Главные вкладки

    Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технология обучения диафрагмальному дыханию (хатха-йога), техн
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Александрова Елена Борисовна

    Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе               с использованием современных образовательных технологий (технология обучения диафрагмальному дыханию              (хатха-йога), технологиянаглядного моделирования).

     

     

    Тема:«Звуки [Р] / [Рь]»

     

     

     

    Провела           учитель-логопед                            Александрова Елена Борисовна                                                 подготовительная к школе группа                                       для детей, имеющих тяжёлые                                   нарушения             речи                                                                 ГБОУ д/сад  компенсирующего                                                           вида №190     ЮЗАО г. Москвы                                                2011год

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 1._konspekt_zanyatiya_.docx27.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе               с использованием современных образовательных технологий (технология обучения диафрагмальному дыханию              (хатха-йога), технология наглядного моделирования).

    Тема: «Звуки [Р] / [Рь]»

    Провела           учитель-логопед                            Александрова Елена Борисовна                                                 подготовительная к школе группа                                       для детей, имеющих тяжёлые                                   нарушения             речи                                                                 ГБОУ д/сад  компенсирующего                                                           вида №190     ЮЗАО г. Москвы                                                2011год

    Тема: звуки [Р] / [Рь]

    Цели: 1. Закреплять правильное произношение и дифференциацию звуков [Р] / [Рь]                               (все дети подгруппы, где проводится занятие должны эти звуки артикулировать правильно)

    2. Закреплять понятия «звук», «буква», «слог», «слово»; «гласный» - «согласный»                                    

    3. Упражнять в навыках звуко-буквенного анализа, фонематического восприятия, используя метод наглядного моделирования.

    4. Продолжать обучать детей приёмам мышечного расслабления. Обучать правильному диафрагмальному дыханию посредством дыхательных упражнений. Развивать ощущения движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания. 

    5. Уве личивать объем дыхания, нормализо вать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

     Задачи: 1.Организовать рациональную двигательную активность на занятии: артикуляционная, дыхательная и пальчиковая гимнастика, физминутки

    2. Применять психологические и психопрофилактические средства и методы, включающих в себя психогимнастику: игры и упражнения с рычащими звуками для развития эмоциональной сферы, тренинги для устранения отрицательных эмоций и снятия невротических состояний, музыкотерапию.

    3. Создавать благоприятный психологический климат с преобладанием положительных эмоций.

    Оборудование: фонетическая символика гласных Т. А.Ткаченко, схема анализа звуков; мяч, мобильный телефон с записью песенки друзей «Хорошо шагать по свету с карамелькой за щекою и ещё одну для друга взять с собою про запас…»и спокойной музыки «релакс»; игрушечный тигр и тигрёнок, корзина со слоговыми яблоками (на каждом яблоке схема слога типа: гласный (красный кружок) + твёрдый согласный (синий кружок); мягкий согласный (зелёный кружок)+ гласный (красный кружок), твёрдый согласный (синий кружок) + гласный (красный кружок);  магнитная касса букв для доски , сюжетная картинка «У Риты рак.», кассы букв  «33 богатыря » со схемами слов, слогов и звуков на каждого ребёнка;  пособие «Паровозики» для определения позиции звука в слове и дифференциации по твёрдости, мягкости; картинки, где есть звуки [Р] / [Рь] в разной позиции. 

    Предварительная работа: постановка и автоматизация соноров проводилась на индивидуальных занятиях с логопедом; дети научены работать со схемами по звуко-слоговому анализу.

    Ход занятия:

    Организационный  момент. Дети выстраиваются по краю ковра.

     Логопед здоровается и предлагает вспомнить, какие речевые звуки мы знаем (гласные и согласные). Как мы произносим гласные? (Мы их поём и тянем голосом).

    1.Разминка: Элементы фонетической ритмики для развития фонационного выдоха. «Гимнастика гласных» Чётко артикулировать и пропевать гласные с движением. Движения плавные. Логопед может демонстрировать фонетическую символику гласных  Т. А.Ткаченко или выполняет движения вместе с ребятами с пояснениями:

    «А-А-А-А-А» – покажем горлышко Айболиту.                                                                                                       Вытянутые руки, соединённые  над головой опускаем через стороны вниз «строим шалаш».

    «У-У-У-У-У» – гудит поезд. «Тянем» указательными пальчиками губы трубочкой.

    «О-О-О-О-О» – Оля удивилась. Сделаем удивлённое лицо, покачаем головой. Губки овальчиком.

    «Ы-Ы-Ы-Ы-Ы» - хнычет Хныкса. Губки пальчиками «тянем» в стороны.

    «Э-Э-Э-Э-Э» - Как не стыдно плакать! Погрозим пальчиком хнысе.   Разведём руки в стороны и соберём ладошки внизу.

    «И-И-И-И-И» - Запела песенку лошадка на лужайке. «Тянем» губы указательными пальчиками в улыбку.                                                                                                                                                                                                                                                             2. Посадка детей на ковёр лицом к логопеду. Беседа на знакомую детям тему.

    Как называются звуки, которые мы тянули голосом и пели? (Гласные).                                                            А как мы произносим согласные звуки? (Коротко)

    Логопед обращает внимание детей на схему для характеристики звуков.

    Какие бывают согласные? (звонкие и глухие; твёрдые и мягкие)

    А как мы определим, что согласный звук звонкий? (положим руку на горлышко и произнесём звук, если голосок в горлышке звенит, то согласный звонкий)

    А если голосок не звенит? (то согласный глухой)

    3. Д/игра «Поймай мяч» Я скажу твёрдый согласный, а ты сделай его мягким. Логопед бросает            мяч по очереди детям. Если ребёнок не справляется, мяч бросается повторно.

    4. Логопед включает за спиной песенку на мобильном телефоне в записи «Хорошо шагать по свету с карамелькой за щекою и ещё одну для друга взять с собою про запас…» Ребят приглашают к мольберту. Они бодро вышагивают по ковру, как лучшие друзья из мультфильма, делают круг и рассаживаются.

    Объявляется тема занятия. Логопед  достаёт игрушку (картинку) тигра: «р-р-р-р-р» - грозным голосом; и игрушку (картинку) тигрёнка: «рь-рь-рь» - тоненьким голосочком. Логопед говорит, что это наши гости и просит ребят порычать, как тигр и как тигрёнок (особое внимание тем, у кого эти звуки недостаточно автоматизированы). Уточняется артикуляция звуков, и чем они отличаются:

    [Р] – звонкий, твёрдый согласный                                                                                                                                     [Рь] -  звонкий, мягкий согласный

    Давайте покажем нашим гостям, как ты умеем делать пальчиковую гимнастику

    Пальчиковая гимнастика:                                                                                Этот пальчик в лес пошёл (из крепкого кулака выбрасывается мизинчик),                                                                                                                  Этот пальчик гриб нашёл (безымянный),                                                                                                                                                   Этот пальчик гриб сорвал (средний),                                                                                                                               Этот пальчик жарить стал (указательный),                                                                                                    Этот пальчик всё и съел (ладошку опять крепко в кулачок, выбрасывается большой палец),                                                                                                                                                      Потому и растолстел (хлопаем себя по животику)!!!

    5. Задание: Загните столько пальчиков сколько раз услышите звук [Рь] – (3 раза);   [Р] –(2 раза) Сверяем сколько у кого. Тигр и тигрёнок подтверждают рычанием.

    6. Наши гости тигр и  тигрёнок принесли нам корзину. А что же в корзине? Неужели грибы? Нет, слоговые яблоки. Дети берут из корзины слоговые яблоки и магнитами прикрепляют их к доске.                                                                                                                                                                   Выкладывают магнитными буквами подходящие к схемам слоги с буквой «Р» и читают слоги тиграм.

    Тигры повторяют неправильно, дети их поправляют. Вспоминаем, чем отличается звук и буква (звуки мы произносим и слышим, а буквы видим, пишем и читаем); что такое слог (кусочек слова, где есть один гласный). Сколько в слове гласных, столько и слогов.

    7. Логопед просит 4-х детей прошагать слова: «рысь», «ре-ка», «ро-бо-ты», «ри-со-ва-ни-е». Дети встают по краю ковра. Каждый ребёнок шагает своё слово по очереди. Все остальные дети смотрят, кто дальше прошагал. И выясняют, какое слово самое длинное, а какое самое короткое. Сколько в каждом слове слогов и сколько гласных.

     Физминутка:                                                                                                                                                                Рыбки весело резвятся (волнообразные движения правой рукой                                                                                                                            справа налево (подражая движения рыбки) с приседанием).                                                                                                                       В чистой, тёпленькой воде (левой рукой слева направо).                                                                                        То сожмутся – разожмутся (обнять себя руками).                                                                                                      То зароются в песке (движения руками, как зарываются рыбки).

    8. После ребята идут за свои столы. На столах кассы букв со схемами слов, слогов и звуков на каждого ребёнка. Работаем со звуко-буквенным анализом. Логопед просит выложить предложение:   «У Риты рак». На доске сюжетная картинка. Один ребёнок идёт выкладывать предложение к доске. Дети проверяют правильность. Вспоминаем, что в конце предложения ставим точку. Это значит, что предложение закончено.

    И дети, и тигры устали. Надо всем отдохнуть. Надо учиться расслабляться и быстро восстанавливать свою работоспособность. Для этого мы сделаем ряд упражнений, которые приведут в порядок наше физическое и психическое состояние, снимут мышечное напряжение и зарядят положительной энергией. Давайте начнём.  «Угостим» наших гостей мороженным.

    9. Упражнения на мышечное расслабление и правильное диафрагмальное дыхание. Звучит спокойная музыка. Дети укладываются на ковёр, с ними укладываем и тигров.                                                                                                    Д/и «Мороженое» Вы не дети, а мороженое. Вас купили и положили на тарелочку в морозильник. Дышим спокойно носом. Наши ножки заморозились, наши ручки заморозились, тело тоже как ледышка. Глаза зажмурить. Логопед ходит, проверяет. А теперь тарелочку с мороженным вытащили и поставили к батарее. Ножки оттаяли, ручки оттаяли, плечики расслаблены, дышим спокойно и глубоко. Сложили ручки в замочек и на животик (в области диафрагмы). Дышим животиком. Замочек поднимается, опускается.

     Д/и «На волне»  Можно для наглядности положить на животик одного ребёнка тигра, а на животик другого тигрёнка. «Положим игрушку на живот и посмотрим, как она поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох». Посадить тигров на другие животики.

    В соответствии с инструкцией логопеда дети  следят глазами за подниманием и опусканием своей игрушки вслед за сокращением и расслаблением диафрагмы.

    Внимание детей обращается на то, что игрушки становится «живыми», если они дышат животом.

    Упражнение можно сопровождать рифмовкой, произносимой логопедом:

    Качаю тигра на волне,

    То вверх (вдох),

    То вниз (выдох)

    Плывет по мне.

    Покачали тигров. Поднимаем глаза, смотрим вверх: какое замечательно голубое небо над нами. Садимся. Смотрим вперёд. Перед нами спокойная гладь озера. Там недавно резвились рыбки. Тихонько поднимаемся.

     10. Наши гости попробовали мороженое, покачались на волнах. А теперь гости попрощаются и поедут домой.                                                                            На доску выставляется синий поезд и зелёный.                                                                    На каком поезде поедет тигр? (Р-Р-Р) А тигрёнок? (Рь-Рь-Рь)

    А мы подарим тиграм картинки, в названиях которых есть «рычалочки». Тигру картинки, в названии которых есть [Р], тигрёнку картинки,  в названии которых есть  [Рь].

     На столах у детей картинки, повёрнутые белой стороной.

    На «раз» - подвинули картинки к себе. На «два» - перевернули. На «три» - смотрим.

    Дети определяют, какой звук слышат в своём слове: [Р] или [Рь] и определяют позицию этого звука в слове (начало, середина или конец слова). Затем каждый воспитанник прикрепляет свою картинку магнитом на доску к зелёному или синему поездам (в начало поезда, в середину или в конец). Остальные дети проверяют правильность исполнения.

    Прощание с тиграми.

    Итог:

    Кто к нам приходил в гости? Как рычал тигр, а как тигрёнок? (проверить правильное звучание у каждого) Что делали на занятие?

    Похвалить каждого ребёнка (найти за что).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие по "Звуковой культуре речи" в подготовительной группе

    Цели: Развивать умение  детей дифференцировать звуки Т-Т’, Д-Д’; соотносить звук с соответствующей буквой;                       ...

    Занятие по звуковой культуре речи в подготовительной группе "Путешествие в волшебный мир звуков"

    Задачи:Упражнять детей в различении на слух, дифференциации звуков с-з, развивать фонематический слух, отчетливом произношении звуков. Продолжать учить вычленять из текста слова, содержащие тот или ин...

    Конспект занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе.

    Учить подбирать слова похожие по звучанию, определять длину слова. Учить обводит и штриховать. Совершенствовать фонематический слух....

    Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе детского сада. Тема: «Звук Р»

    Задачи.Автоматизация звука Р и РЬ в словах и фразах.Дифференциация твёрдого и мягкого звука Р.Развивать фонематический слух и внимание.Расширять словарный запас детей через словесно-речевые игрыВоспит...