Главные вкладки

    «Психологическое здоровье ребенка в руках взрослых» по теме «Обеспечение адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к новым социальным условиям в процессе взаимодействия всех участников образовательных отношений»
    проект по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

    Шубина Елена Викторовна

    Поиск эффективных средств адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи  к новым социальным условиям  с целью снижения  психоэмоционального напряжения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Психологическое здоровье ребенка в руках взрослых»

    по теме «Обеспечение адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к новым социальным условиям в процессе взаимодействия всех участников образовательных отношений»

    Разработчик проекта:

    педагог-психолог

    Шубина Е.В.

    2017

    Тип: педагогический.

    Проблема: поиск эффективных средств адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи  к новым социальным условиям  с целью снижения  психоэмоционального напряжения.

    Предмет: система мероприятий, направленная на создание оптимальных условий для успешной адаптации к условиям группы компенсирующей направленности в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

    Участники: дети группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи; педагоги (педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели); родители.

    По времени: долгосрочный  (сентябрь – май)

    Цель: создание условий, обеспечивающих адаптацию детей старшего дошкольного возраста  с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) к новым социальным условиям.

    Задачи:

    1. Создать развивающую предметно-пространственную среду и систему социальных отношений между участниками образовательного процесса, положительно влияющих на адаптивные возможности детей с ТНР.
    2. Обеспечить психолого-педагогическое просвещение родителей и педагогов об особенностях адаптации старших дошкольников с ТНР к условиям группы компенсирующей направленности и способах взаимодействия с детьми
    3. Осуществить коррекционно-развивающую работу с детьми, направленную на снижение уровня тревожности, повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков, обучение детей приемам снятия психоэмоционального напряжения.

    Основные направления в работе с детьми

    • Обеспечение  эмоционального благополучия;
    • Обучение приемам снятия психоэмоционального напряжения;
    • Снижение уровня тревожности;
    • Формирование и поддержка положительной самооценки, уверенности в своих собственных  возможностях и способностях, мотивация;
    • Развитие коммуникативных навыков;
    • Развитие эмпатийности;
    • Повышение адаптационных физиологических  возможностей организма.

    Используемые в проекте виды детской деятельности:

    • Развивающие игры и упражнения;
    • Тренинги, элементы аутотренинга;
    • Релаксационные упражнения;
    • Беседы;  
    • Сказкотерапия;
    • Музыкотерапия;
    • Игротерапия;
    • Элементы арт-терапии;
    • Игры-драматизации;
    • Подвижные игры;
    • Творческие игры;
    • Коллективное рисование;
    • Психогимнастика;
    • Упражнения на развитие мелкой моторики рук  и др.
    • Работа в сенсорной комнате.

    Формы работы с семьями воспитанников

    • Беседы;
    • Анкетирование, опрос;
    • Памятки;
    • Консультации;
    • Показ мероприятий по работе с детьми;
    • Мастер-классы;
    • Круглые столы;
    • Педагогические мастерские.

    Ожидаемые результаты: 

    • организована предметно-пространственная развивающая среда и материально-техническое оснащение,  обеспечивающее организацию  коррекционно-развивающих мероприятий направленных на снятие психоэмоциоанального напряжения и выработку коммуникативных навыков  в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
    • созданы психолого-педагогические условия, включающие систему социальных отношений между всеми участниками образовательных отношений, положительно влияющих  на адаптивные возможности детей.
    • выработана система взаимодействия с семьями воспитанников, направленная на преодоление проявлений дезадаптации у детей и обеспечены эффективные способы взаимодействия с детьми
    • сформированы компетенции у педагогов по вопросам организации сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в период адаптации.
    • положительная динамика снижения психоэмоционального напряжения  и дезадаптации у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) до 20%.
    • дети владеют навыками саморегуляции и приемами снятия психоэмоционального напряжения.
    • у детей сформированы коммуникативные навыки.
    • прослеживается  устойчивая и положительная динамика в самооценке и уверенности в себе, своих силах.    
    • у детей развита эмпатийность.

    Сентябрь-май

    Этапы

    1 этап подготовительный

    Период

    Работа с детьми

    Работа с родителями

    Работа с педагогами

    Сентябрь

    • Подбор и изучение методической литературы, информационных интернет ресурсов.
    • Подбор музыкальных композиций для музыкотерапии, упражнений и игр для арт-терапии, песочной терапии, сказкотерапии, игр-драматизаций.
    • Подготовка презентаций, видеоматериалов, дидактического и  иллюстративного материала.
    • Составление плана работы в рамках проекта.
    • Разработка методических материалов для реализации проекта

    Подбор и изучение методической литературы, информационных интернет ресурсов

    Подбор и изучение методической литературы, информационных интернет ресурсов

    2 этап - основной

    Период

    Работа с детьми

    Работа с родителями

    Работа с педагогами

    Сентябрь

    Тренинг «Давайте знакомится!»

    (формирование интереса и сплочение группы, снятие эмоционального напряжения у детей)

    Тренинг-знакомство с родителями группы «Давайте познакомимся!»

    Консультация «Адаптационный период в детском саду»

    Диагностическое обследование познавательной сферы у детей

    Анкета – знакомство с родителями

    Памятка – рекомендации «Адаптационный период в жизни Вашего ребенка»

    Памятка «Психическое развитие ребенка 4-5 лет»

    Памятка «Психическое развитие ребенка 4-5 лет»

    Октябрь

    Методика арт-терапия

    тест «Рисунок семьи»

    Релаксационные упражнения с применением психогимнастики и музыкотерапии: «Медведи», «Буратино»

    Диагностика межличностных конфликтов (общие сведения о ребенке, эмоциональное развитие ребенка, особенности воспитания ребенка в семье, его склонности и интересы)

    Беседа, подведение итогов диагностического обследования, обсуждение уровней актуального психического развития детей, совместная разработка образовательных маршрутов на каждого ребенка

    Ноябрь

    Практикум в паре «родитель-ребенок»  с использованием методик: музыкотерапии, арт-терапии, релаксационных упражнений, творческого упражнения, динамической игры, на тему:

    «Наши дети – какие они?» сплочение группы родителей, учить родителей анализировать качества и свойства характера своих детей.

    Практикум в паре «родитель-ребенок» с использованием методик: музыкотерапии, арт-терапии, релаксационных упражнений, творческого упражнения, динамической игры, на тему:

    «Наши дети – какие они?» сплочение группы родителей, учить родителей анализировать качества и свойства характера своих детей.

    Практикум в паре «родитель-ребенок» с использованием методик: музыкотерапии, арт-терапии, релаксационных упражнений, творческого упражнения, динамической игры, на тему:

    «Наши дети – какие они?» сплочение группы родителей, учить родителей анализировать качества и свойства характера своих детей.

    Комплекс упражнений направленных на снятие конфликтности и снятие эмоционального напряжения с использованием игровой терапии, музыкотерапии, релаксационных упражнений «Давайте поиграем!»

    Декабрь

    Графическая методика с использованием арт-терапии «Кактус»

    Консультация «Учимся играя, значение игры на развитие психики ребенка»

    Организованная игровая деятельность совместно с родителями, с использованием методик: музыкотерапии, релаксационных упражнений «Мир наоборот» совместно с родителями, с целью объединить взрослых и детей в совместных играх, раскрепощение детей и взрослых (разрядка агрессивных импульсов), переформирование стереотипов восприятия у детей – взрослых, у взрослых – детей

    Организованная игровая деятельность совместно с детьми, с использованием методик: музыкотерапии, релаксационных упражнений «Мир наоборот» совместно с родителями, с целью объединить взрослых и детей в совместных играх, раскрепощение детей и взрослых (разрядка агрессивных импульсов), переформирование стереотипов восприятия у детей – взрослых, у взрослых – детей

    Организованная игровая деятельность совместно с детьми, с использованием методик: музыкотерапии, релаксационных упражнений «Мир наоборот» совместно с родителями, с целью объединить взрослых и детей в совместных играх, раскрепощение детей и взрослых (разрядка агрессивных импульсов), переформирование стереотипов восприятия у детей – взрослых, у взрослых – детей

    Январь

    Игра-этюд, с использованием методик: психогимнастики, музыкотерапии

    Консультация-практикум «Изучение игр для развития общения»

    Мастер-класс

    «Уроки здоровья»

    (обучение методам релаксации, снятие эмоционального напряжения у ребенка)

    Игра «Дождь в лесу» с использованием методики релаксации, музыкотерапии

    Игра сказка «Два жадных медвежонка» с использованием сказкотерапии, музыкотерапии

    Музыкальная релаксация.

    Упражнение для активизации жизненных сил для гиперактивных детей, муз. М. Равеля «Болеро»

    Рекомендации по применению музыкальных композиций

    Февраль

    Театрализованные игры: игра-сказка «О рыбаке и рыбке»,  игра-сказка «Воробьиная семья» на развитие эмоций, творческой активности, коррекция страха и тревоги

    Опросник родительского отношения А.Я. Варяги, В.В. Столина

    Проективная методика «Рисунок семьи» дети старших – подготовительных к школе групп

    Релаксационные упражнения: «Порхание бабочки»,  

    «Путешествие на облаке»

    Тренинг «Общение» развитие коммуникативных навыков. Формирование и развитие навыков группового взаимодействия

    Консультация для родителей «Объем коммуникативных навыков старшего дошкольника»

    Март

    Организованная игровая деятельность в сенсорной комнате, с использованием методик: музыкотерапии,

    сказкотерапии, психогимнастики.

    Релаксационные упражнения: «Порхание бабочки»,

    «Облака», двигательные упражнения: «Прогулка по сказочному лесу», «Солнышко-тучка», «Порхающая бабочка»,  «Спящий котенок»»

    Анкетирование родителей по одаренности «Определение уровня проявления способностей ребенка» Сазанов А.Н. (Родители детей из старших групп).

    Апрель

    Организованная игровая деятельность  в сенсорной комнате, с использованием методик: музыкотерапия «Звуки природы», «Шум моря», «Шум дождя»; релаксационные упражнения: «Воздушные шарики», «Росток»,

    «Сосулька»,

    «Птички», «Порхание бабочки» и т.д.

    Индивидуальные беседы с родителями, консультирование по психическому и эмоциональному состоя

    Диагностическое обследование развития познавательной сферы ребенка

    Май

    Тренинг «Давайте жить дружно» педагоги, дети и родители

    Тренинг «Давайте жить дружно» педагоги, дети и родители

    Тренинг «Давайте жить дружно!» педагоги, дети и родители

    Организованная игровая деятельность с использованием  «Рисуем настроение»

    Консультация «Влияние арт-терапии на развитие ребенка»

    Консультация – практикум «Арт-терапевтические техники в работе с дошкольниками»

    3 этап – завершающий

    Период

    Работа с детьми

    Работа с родителями

    Работа с педагогами

    Май

    Диагностическое обследование интеллектуального и эмоционального развития у детей

    Анкетирование родителей.

    Итоговое собрание с просмотром презентации «Наши достижения!»

    Просмотр презентации о проделанной работе с  обсуждением и подведением итогов диагностического обследования детей


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения.

    В соответствии с современными требованиями в образовании одним из основных компонентов является включение детей с общим недоразвитием речи (всех уровней) в среду  нормально развивающихся сверстни...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ПОЗНАНИЕ" ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

    Математика является одним из важных и в то же время наиболее сложных для усвоения детьми учебных предметов, поэтому в современной педагогике и психологии значительное внимание уделяется проблеме подго...

    Система взаимодействия специалистов в коррекционо-развивающей работе для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

    . Модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов ДОУ в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями (в нашем случае, ребенком с ЗПР), а так же функциональны...

    Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматического строя речи на тему «Транспорт» для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности

    Возраст детей: 6 -7  летВиды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно- исследовательская.Образовательные области:  речевой развитие,   познавательное развитие.Цель:...

    Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием пособия «Круги Луллия» на тему: «В мире профессий»

    Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познаватель...