блокам соответствует формированию у детей разного типа выдоха:  

  • «Формирование фиксированного (плавного) выдоха через нос или рот, чередование ротового и носового выдохов. Фиксированный выдох необходим для произнесения фрикативных (щелевых) согласных звуков (ф, в, с, з, ш, ж, щ, й, х)
  • Формирование форсированного (толчкообразного) выдоха через нос или рот, чередование ротового и носового выдохов. Форсированный выдох необходим для произнесения взрывных (смычных) согласных звуков (п, б, т, д, к, г)
  • Формирование умения сочетать фиксированный и форсированный выдохи. Это умение необходимо для произнесения аффрикат (ц, ч) и групп согласных звуков разного способа образования (тс, пл, вр, и т.д.)» (7; с.72)

Наш мини-музей «Дыхание ветра» занял призовое место в Городском конкурсе детских мини-музеев «Ступеньки познания» в номинации «Детский мини-музей группы» (см. III), методическая разработка мини-музея вошла в электронный сборник позитивного педагогического опыта городского  конкурса детских мини-музеев «Ступеньки познания» 2012г.

 Правильное дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Во время проведения игр и упражнений необходимо постоянно контролировать правильность дыхания и соблюдать некоторые условия.

Условия проведения:

  1. не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
  2. температура воздуха должна быть на уровне 18-20 градусов;
  3. одежда не должна стеснять движений;
  4. не заниматься сразу после приема пищи (не раньше, чем через 30 минут после еды), или на голодный желудок, при недомогании;
  5. не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.
  6. ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями

При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные  правила:

  1. следить за правильной осанкой детей и свободой мышц плечевого пояса, шеи, лица;
  2. вдох и выдох спокойный:

вдох – бесшумный, не поднимая плечи;

выдох – без лишних усилий, не надувая щек, во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы;  во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

  1. дозировать количество и варьировать темп выполнения упражнений.

При появлении признаков недомогания (головокружение) прекратить упражнение и провести задержку дыхания – упражнение «Ныряем»: и.п. – стоя, резкий выдох ртом одновременно с быстрым приседанием на корточки; нос зажимается пальцами, задерживается дыхание насколько возможно.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Представляем вашему вниманию  игры и упражнения, которые помогут научить заикающегося ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

(Практическое выполнение упражнений родителями под контролем логопеда. Раздача памяток по развитию дыхания.)

Подробнее с проведением этих и других игровых упражнений на развитие дыхания можно познакомиться на сайте (см.  II).

Интернет-ресурсы:

  1. Стрельникова А.Н. http://zdorovja.com.ua/content/view/295/1/1/14/)
  2. Ссылка на Городской конкурс детских мини-музеев «Ступеньки познания» в номинации «Детский мини-музей группы»:  http://uddudzr.ru/node/243 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы формирования навыка диафрагмального дыхания по программе "Комфорт-ЛОГО"

Перспективный план работы по формированию навыка диафрагмально-релаксационного дыхания в режиме "Кардио-ФБУ" программы "Комфорт- ЛОГО"  с  детьми  дошкольного возраста....

Развитие диафрагмального дыхания.

Легкие и веселые  упражнения развивают диафрагмальное дыхание детей...

Программа психологического сопровождения детей дошкольного возраста, имеющих эмоционально-волевые и личностные проблемы в развитии на основе психопрофилактической программы по обучению диафрагмальному дыханию "Волна"

В данной программе представлен тематический план и комплекс занятий по подготовке и обучению детей диафрагмальному дыханию на тренажере"Волна" с включением методов сказко-, игро-, песочной т...

Презентация по теме: "Развитие диафрагмального дыхания у детей дошкольного возраста".

Цель проекта: формирование правильного диафрагмального дыхания у детей  5 –7 лет с помощью упражнений.Цель дыхательных упражнений – увеличить объем дыхания, нормализовать ег...

"РАЗВИТИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ-ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ И ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ!"

РАЗВИТИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ-НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ И ЗДОРОВЬЯ ОРГАНИЗМА ВЦЕЛОМ....

Комплекс дыхательных упражнений для развития диафрагмального дыхания у детей с ТНР

В статье представлен мой личный опыт работы над развитием диафрагмального дыхания у детей с ОВЗ, в частности у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Дыхательная гимнастика, в виде комплекса упражнений, я...