Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе детского сада. Тема: «Звук Р»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Меринова Анастасия Владимировна

Задачи.

  • Автоматизация звука Р и РЬ в словах и фразах.
  • Дифференциация твёрдого и мягкого звука Р.
  • Развивать фонематический слух и внимание.
  • Расширять словарный запас детей через словесно-речевые игры
  • Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение вместе выполнять задание.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе детского сада.

Тема: «Звук  Р»

Задачи.

  • Автоматизация звука Р и РЬ в словах и фразах.
  • Дифференциация твёрдого и мягкого звука Р.
  • Развивать фонематический слух и внимание.
  • Расширять словарный запас детей через словесно-речевые игры
  • Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение вместе выполнять задание.

Материалы к занятию.

Записи игры музыкальных инструментов (гитара, скрипка, голоса птиц (воробей, кукушка). Макет дома со съёмными деталями (крыша, труба, рама, крыльцо). Кубики с буквами (слова: мир, мак) . Дидактическая игра с картинками «Цепочка слов».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, дорогие друзья.  Какое у вас настроение? Хорошее? Давайте улыбнемся и передадим свое хорошее настроение друг другу. Молодцы!

2. Сообщение темы и цели занятия: 

Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а вы обратите внимание, какой звук я пропускаю в словах:

КО… АБЛИК

Мат… оская шапка,

Ве… евка в … уке,

Тяну я ко… аблик

По быст… ой … еке.

И скачут лягушки

За мной по пятам,

И п… осят меня:

П… окати капитан!

Логопед: Правильно, я пропускаю звуки [р], [р’]. Сегодня мы закрепим произношение этих звуков.

3. Артикуляционная гимнастика

Упражнение «чистим зубы»

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание. Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.

3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

«Маляр».

Цель. Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

Описание. Улыбнуться открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.

1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.

«Вкусное варенье»

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

«Индюк»

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет).

1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

«Барабанщики»

Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук д.Сначала звук следует произносить медленно, постепенно убыстрять темп.

1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

2. Следить, чтобы звук д носил характер четкого удара – не был хлюпающим.

3. Кончик языка не должен подворачиваться.

4. Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

4. Разбор артикуляции по плану. Знакомство со звуком [р]

  - Размяли  язычок. Теперь пора рассказать, что мы знаем о звуке [р]

1.    Губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка поднят к бугоркам (альвеолам), сильная воздушная струя заставляет кончик языка вибрировать, голос работает.  (Учитель объясняет, дети смотрят в зеркало и   ставят язык в артикуляцию звука  р).

2.  Характеристика звука «Р». Звук «Р»- согласный, глухой, твердый - мягкий.

3. Связь звука и буквы.  Звуки мы слышим и произносим.  Буквы мы пишем и читаем.

5. Основная часть

- Сначала нужно хорошо размяться, сделать гимнастику. Сделаем упражнения «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка».

Дыхательная гимнастика:

- давайте подуем на шарик.

Логопед: К нам на занятие пришел Незнайка. Давайте покажем ему, как мы любим и умеем заниматься.

1. На каком инструменте играет музыкант? (скрипка, гитара)

2. Голос какой птицы вы слышите? (кукушка, воробей)

3. Какой согласный звук повторяется во всех словах?

а) рама, корабль, ворона, рыба;

б) рельс, пряник, речка, рифма.

- Молодцы, ребята, вы справились с первым заданием и заслужили переменку!

Речевая разминка «Закончи слово»: воспитатель говорит первый слог, дети договаривают слово.

- Ру-ру-ру – начинаем мы игру!

Руку к другу тянет друг, встали все в широкий круг!

Слова для игры: рубашка, рубанок, ручей, русалка, рука, рубин, румба, рукав, ручка, руна, русак, руль, рулон, рупор, Русь, Руслан, рулет.

- Наша переменка закончилась, а игра продолжается. Мы отправляемся в страну «Рычандию». Давайте определимся, на чём мы поедем. Но помните, что в названии транспорта должны быть звуки Р или РЬ.

(вертолёт, метро, трамвай, ракета, троллейбус)

- Занимаем места, закрыли глаза, заводим мотор: р-р-р-р-р, поехали.

- Открываем глаза – приехали. Перед вами дом, но у него не хватает некоторых деталей. Добавьте эти детали.

(на фланелеграфе макет дома, дети по очереди добавляют: раму, крышу, чердак, трубу)

- Дом построен, нас встречает хозяйка. Как вы думаете, какое имя у нашей хозяйки? (дети называют имена: Роза, Рая, Римма, выбираем – Роза)

Конкурс «Кто больше назовёт»

- Что растёт у Розы в саду? (черешня, смородина, груша, виноград, гранат, крыжовник)

- Что растёт в огороде? (помидоры, морковь, редис, репа, редька, огурцы, картофель)

- Молодцы, ребята и с этим заданием справились. Поэтому я объявляю переменку.

- Вот задание, которое вы должны выполнить на переменке: из множества кубиков найдите кубики с буквами, затем сложите из этих букв слова. Та команда, которая выполнит задание первой, получит поощрительный приз.

Складываем слова: МИР и РАК.

- Начинаем третий этап нашего соревнования. У каждой команды конверт с картинками. Составьте из этих картинок цепочку слов, то есть каждое следующее слово начинается на последний звук предыдущего слова.

Дидактическая игра «Цепочка слов».

- Ещё раз, молодцы, ребята. Я с уверенностью могу сказать, что вы прекрасно слышите и различаете звуки. Вы можете выделить их из слов, знаете написание букв, которые обозначают эти звуки.