Главные вкладки

    Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
    учебно-методический материал по теме

    Сопровождение  детей дошкольного возраста

    с тяжелыми нарушениями речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл soprovozhdenie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx19.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сопровождение  детей дошкольного возраста

    с тяжелыми нарушениями речи.

       Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети  имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих  их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

       Детям с тяжелыми нарушениями речи свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающим, и поэтому эмоциональный контакт со взрослым, потребность в общении с ним у ребенка в раннем возрасте часто совсем не возникает.
       Главными задачами коррекционной работы с проблемными детьми являются,
     во-первых, формирование у них эмоционального контакта со взрослыми, во-вторых, обучение ребенка способам усвоения общественного опыта.
      Эмоциональное общение взрослого и ребенка возникает на основе совместных действий, которые должны сопровождаться приветливой улыбкой и ласковым голосом. Нормально развивающийся ребенок очень рано совершает действия по словесной инструкции, но первые инструкции даются в привычной для ребенка ситуации и чаще всего сопровождаются соответствующими действиями или жестами взрослого (то есть развивается ситуативное понимание речи).

          Распределение внимания между речью и практическим действием для детей с патологией речи оказывается трудной, практически невыполнимой задачей. Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий) часто являются несформированными или значительно нарушенными, причем наиболее страдает упреждающий, связанный с анализом условий задания, и текущий (в процессе выполнения задания) виды контроля. Последующий контроль (контроль по результату), его отдельные элементы проявляются в основном при дополнительной помощи педагога. Особенности произвольного внимания у детей с недоразвитием речи ярко проявляются в характере отвлечений: «посмотрел в окно (по сторонам)», «осуществляет действия, не связанные с выполнением задания».

        У детей специализированных коррекционных (особенно логопедических) групп большие внутренние резервы, часто бывают очень хорошие природные способности. Однако проявлять их из-за ограничения в развитии речи, гипервозбудимости или заторможенности этим детям трудно. Значит, наша цель — помочь им реализовать свои задатки путем подбора наиболее адекватной тактики коррекционной работы, выбора специальных приемов и методов воздействия на все сферы личности ребенка. Коррекционная работа ведется на основе принципа формирующего и щадящего обучения. Мы обучаем детей элементам психогимнастики, релаксации, переключению с одного вида деятельности на другой

    Начинается работа специалиста с обследования, в ходе которого собираются сведения о ребенке и выстраивается специальная индивидуальная программа развития.

    Первое направление:

     «Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы»

    • преодоление барьеров в общении
    • развитие личности дошкольника с нарушением речи

    Формы работы:

    1.Психогимнастика

    • снятие психомышечного напряжения;
    • учит выражать свои чувства и  понимать чувства других;
      вырабатываются положительные черты характера;
    • преодолеваются невротические симптомы.

    2.Обучение распознавать и выражать эмоции

    • знакомятся с основными эмоциями.
    • учатся различать эмоции и выражать их.
    • определяют эмоциональные состояния своих сверстников

    3.Игры- драматизации.

    • повышается самооценка;
    • соотносят эмоциональное состояние с ситуацией;
    • развивается мимика, пантомимика, интонационная сторона речи;
    • вырабатывается умение выступать перед публикой.

     4.Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании.

    Второе направление:

     «Коррекция познавательных процессов и развитие произвольной регуляции»

    Целевые установки  и задачи   направлены на:

    • формирование регуляторного компонента деятельности;
    • коррекцию и развитие  компонентов познавательной сферы;
    • формирование продуктивных способов мыслительной деятельности;
    • предупреждение и исправление возможных нарушений общения и

    поведения.

    Формы работы:

    • дидактические игры
    • игры с правилами
    • словесные игры
    • конструирование
    • компьютерные игры-ходилки

    Итоги коррекционной работы показывают, что кроме достижения детьми главной цели - адекватного эмоционального реагирования на основе развития их сенсомоторного потенциала, позитивные изменения попутно происходят в развитии высших психических функций (мышления, речи, памяти, воображения, внимания) и личности в целом:

    - совершенствуются такие важные мыслительные операции, как классификация и обобщение. Не овладев ими, невозможно точно дифференцировать ощущения, сделать исчерпывающее заключение о качествах сенсорных стимулов;

    - в речи дошкольников отмечено увеличение словарного запаса, особенно прилагательных; а также активное использование ими слов-синонимов. Речь детей приобретает большую выразительность. Посредством речи дети способны передавать не только свои знания, суждения о чем-то, но и свои желания, чувства, переживания, т.е. то, что их волнует, радует, возмущает;

    - среди различных видов памяти наиболее очевидная динамика зафиксирована в развитии эмоциональной памяти. Младшие школьники, дети риска с легкостью запоминают эмоционально окрашенное содержание учебного материала, а также факты и события повседневной жизни, которые связаны с их личными переживаниями (приятными и не очень). Развитие эмоциональной памяти важно и для возникновения у детей высших чувств, таких как стыд, угрызения совести;

    - совершенствуется воображение. Содержание образов, созданных на основе имеющихся описаний, сказок, текстов, значительно обогащается. С привнесением личностного отношения они наполняются эмоциональностью, красочностью и яркостью;

    - заметно увеличивается объем внимания дошкольников; получают импульс к развитию такие его качества, как устойчивость и произвольность. Дети становятся более внимательными к другим людям, к их эмоциям, чувствам, желаниям, словам и поступкам, успехам и неудачам, проявляют сочувствие и стремление помочь.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мультимедийное сопровождение занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

    «Дружба с белкой» интегрированное занятий по формированию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи...

    «Влияние зрительного восприятия на развитие речи неговорящего ребенка раннего и младшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи».

    Статья будет полезна логопедам, воспитателям, родителям, столкнувшимся с проблемой - неговорящий малыш! Как опираясь на зрительное восприятие, можно вызвать речь, стимулировать ее развитие. В статье п...

    СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.

    В данной статье раскрываются методы, приёмы коррекционно-развивающей работы, системный подход к развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР). Осо...

    Использование нетрадиционных методов на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

    Я решила апробировать методику, которая позволила бы решать не только общие, но и специфические коррекционные задачи (коррекция речи, психических процессов и познавательной деятельности). Кроме того, ...

    «Психологическое здоровье ребенка в руках взрослых» по теме «Обеспечение адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к новым социальным условиям в процессе взаимодействия всех участников образовательных отношений»

    Поиск эффективных средств адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи  к новым социальным условиям  с целью снижения  психоэмоционального напряжения....

    Программа адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи

    Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребѐнка», Закона РФ ...