«Психологическое здоровье ребенка в руках взрослых» по теме «Обеспечение адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к новым социальным условиям в процессе взаимодействия всех участников образовательных отношений»
проект по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Елена Викторовна Бондарева

Поиск эффективных средств адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи  к новым социальным условиям  с целью снижения  психоэмоционального напряжения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Психологическое здоровье ребенка в руках взрослых»

по теме «Обеспечение адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к новым социальным условиям в процессе взаимодействия всех участников образовательных отношений»

Разработчик проекта:

педагог-психолог

Шубина Е.В.

2017

Тип: педагогический.

Проблема: поиск эффективных средств адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи  к новым социальным условиям  с целью снижения  психоэмоционального напряжения.

Предмет: система мероприятий, направленная на создание оптимальных условий для успешной адаптации к условиям группы компенсирующей направленности в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Участники: дети группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи; педагоги (педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели); родители.

По времени: долгосрочный  (сентябрь – май)

Цель: создание условий, обеспечивающих адаптацию детей старшего дошкольного возраста  с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) к новым социальным условиям.

Задачи:

  1. Создать развивающую предметно-пространственную среду и систему социальных отношений между участниками образовательного процесса, положительно влияющих на адаптивные возможности детей с ТНР.
  2. Обеспечить психолого-педагогическое просвещение родителей и педагогов об особенностях адаптации старших дошкольников с ТНР к условиям группы компенсирующей направленности и способах взаимодействия с детьми
  3. Осуществить коррекционно-развивающую работу с детьми, направленную на снижение уровня тревожности, повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков, обучение детей приемам снятия психоэмоционального напряжения.

Основные направления в работе с детьми

  • Обеспечение  эмоционального благополучия;
  • Обучение приемам снятия психоэмоционального напряжения;
  • Снижение уровня тревожности;
  • Формирование и поддержка положительной самооценки, уверенности в своих собственных  возможностях и способностях, мотивация;
  • Развитие коммуникативных навыков;
  • Развитие эмпатийности;
  • Повышение адаптационных физиологических  возможностей организма.

Используемые в проекте виды детской деятельности:

  • Развивающие игры и упражнения;
  • Тренинги, элементы аутотренинга;
  • Релаксационные упражнения;
  • Беседы;  
  • Сказкотерапия;
  • Музыкотерапия;
  • Игротерапия;
  • Элементы арт-терапии;
  • Игры-драматизации;
  • Подвижные игры;
  • Творческие игры;
  • Коллективное рисование;
  • Психогимнастика;
  • Упражнения на развитие мелкой моторики рук  и др.
  • Работа в сенсорной комнате.

Формы работы с семьями воспитанников

  • Беседы;
  • Анкетирование, опрос;
  • Памятки;
  • Консультации;
  • Показ мероприятий по работе с детьми;
  • Мастер-классы;
  • Круглые столы;
  • Педагогические мастерские.

Ожидаемые результаты: 

  • организована предметно-пространственная развивающая среда и материально-техническое оснащение,  обеспечивающее организацию  коррекционно-развивающих мероприятий направленных на снятие психоэмоциоанального напряжения и выработку коммуникативных навыков  в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
  • созданы психолого-педагогические условия, включающие систему социальных отношений между всеми участниками образовательных отношений, положительно влияющих  на адаптивные возможности детей.
  • выработана система взаимодействия с семьями воспитанников, направленная на преодоление проявлений дезадаптации у детей и обеспечены эффективные способы взаимодействия с детьми
  • сформированы компетенции у педагогов по вопросам организации сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в период адаптации.
  • положительная динамика снижения психоэмоционального напряжения  и дезадаптации у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) до 20%.
  • дети владеют навыками саморегуляции и приемами снятия психоэмоционального напряжения.
  • у детей сформированы коммуникативные навыки.
  • прослеживается  устойчивая и положительная динамика в самооценке и уверенности в себе, своих силах.    
  • у детей развита эмпатийность.

Сентябрь-май

Этапы

1 этап подготовительный

Период

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Сентябрь

  • Подбор и изучение методической литературы, информационных интернет ресурсов.
  • Подбор музыкальных композиций для музыкотерапии, упражнений и игр для арт-терапии, песочной терапии, сказкотерапии, игр-драматизаций.
  • Подготовка презентаций, видеоматериалов, дидактического и  иллюстративного материала.
  • Составление плана работы в рамках проекта.
  • Разработка методических материалов для реализации проекта

Подбор и изучение методической литературы, информационных интернет ресурсов

Подбор и изучение методической литературы, информационных интернет ресурсов

2 этап - основной

Период

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Сентябрь

Тренинг «Давайте знакомится!»

(формирование интереса и сплочение группы, снятие эмоционального напряжения у детей)

Тренинг-знакомство с родителями группы «Давайте познакомимся!»

Консультация «Адаптационный период в детском саду»

Диагностическое обследование познавательной сферы у детей

Анкета – знакомство с родителями

Памятка – рекомендации «Адаптационный период в жизни Вашего ребенка»

Памятка «Психическое развитие ребенка 4-5 лет»

Памятка «Психическое развитие ребенка 4-5 лет»

Октябрь

Методика арт-терапия

тест «Рисунок семьи»

Релаксационные упражнения с применением психогимнастики и музыкотерапии: «Медведи», «Буратино»

Диагностика межличностных конфликтов (общие сведения о ребенке, эмоциональное развитие ребенка, особенности воспитания ребенка в семье, его склонности и интересы)

Беседа, подведение итогов диагностического обследования, обсуждение уровней актуального психического развития детей, совместная разработка образовательных маршрутов на каждого ребенка

Ноябрь

Практикум в паре «родитель-ребенок»  с использованием методик: музыкотерапии, арт-терапии, релаксационных упражнений, творческого упражнения, динамической игры, на тему:

«Наши дети – какие они?» сплочение группы родителей, учить родителей анализировать качества и свойства характера своих детей.

Практикум в паре «родитель-ребенок» с использованием методик: музыкотерапии, арт-терапии, релаксационных упражнений, творческого упражнения, динамической игры, на тему:

«Наши дети – какие они?» сплочение группы родителей, учить родителей анализировать качества и свойства характера своих детей.

Практикум в паре «родитель-ребенок» с использованием методик: музыкотерапии, арт-терапии, релаксационных упражнений, творческого упражнения, динамической игры, на тему:

«Наши дети – какие они?» сплочение группы родителей, учить родителей анализировать качества и свойства характера своих детей.

Комплекс упражнений направленных на снятие конфликтности и снятие эмоционального напряжения с использованием игровой терапии, музыкотерапии, релаксационных упражнений «Давайте поиграем!»

Декабрь

Графическая методика с использованием арт-терапии «Кактус»

Консультация «Учимся играя, значение игры на развитие психики ребенка»

Организованная игровая деятельность совместно с родителями, с использованием методик: музыкотерапии, релаксационных упражнений «Мир наоборот» совместно с родителями, с целью объединить взрослых и детей в совместных играх, раскрепощение детей и взрослых (разрядка агрессивных импульсов), переформирование стереотипов восприятия у детей – взрослых, у взрослых – детей

Организованная игровая деятельность совместно с детьми, с использованием методик: музыкотерапии, релаксационных упражнений «Мир наоборот» совместно с родителями, с целью объединить взрослых и детей в совместных играх, раскрепощение детей и взрослых (разрядка агрессивных импульсов), переформирование стереотипов восприятия у детей – взрослых, у взрослых – детей

Организованная игровая деятельность совместно с детьми, с использованием методик: музыкотерапии, релаксационных упражнений «Мир наоборот» совместно с родителями, с целью объединить взрослых и детей в совместных играх, раскрепощение детей и взрослых (разрядка агрессивных импульсов), переформирование стереотипов восприятия у детей – взрослых, у взрослых – детей

Январь

Игра-этюд, с использованием методик: психогимнастики, музыкотерапии

Консультация-практикум «Изучение игр для развития общения»

Мастер-класс

«Уроки здоровья»

(обучение методам релаксации, снятие эмоционального напряжения у ребенка)

Игра «Дождь в лесу» с использованием методики релаксации, музыкотерапии

Игра сказка «Два жадных медвежонка» с использованием сказкотерапии, музыкотерапии

Музыкальная релаксация.

Упражнение для активизации жизненных сил для гиперактивных детей, муз. М. Равеля «Болеро»

Рекомендации по применению музыкальных композиций

Февраль

Театрализованные игры: игра-сказка «О рыбаке и рыбке»,  игра-сказка «Воробьиная семья» на развитие эмоций, творческой активности, коррекция страха и тревоги

Опросник родительского отношения А.Я. Варяги, В.В. Столина

Проективная методика «Рисунок семьи» дети старших – подготовительных к школе групп

Релаксационные упражнения: «Порхание бабочки»,  

«Путешествие на облаке»

Тренинг «Общение» развитие коммуникативных навыков. Формирование и развитие навыков группового взаимодействия

Консультация для родителей «Объем коммуникативных навыков старшего дошкольника»

Март

Организованная игровая деятельность в сенсорной комнате, с использованием методик: музыкотерапии,

сказкотерапии, психогимнастики.

Релаксационные упражнения: «Порхание бабочки»,

«Облака», двигательные упражнения: «Прогулка по сказочному лесу», «Солнышко-тучка», «Порхающая бабочка»,  «Спящий котенок»»

Анкетирование родителей по одаренности «Определение уровня проявления способностей ребенка» Сазанов А.Н. (Родители детей из старших групп).

Апрель

Организованная игровая деятельность  в сенсорной комнате, с использованием методик: музыкотерапия «Звуки природы», «Шум моря», «Шум дождя»; релаксационные упражнения: «Воздушные шарики», «Росток»,

«Сосулька»,

«Птички», «Порхание бабочки» и т.д.

Индивидуальные беседы с родителями, консультирование по психическому и эмоциональному состоя

Диагностическое обследование развития познавательной сферы ребенка

Май

Тренинг «Давайте жить дружно» педагоги, дети и родители

Тренинг «Давайте жить дружно» педагоги, дети и родители

Тренинг «Давайте жить дружно!» педагоги, дети и родители

Организованная игровая деятельность с использованием  «Рисуем настроение»

Консультация «Влияние арт-терапии на развитие ребенка»

Консультация – практикум «Арт-терапевтические техники в работе с дошкольниками»

3 этап – завершающий

Период

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Май

Диагностическое обследование интеллектуального и эмоционального развития у детей

Анкетирование родителей.

Итоговое собрание с просмотром презентации «Наши достижения!»

Просмотр презентации о проделанной работе с  обсуждением и подведением итогов диагностического обследования детей