Программа психологического сопровождения детей дошкольного возраста, имеющих эмоционально-волевые и личностные проблемы в развитии на основе психопрофилактической программы по обучению диафрагмальному дыханию "Волна"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Валькова Наталья Викторовна

В данной программе представлен тематический план и комплекс занятий по подготовке и обучению детей диафрагмальному дыханию на тренажере"Волна" с включением методов сказко-, игро-, песочной терапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_psihologicheskogo_soprovozhdeniya.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

Программа психологического сопровождения

детей дошкольного возраста,

имеющих эмоционально-волевые  и

личностные проблемы в развитии

на основе психопрофилактической программы

 по обучению диафрагмальному дыханию «Волна»

                     Составила:

                                                                               Педагог-психолог МБДОУ «ЦРР – Д/С № 2»

                            Валькова Н. В.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        3

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ        6

 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ        10

Оснащение кабинета педагога-психолога        10

Список литературы        10

ПРИЛОЖЕНИЯ        11        

Приложение 1. Сказки по проблемам        11

Приложение 2. Бланк «Силуэт человека»        12

Приложение 3. Психодиагностические методики        13

Пояснительная записка

Современные условия жизни, являются источником большого количества стрессовых факторов, оказывающих влияние на физическое и психическое благополучие детей. По наблюдениям  педагогов и врачей в последние годы становится больше детей с нарушениями эмоционально-личностной сферы: тревожных, агрессивных, возбудимых, испытывающих страхи и трудности в общении, неуверенных в себе. Требование мира, окружающего ребенка, столь высоки, что ему жизненно необходимы эффективные навыки адаптации и умение сохранять свои силы, внутренние ресурсы даже в самых сложных ситуациях.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка и определяющим в становлении личности.

Многие физиологи и валеологи связывают момент поступления ребенка в школу и д/с  с потерями в состоянии здоровья. Все это может создавать ситуации, когда ребенок не в состоянии разрешить собственные проблемы без ущерба для своего развития и здоровья.

Рассматривая механизмы реакции организма на стресс, важно понимать, что реакции ребенка разительно отличаются от реакций взрослого:

  • Адаптивные и защитные механизмы еще незрелые и не до конца сформированы.
  • Дети находятся в полной зависимости от взрослых, родителей, которые являются главными фигурами, удовлетворяющими их важные потребности, в том числе и витальные. Неспособность родителей удовлетворять появляющиеся с возрастом нужды, рождает напряженность в детско-родительских отношениях. Ребенок может связывать возникшие трудности в семье с собственными провинностями, отчего испытывают постоянное чувство вины и тревоги, то есть длительный стресс.
  • Характерной особенностью ребенка является повышенная эмоциональность и еще незрелые механизмы регуляции. Нервная система сильно откликается на любые изменения, максимально расходуя внутренние ресурсы.
  • Особенности мышления(эгоцентризм) не позволяет отсеивать часть стрессов, как несущественных. Все что происходит с кем-то, может восприниматься как лично пережитое, в том числе и увиденное по телевизору.

Только рождаясь, ребенок сталкивается с ситуациями и изменениями, к которым необходимо приспосабливаться. На это накладываются  возрастные изменения, кризисы и тд усиливающие нагрузку на уязвимый организм ребенка.

Традиционно для профилактики и коррекции эмоционально-личностных нарушений используют поведенческие методы, сказкотерапию, арттерапию, игротерапию, а также просвещение и консультирование взрослых по организации и гармонизации окружающей среды.

А как же быть с реакцией организма на стресс, с физиологическими проявлениями и внутренними ресурсами организма? Мы не можем полностью предотвратить действие стрессовых факторов на человека. Стресс неотъемлемая часть нашей жизни и даже в какой-то мере необходимый процесс, помогающий приспосабливаться к различным  условиям жизни и формирующий адаптивные механизмы. Но в наших силах избежать негативные последствия стресса. Для этого необходимо научиться регулировать свое эмоциональной состояние, успокаиваться, снимать избыточное напряжение, то есть владеть навыками саморегуляции. Они позволяют нам научиться «договариваться» со своим организмом и восстанавливать исходное равновесие.

Какой из этих механизмов можно использовать для саморегуляции человеку самому?

Методы профилактики и коррекции могут быть различны и зависят от применяемого психологом подхода. Но, существует ряд значимых факторов, повышающих эффективность работы с детьми.

Во-первых,  важно учитывать тот факт, что эмоционально-личностное расстройство имеет комплексный характер, чаще всего связано с психосоматикой, то есть ответом организма на стресс. Корректировать его необходимо тоже комплексно. При этом важно понимать, что воздействуя на один компонент мы опосредованно воздействуем и на другой.

Во-вторых, ребенку очень важно подкрепление своей деятельности, видеть, что его действия приводят к результату (бихевиоральный подход).

В-третьих, значима позиция ребенка относительно собственных проблем, болезни и лечения, на чем основывается коррекция, тренировочная терапия, где вырабатываются определенные навыки и через их использование достигается эффект.

Решение проблемы эмоционально-личностных нарушений было бы не полным, если не учесть этот важный момент.

Программа ФБУ «Волна» , направленная на формирование навыка произвольной регуляции своего дыхания, обучает детей диафрагмально-релаксационному дыханию, которое является наиболее оптимальным для обеспечения жизнедеятельности организма и обучит детей разрешать проблемные ситуации с минимальными затратами здоровья.

Наиболее эффективным будет комплексное психолого-педагогическое сопровождение детского развития, направленное на обучение навыкам саморегуляции, релаксации, формирование конструктивных поведенческих стратегий и психологическое сопровождение сложных жизненных периодов.

Цель программы: оптимизация функционального состояния и создание благоприятных условий для общего развития ребенка.

Показания.

Данная программа может использоваться для решения оздоровительных и коррекционных задач.

В системе коррекционной работы программа  применяется в случаях:

  • наличия психосоматических нарушений;
  • наличия неорганических нарушений внимания, работоспособности,
  • нарушение произвольного контроля поведения;
  • невротические нарушения;
  • логоневроз;
  • снижение адаптивных возможностей;
  • наличие психоэмоциональных проблем.

Общие показания:

  • наличие высокой стрессовой нагрузки;
  • возрастные кризисы;
  • затруднения в освоении образовательных программ;
  • проблемы личностного развития;
  • периоды адаптации к новым условиям;

Противопоказания.

Абсолютные:

 -  запрет на работу с монитором компьютера;

 - грубые нарушения интеллекта, не позволяющие понимать инструкции

Относительные:

              - обострение хронических заболеваний кардио-респираторной системы;

              - значительные нарушения сердечного ритма, не позволяющие

                получать адекватные сигналы обратной связи.

Для работы с детьми дошкольного возраста важно подключение к самой тренировке диафрагмального дыхания дополнительных методов коррекции: сказкотерапию, использование психотерапевтических историй по актуальным проблемам ребенка, песочную терапию, пребывание в сенсорных релаксационных зонах. Дополнительные методы могут служить мотиваторами для освоения диафрагмального дыхания и предлагаться ребенку после сеанса в виде не директивной игротерапии или  могут предлагаться ребенку вначале занятия, где происходит отработка проблем, имеющихся у ребенка и вызывающих стрессовые состояния. После чего, завершающим этапом на занятии, с целью стабилизации психоэмоционального состояния используется сеанс диафрагмального дыхания.

Структура и продолжительность работы.

Работа по стабилизации эмоциональных состояний проводится в несколько этапов.

На начальных этапах возможно и полезно объединить детей на мини-подгруппы  (2-3-4 человека) по имеющимся схожим проблемам.

Подгрупповая форма создает более благоприятные условия для  актуализации проблем ребенка: легче проговорить свои затруднения, услышать, что ребенок не одинок в своих переживаниях. Совместное изучение и освоение разных техник дыхания у дошкольников эффективнее в коллективной форме.

Этапы программы.

  1. Вводное ознакомительное занятие (1 занятие) - подгрупповое

Актуализация проблемы. Знакомство программой и оборудованием. Формирование представлений о дыхании.

  1. Диагностический этап (1 занятие) – индивидуальное

Выявление особенностей психофизиологического и психоэмоционального состояния ребенка, определение индивидуальной тактики обучения дыханию. В ходе сеанса оцениваются параметры дыхания и показатели сердечно-сосудистой системы. Проводится необходимая  дополнительная психологическая диагностика.

  1. Информационно-практический этап (2-3 занятия) -  подгрупповые

Формирование мотивации. Ознакомление детей с возможностями саморегуляции. Понятия стресс, нагрузка. Виды дыхания. Возможности управлять дыханием. Вся информация дается детям в игровой и доступной форме.

  1. Практический этап ( 8-12 занятий) – индивидуально

Основной этап, целью которого является обучение и тренировка навыка диафрагмального дыхания. На этом этапе проводится психофизиологический тренинг с использованием компьютерного тренажера «Волна».

Данный этап состоит из трех рабочих фаз:

  1. Постановка навыка дыхания (2-3 занятия)

В ходе этих занятий ребенок осваивает технику диафрагмального дыхания.

  1. Обучение диафрагмальному дыханию (3-5 занятий)

Вырабатывается устойчивый навык диафрагмального дыхания и формируется новое оптимальное функциональное состояние.

  1. Закрепление навыка диафрагмального дыхания (3-5 занятий)

Проводится закрепление навыка дыхания. При необходимости коррекционной работы проводятся занятия по формированию тактики эффективного поведения в проблемных ситуациях (отработка индивидуально значимых стрессовых ситуаций)

  1. Заключительный этап  (1 занятие) – заключительная диагностика.

Цель этапа – оценка эффективности работы по программе. Диагностический сеанс аналогичен первичной диагностике, результаты которой позволяют отследить прогресс тренировок и успешность проведенного тренинга. Также проводится и повторная психодиагностика.

Длительность занятий психофизиологического тренинга (именно на тренажере)

Практические занятия имеют ограничения работы за компьютером – дошкольники 15 минут 1 раз в неделю.

При формировании плана работы с детьми и определения продолжительности и длительности занятий следует руководствоваться инструктивно-методическим Письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000 г. № 65/23-16, в котором утверждены гигиенические требования к максимальной нагрузке на детей в условиях организованного обучения.

Продолжительность программы, регламент:

Индивидуальные занятия проводятся 1 раз в неделю, подгрупповые (подготовительный этап) 2 раза в неделю не менее 30 минут, индивидуальные не более 15 минут за тренажером и в общем допускается 30 минут со сменой деятельности, где включается игро-, сказко-, песочная терапия, пребывание в релаксационной зоне (сенсорный уголок). Ориентировочный срок реализации программы с ребенком 3 месяца. Возможны повторные курсы.

Оценка достижения планируемых результатов.

Сравнительный анализ входящей и контрольной диагностики по программе «Волна», дополненный психологической диагностикой состояния ребенка по имеющейся проблеме.

Тематический план коррекционно-развивающих занятий.

этап

№ занятия

Программное содержание,

ход  занятия

Оборудование

Вводный ознакомительный

1

подгр

1. Информирование детей о работе психолога. Психолог помогает людям найти способ справляться со своими трудностями. Трудности у людей бывают разные. Перечислить. Расспросить детей, бывают ли у них трудности. Какие?

 2. Далее применить сказку или психотерапевтическую историю по  актуальной проблеме для детей подгруппы. Обсудить содержание сказки. Как дети чувствуют, что с ними происходит? (сказки по проблемам указаны в Приложении 1)

3. Методика «Силуэт человека». Каждому ребенку выдается бланк с силуэтом человека. Топография беспокоящего ребенка чувства. Какого оно цвета? Где ты чувствуешь его в своем теле? Как пытаешься с этим чувством справляться? (см. Приложение 2)

4. Беседа о дыхании. Виды и типы дыхания. Обратить внимание детей на зависимость между дыханием и биением сердца  (см. учебно-методическое пособие «Техники здоровья», список литературы № ,стр 2, «Я дышу по-разному»).

5. Знакомство с оборудованием. Показать детям датчики  - «компьютерные ушки». Объяснить, как они слышат биение их сердца – пульс. Научить ребенка найти пульс на руке. Показать, как датчики преобразовывают пульс в рисунок.

1. Бланк с силуэтом человека на каждого ребенка.

2. Цветные карандаши.

3.Компьютерный тренажер «Волна» с датчиками пульса.                                                                            

2

индив

  1. Диагностический режим  по программе «Волна». Это первичная диагностика, именно с данным результатом будут сравниваться показатели заключительной диагностики и судить о динамике коррекционной работы. (3-5 минут)
  2. Психодиагностика проводится в зависимости от проблемы: тест тревожности, рисунок семьи, рисование страхов, тесты на внимание, агрессивность и т.д. (Приложение 3)

1.Компьютерный тренажер «Волна» с датчиками пульса.

2. Бланки тестов, в зависимости от используемой методики.

3. Листы бумаги для рисуночной диагностики.

2. Цветные и простые карандаши, мелки, фломастеры (в зависимости от требований методики психодиагностики).

Информационно-практический

3

(подгр)

  1. Обсудить с детьми их впечатления от работы на тренажере «Волна» во время диагностики. Позволить им обменяться впечатлениями между собой. Вспомнить о типах и видах дыхания.
  2. Тренировка дыхания (см. учебно-методическое пособие «Техники здоровья» (список литературы № 8, стр 3-6 )

Упражнения на диафрагмальный вдох:

  • «Воздушный шарик»

Необходим шарик (психологу) для наглядного примера.

  • «Снежинки»

 Дети если уже могут сами (от 4 –ех лет), вырезают на занятии снежинки и вешают их на ниточку. Снежинка за ниточку держится около лица, на вдохе она притягивается к лицу, на выдохе улетает с личика (стр3-4 в литературе под № 8)

      Упражнения на диафрагмальный выдох:

  • «Трубочки»
  • «Мыльные пузыри» (стр 4-5)

Упражнения на объединение фазы диафрагмального вдоха и выдоха «Качели» (стр 5-6)

Маты, игрушка для каждого ребенка.

  1. Воздушный шарик для педагога.
  2. Мыльные пузыри.
  3. Бумага для изготовления снежинок.
  4. Нитки.
  5. Ножницы для каждого ребенка.
  6. Бумажные перышки  (полоски) на каждого ребенка.
  7. Звуковые трубочки для каждого ребенка.
  8. Маты.
  9. Игрушка по количеству детей.

Практический (постановка навыка дыхания)

(индивидуальные занятия)

4

       Ознакомительное по работе с тренажером.

  1. Повтор дыхательных упражнений.
  2. Тренировка с тренажером. Использование демонстрационной сессии в режиме эмуляции игры «Бабочка». (см. учебно-методическое пособие «Техники здоровья», список литературы № 8, стр. 6)
  3. Игровая пауза: в зависимости от особенностей  проблемы ребенка используется песочная терапия, пребывание в сенсорном уголке, сказкотерапия, ПТИ по проблеме ребенка. Для детей с нарушением внимания возможно использование корректурных проб на концентрацию, распределение и переключение внимания.

  1. Компьютерный тренажер «Волна» с датчиками пульса.
  2. Песочный стол с набором игрушек.
  3. Сенсорный уголок: фибероптическая занавесь, пузырьковая труба с  рыбками.
  4. Маты напольные
  5. Кресла-пуфы
  6. Панно «Кривое зеркало»
  7. Комплект светонепроницаемых штор «Блэкаут»

Практический (постановка навыка дыхания)

(индивидуальные занятия)

5

  1. Диагностика актуального состояния дыхания (фоновый диагностический сеанс 1,5 мин);
  2. Повтор дыхательных упражнений.
  3. Ознакомление с режимом «Столбик» на тренажере (см. учебно-методическое пособие «Техники здоровья», список литературы № 8, стр. 7)

Предложить сначала  ребенку закрасить столбик из бумаги в любимый цвет.

Теперь мы будем рисовать дыханием. Это произойдет благодаря прибору и твоим умением дышать животом.

Сначала посмотреть демоверсию столбика, затем попробовать с ребенком.

     4.     Игровая пауза.

  1. Компьютерный тренажер «Волна» с датчиками пульса.
  2. Лист чистой бумаги прямоугольной формы  (столбик)
  3. Краски, восковые мелки.
  4. Песочный стол с набором игрушек.
  5. Сенсорный уголок: фибероптическая занавесь, пузырьковая труба с  рыбками.
  6. Маты напольные
  7. Кресла-пуфы
  8. Панно «Кривое зеркало»
  9. Комплект светонепроницаемых штор «Блэкаут»

Практический (обучение диафрагмальному дыханию)

(индивидуальные занятия)

6

  1. Диагностика актуального состояния дыхания (фоновый диагностический сеанс 1,5 мин);
  2. Повтор дыхательных упражнений.
  3. Дыхательная тренировка в  режиме «Столбик» на тренажере

4.    Игровая пауза        

  1. Компьютерный тренажер «Волна» с датчиками пульса.
  2. Снежинки, бумажные перышки, игрушка для повтора дыхательных упражнений.
  3. Песочный стол с набором игрушек.
  4. Сенсорный уголок: фибероптическая занавесь, пузырьковая труба с  рыбками.
  5. Маты напольные
  6. Кресла-пуфы
  7. Панно «Кривое зеркало»
  8. Комплект светонепроницаемых штор «Блэкаут»

7

  1. Диагностика актуального состояния дыхания (фоновый диагностический сеанс 1,5 мин);
  2. Повтор дыхательных упражнений.
  3. Дыхательная тренировка в  режиме «Столбик» на тренажере

4.    Игровая пауза        

8

  1. Диагностика актуального состояния дыхания (фоновый диагностический сеанс 1,5 мин);
  2. Повтор дыхательных упражнений.
  3. Дыхательная тренировка в  режиме «Бабочка» на тренажере(см. учебно-методическое пособие «Техники здоровья», список литературы № , стр 8)  

4.    Игровая пауза        

9

  1. Диагностика актуального состояния дыхания (фоновый диагностический сеанс 1,5 мин);
  2. Повтор дыхательных упражнений.
  3. Дыхательная тренировка в  режиме «Бабочка»  на тренажере

4.    Игровая пауза        

Закрепление

(индивидуально)

10-14

  1. Диагностика актуального состояния дыхания (фоновый диагностический сеанс 1,5 мин);
  2. Повтор дыхательных упражнений.
  3. Дыхательная тренировка.

Для детей, которые хорошо освоили режимы  «Бабочка» и «Столбик» вводится режим «Полоса» и «Прозрачность» (см. учебно-методическое пособие «Техники здоровья», список литературы № , стр. 8)

Также возможно остаться работать в  режимах «Бабочка», «Столбик».

4.    Игровая пауза

Заключительная диагностика

(индивидуально)

15

  1. Диагностический сеанс, аналогичный первичной диагностике, результаты которого позволяют отследить прогресс в тренировке навыков диафрагмального дыхания и успешность проведенного тренинга.
  2. Вторичная психодиагностика (методы подбираются исходя из проблем ребенка, см. Приложение 3)

1. Компьютерный тренажер «Волна» с датчиками пульса.

2. Бланки тестов, в зависимости от используемой методики.

3. Листы бумаги для рисуночной диагностики.

4. Цветные и простые карандаши, мелки, фломастеры (в зависимости от требований методики психодиагностики).

Материально-техническое обеспечение

Оснащение кабинета педагога-психолога

  1. Детская мебель: столы (3 ) и стулья (9)
  2. Демонстрационная доска
  3. Стол для песочной терапии с набором кварцевого песка
  4. Маты напольные (2)
  5. Кресло-пуф (2)
  6. Комплект светонепроницаемых штор «Блэкаут»
  7. Панно «Кривое зеркало»
  8. Стена индивидуальная – «Водопад»
  9. Фибероптическая занавесь с источником света и настенным креплением
  10. Сенсорный уголок – с пузырьковой трубой и рыбками
  11. Стеллаж для книг и дидактических пособий
  12. Ноутбук с установленной  комплексной образовательно-профилактической антистрессовой программой «Волна» для обучения диафрагмальному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции на основе технологии функционального биоуправления/ научно-методическая разработка - В.Ю. Ледина, программное обеспечение – А.В. Черниговский. – Санкт-Петербург, научно-производственная фирма «Амалтея», 2007
  13. Игровой набор «Дары Фребеля»
  14. АРМ педагога-психолога
  15. Палас
  16.  Пакет психодиагностических методик. Тест. Версия 1.10., МПС Психологический центр «Катарсис», Луганск 1992 г.
  17. Автоматизированная система психологических тестов. Версия ОР.10

Список литературы

  1. Бретт Дорис. «Жила-была девочка, похожая на тебя…»: Психотерапевтические истории для детей. – М: Независимая фирма «Класс», 2000 г.
  2. Венгер Л.А. и соавторы. Психолог в детском саду. – М. 1995г.
  3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Австигнеева Т.Д.,  Песочная игротерапия.

  1. Зинкевич-Евстигнеева Е.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб: ООО «Речь», 2002 г.
  2. Лабиринт души: Терапевтические сказки., ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е. – М: Академический проект: Трикста, 2004  г.
  3. Методичекое пособие «Волна:обучение диафрагмальному дыханию», сост. Ледина В.Ю., Зубова Н.А. – СПб., 2007 г.
  4. Миллс Дж., Кроули Р., Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка» - М: Независимая фирма «Класс», 2000 г.
  5. Техники здоровья. Учебно-методическое пособие для работы с детьми младшего щкольного  и старшего дошкольного возраста, сост. Лузик Н.С., Портнова А.А., Федорова Н.А. – СПб., 2006 г.
  6. Хухлаева О., Хухлаев О., Первушина И. Маленькие игры в большое счастье. – М: ЭКСМО-Пресс, 2001 г.

Приложение 1

Сказки по проблемам:

  1. повышенная возбудимость, гиперактивность, дефицит внимания
  1. Миллс Дж., Кроули Р. «Голубая искорка» (сп. лит. № 7, стр. 66)
  2. Хухлаев О.Е., Хухлаева О. В.  «Непоседливая обезьянка» (сп. лит. № 5, стр. 26)
  3. Хухлаев О.Е., Хухлаева О. В.  «Сказка о Ежике, который хотел, чтобы на него обратили внимание» (сп. лит. № 5, стр. 59)

2)  Агрессивность

  1. Хухлаев О.Е., Хухлаева О. В.  «Маленький медвежонок» (сп. лит. № 5, стр. 38)
  2. Хухлаев О.Е., Хухлаева О. В.  «Сказка о Ежике, который хотел, чтобы на него обратили внимание» (сп. лит. № 5, стр. 59)
  3. Анна Смирнова. «Заяц с рюкзаком» (сп. лит. № 4, стр. 114)
  4. Анна Смирнова «Королева капризов» (сп. лит. № 4, стр. 106)

3)  Тревожность, страхи

  1. Хухлаев О.Е., Хухлаева О. В.  «Как кенгуреныш стал самостоятельным» (сп. лит. № 5, стр. 23)
  2. Хухлаев О.Е., Хухлаева О. В.  «Сказка о подсолнечном семечке» (сп. лит. № 5, стр. 24)
  3. Хухлаев О.Е., Хухлаева О. В.  «Сказка про Енота» (сп. лит. № 5, стр. 39)
  4. Хухлаев О.Е., Хухлаева О. В.  «Серое ухо» (сп. лит. №5, стр. 49)
  5. Хухлаев О.Е., Хухлаева О. В.  «Смелый гномик» (сп. лит. № 5, стр. 51)
  6. Хухлаев О.Е., Хухлаева О. В.  «Медвежонок и Баба Яга» (сп. лит. № 5, стр. 52)
  7. Хухлаев О.Е., Хухлаева О. В.  «Мышонок и темнота» (сп. лит. № 5, стр. 54)
  8. Хухлаев О.Е., Хухлаева О. В.  «Белочка Нуся»» (сп. лит. № 5, стр. 55)
  9. Хухлаев О.Е., Хухлаева О. В.  «Слоненок, который боялся темноты» (сп. лит. № 5, стр. 57)
  10. Кулешова Юлия «Сказка про девочку, которая боялась темных кладовок» (сп. лит. № 4, стр. 91)

4)  Нарушения ДРО, ревность к сиблингам

       1)  Миллс Дж., Кроули Р. «Ураган» (сп. лит. № 7, стр. 42)

2) Хухлаев О.Е., Хухлаева О. В.  «Сказка о зайчике, который обиделся на свою маму»    (сп. лит. № 9, стр. 42)

       3)  Хухлаев О.Е., Хухлаева О. В.  «Гномик» (сп. лит. № 5, стр. 45)

       4) Хухлаев О.Е., Хухлаева О. В.  «Сказка о маленьком Тигренке» (сп. лит. № 5, стр.   48)

       5) Наталья Никитина . «Мышонок и темнота» (сп. лит. № 4, стр. 113)

       6)  Зинкевич-Австигнеева Т.Д. «Сказка про медвежонка» (сп. лит. №4 , стр. 119)

       7) Хухлаев О.Е., Хухлаева О. В.  «Маленький гном» (сп. лит. №5 , стр. 31)

       8) Хухлаев О.Е., Хухлаева О. В.  «Сказка о песике по имени Тюбик»» (сп. лит. № 5, стр. 33)

  5) Психотравмирующие ситуации

        1) Миллс Дж., Кроули Р. «Трехногая собака» (уход члена семьи, смерть) (сп. лит. № 7, стр. 63)

        2)  Миллс Дж., Кроули Р. «Ванесса и ее сад» (переезд) (сп. лит. №7 , стр. 65)

        3) Миллс Дж., Кроули Р. «Произведение искусства» (раздел детей, определение    места жительства) (сп. лит. № 7, стр. 67)

        4) Анна Смирнова.  «Расставание» (развод) (сп. лит. № 4, стр. 163)

  6) Неврозоподобные состояния

        1) Миллс Дж., Кроули Р. «Соблюдайте очередь!» (сосание пальцев, грызут ногти) (сп. лит. № 7, стр. 44)

         2) Миллс Дж., Кроули Р. «Что любит Сара» (дневной энурез) (сп. лит. № 7, стр. 45)

   7) Основы историй по всем проблемам

            Бретт Дорис. «Жила-была девочка, похожая на тебя…» (сп. лит. № 1 )

Приложение 2

Бланк «Силуэт человека»

Описание: Mavericks:Users:justsaytima:Desktop:с3.jpg

Приложение 3

Психодиагностичекие методики

  1. Кинетичекий рисунок семьи. Р Бернс, С. Кауфман.
  2. Тест «Рисунок человека» К. Маховер, Ф. Гудинаф.
  3. М.А. Панфилова «Кактус»
  4. Детский проективный тест тревожности  Р. Теммл, М Дорки, В. Аммен
  5. Тест «Неоконченные предложения» Сакса-Леви, модификация А.Б. Орлова
  6. САТ
  7. Тест на определение уровня самооценки В. Щур «Лесенка»
  8. Цветовой тест Люшера(возможно использование в работе с родителями и старшими дошкольниками)
  9. Диагностика страхов ребенка. Опросник Захаровой А.И.
  10. Тест Баса-Дарки «Исследование агрессивных тенденций» (для родителей)
  11. Корректурная проба
  12. Тест на внимание «Перепутанные линии»
  13. Тест родительских отношений (Варга А.Я., Столин В.В.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Ребёнок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад, он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжёлу...

Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста с признаками одаренности в специальном (коррекционном) образовании.

В данной статье рассказывается о психологическом сопрвождении детей с признаками одаренности в дошкольном коррекционном образовании. Описываются основные направления психолого-педагогического сопровож...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса...

Рабочая программа психологического сопровождения детей раннего возраста в ГКП

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую соци...

Коррекция нарушений у детей дошкольного возраста в эмоционально-волевой сфере (агрессивность)

В современном обществе проблема агрессивного поведения обостряется всё больше и больше. Практически каждый день все мы становимся, так или иначе, жертвами агрессивных проявлений или наблюдателями конф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА по психологическому сопровождению детей дошкольного возраста на 2020-2021учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГАпо психологическому сопровождениюдетей дошкольного возрастана 2020-2021учебный год...