Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
учебно-методический материал по теме
Сопровождение детей дошкольного возраста
с тяжелыми нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soprovozhdenie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 19.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Сопровождение детей дошкольного возраста
с тяжелыми нарушениями речи.
Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.
Детям с тяжелыми нарушениями речи свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающим, и поэтому эмоциональный контакт со взрослым, потребность в общении с ним у ребенка в раннем возрасте часто совсем не возникает.
Главными задачами коррекционной работы с проблемными детьми являются, во-первых, формирование у них эмоционального контакта со взрослыми, во-вторых, обучение ребенка способам усвоения общественного опыта.
Эмоциональное общение взрослого и ребенка возникает на основе совместных действий, которые должны сопровождаться приветливой улыбкой и ласковым голосом. Нормально развивающийся ребенок очень рано совершает действия по словесной инструкции, но первые инструкции даются в привычной для ребенка ситуации и чаще всего сопровождаются соответствующими действиями или жестами взрослого (то есть развивается ситуативное понимание речи).
Распределение внимания между речью и практическим действием для детей с патологией речи оказывается трудной, практически невыполнимой задачей. Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий) часто являются несформированными или значительно нарушенными, причем наиболее страдает упреждающий, связанный с анализом условий задания, и текущий (в процессе выполнения задания) виды контроля. Последующий контроль (контроль по результату), его отдельные элементы проявляются в основном при дополнительной помощи педагога. Особенности произвольного внимания у детей с недоразвитием речи ярко проявляются в характере отвлечений: «посмотрел в окно (по сторонам)», «осуществляет действия, не связанные с выполнением задания».
У детей специализированных коррекционных (особенно логопедических) групп большие внутренние резервы, часто бывают очень хорошие природные способности. Однако проявлять их из-за ограничения в развитии речи, гипервозбудимости или заторможенности этим детям трудно. Значит, наша цель — помочь им реализовать свои задатки путем подбора наиболее адекватной тактики коррекционной работы, выбора специальных приемов и методов воздействия на все сферы личности ребенка. Коррекционная работа ведется на основе принципа формирующего и щадящего обучения. Мы обучаем детей элементам психогимнастики, релаксации, переключению с одного вида деятельности на другой
Начинается работа специалиста с обследования, в ходе которого собираются сведения о ребенке и выстраивается специальная индивидуальная программа развития.
Первое направление:
«Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы»
- преодоление барьеров в общении
- развитие личности дошкольника с нарушением речи
Формы работы:
1.Психогимнастика
- снятие психомышечного напряжения;
- учит выражать свои чувства и понимать чувства других;
вырабатываются положительные черты характера; - преодолеваются невротические симптомы.
2.Обучение распознавать и выражать эмоции
- знакомятся с основными эмоциями.
- учатся различать эмоции и выражать их.
- определяют эмоциональные состояния своих сверстников
3.Игры- драматизации.
- повышается самооценка;
- соотносят эмоциональное состояние с ситуацией;
- развивается мимика, пантомимика, интонационная сторона речи;
- вырабатывается умение выступать перед публикой.
4.Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании.
Второе направление:
«Коррекция познавательных процессов и развитие произвольной регуляции»
Целевые установки и задачи направлены на:
- формирование регуляторного компонента деятельности;
- коррекцию и развитие компонентов познавательной сферы;
- формирование продуктивных способов мыслительной деятельности;
- предупреждение и исправление возможных нарушений общения и
поведения.
Формы работы:
- дидактические игры
- игры с правилами
- словесные игры
- конструирование
- компьютерные игры-ходилки
Итоги коррекционной работы показывают, что кроме достижения детьми главной цели - адекватного эмоционального реагирования на основе развития их сенсомоторного потенциала, позитивные изменения попутно происходят в развитии высших психических функций (мышления, речи, памяти, воображения, внимания) и личности в целом:
- совершенствуются такие важные мыслительные операции, как классификация и обобщение. Не овладев ими, невозможно точно дифференцировать ощущения, сделать исчерпывающее заключение о качествах сенсорных стимулов;
- в речи дошкольников отмечено увеличение словарного запаса, особенно прилагательных; а также активное использование ими слов-синонимов. Речь детей приобретает большую выразительность. Посредством речи дети способны передавать не только свои знания, суждения о чем-то, но и свои желания, чувства, переживания, т.е. то, что их волнует, радует, возмущает;
- среди различных видов памяти наиболее очевидная динамика зафиксирована в развитии эмоциональной памяти. Младшие школьники, дети риска с легкостью запоминают эмоционально окрашенное содержание учебного материала, а также факты и события повседневной жизни, которые связаны с их личными переживаниями (приятными и не очень). Развитие эмоциональной памяти важно и для возникновения у детей высших чувств, таких как стыд, угрызения совести;
- совершенствуется воображение. Содержание образов, созданных на основе имеющихся описаний, сказок, текстов, значительно обогащается. С привнесением личностного отношения они наполняются эмоциональностью, красочностью и яркостью;
- заметно увеличивается объем внимания дошкольников; получают импульс к развитию такие его качества, как устойчивость и произвольность. Дети становятся более внимательными к другим людям, к их эмоциям, чувствам, желаниям, словам и поступкам, успехам и неудачам, проявляют сочувствие и стремление помочь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психологическое здоровье ребенка в руках взрослых» по теме «Обеспечение адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к новым социальным условиям в процессе взаимодействия всех участников образовательных отношений»
Поиск эффективных средств адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к новым социальным условиям с целью снижения психоэмоционального напряжения....
Программа адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи
Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребѐнка», Закона РФ ...
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет
Целью Адаптированной основной образовательной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием...
Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи ________________________________________
Работав доу по психологическомусопровождению детейс тнр...
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад 1
Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматр...
«Повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у воспитанников старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием авторского мини сборника дидактических пособий «Логопедические помощники»»
Актуальность данного пособия заключается в том, что, работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и проц...
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...