Методическая разработка - Конспект подгруппового логопедического занятия по звуковой культуре речи с детьми старшей группы с логопедическим заключением общее недоразвитие речи (III у.р.р.).
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Якшис Татьяна Ивановна

Занятие по ознакомлению детей с согласным звуком [м], буквой М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_m._bukva_m.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

подгруппового логопедического занятия по звуковой культуре речи с детьми старшей группы с логопедическим заключением общее недоразвитие речи 2-3 уровня.

Тема: Звук м. Буква М.

Задачи:

1.Познакомить с понятием «согласный звук», дифференцировать его с гласными звуками

2.Закрепить навыки четкого произношения  звука м  на материале слогов, слов

3.Развивать фонематическое восприятие: учить выделять звук из потока звуков, в слогах; определять наличие и место звука в слове (начало, конец)

4.Упражнять детей в составлении простого распространенного предложения с заданным словом, отвечать на вопросы полным предложением

5.Познакомить с буквой М

6.Развивать  логическое мышление, слуховое внимание, зрительное восприятие, мелкую моторику

7.Воспитывать  учебные навыки детей: поднимать руку при желании ответить, внимательно слушать педагога и детей

8.Стимулировать речевую активность детей

Оборудование: фланелеграф, мышка (мягкая игрушка), мяч, предметные картинки - мышка, морковь, мыло, муха, машина, молоток,  дом, сом, дым, пауки, кот, индивидуальные зеркала, сигнальчики синего цвета, карточки для определения позиции звука в слове, условные обозначения согласных звуков - синие кружки, картинки-загадки «Какие буквы спрятались?», изображения букв А, У, О, И, М,  кассы букв, счетные палочки, нитки, манная крупа.

Структура занятия:

Педагог: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Они хотят посмотреть, что вы умеете и как занимаетесь. Давайте посмотрим на них, улыбнемся и начнем.

Дети садятся за стол.

Педагог: Мы уже знаем несколько звуков. Я произнесу их сейчас, а вы по моим губам догадайтесь, какой звук я произнесла. (Педагог беззвучно произносит звуки а, у, о, и, а дети называют их). Какие это звуки?

Дети: Гласные.

Педагог: Почему мы их так называем?

Дети отвечают.

Педагог: Сегодня мы познакомимся с новым звуком, но сначала послушайте несколько загадок. Кто загадку отгадает, тот поднимает руку.

Красная девица сидит в темнице,           Летает над нами,

А коса на улице.                                       Ходит вверх ногами,    

.                       (морковь)                           Ходит не страшится,

                                                                    Упасть не боится.

                                                                                              (муха)

 

Ускользает, как живое,                            В подполье, в каморке                

Но не выпущу его я.                                Живет она в норке.

Белой пеной пенится,                              Серая малышка.

Руки мыть не ленится.                             Кто же это?

                             (мыло)                                          (мышка)

Дети отгадывают загадки, педагог вешает на доску картинки-отгадки и  показывает игрушку-мышку.

П.:  Правильно, ребята. Это мышка Маша, она тоже пришла к нам в гости. Мышка, Маша, морковь, мыло, муха. Ребята, какой звук встречается в начале каждого из этих слов.

Дети: Звук м.

Педагог: Сегодня мы познакомимся со звуком м. Послушайте, как я его произношу. М. М. М. Посмотрите, открыт ли у меня ротик, когда я произношу этот звук?

Дети: Нет, закрыт.

Педагог: Давайте каждый из вас произнесет этот звук перед зеркалом и посмотрит на свои губки. (Дети рассматривают себя в зеркала и произносят звук). Наши губки смыкаются. Струйка воздуха проходит свободно или встречает преграду? Что ей мешает?

Дети: Губки.

Педагог: А пропеть этот звук можно? Давайте попробуем. (Вместе с детьми пытаемся «пропеть» звук м). А ниточку потянуть можно? (Дети пробуют «тянуть ниточку»).

Дети: Не получается.

Педагог: Звуки, которые нельзя петь, тянуть, которые встречают преграду - называются согласными. Звук м – согласный. Согласные звуки обозначаются синим значком (Логопед выставляет на доску условное обозначение согласного звука).

Сейчас мы поиграем с этим звуком. Игра называется «Не ошибись». Я буду произносить разные звуки и слоги. Если вы услышите звук м – поднимайте синий сигнальчик.

Звуки: а, м, у, о, м, и, м, а, м

А теперь прячу звук м в слоги.

Слоги: ам, ау, ом, ои, ум, уа, им

Педагог: Мышка Маша, хочет посмотреть, какие вы внимательные. Среди этих картинок есть те, в которых спрятался звук м. Найдите их и назовите. (Дети выполняют задание). Придумайте предложение со словом, которое вы назвали.

Педагог: Молодцы, вы справились с этим заданием! Давайте поиграем в игру «Закончи слово», а мышка Маша посмотрит.  Я начну говорить слово, а вы его заканчивайте-добавляйте в конце звук м. Например: я говорю ДО...,а вы добавляйте -М. Какое слово получилось?

Дети: Дом.

Педагог: СО..., КО..., ШУ..., ДЫ..., КРЕ..., ГНО...

Физкультминутка

Вышли мышки как-то раз

Поглядеть, который час.

Раз, два, три, четыре,

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мышки вон.

Педагог: Маша тоже приготовила для вас задание. Давайте найдем место звука м в слове. (Педагог раздает карточки для определения позиции звука в слове ,предметные картинки- мышка, мыло, муха, морковь, дом, сом, гном, дым и синие квадраты).

Дети выполняют задание.

Педагог: Маша приготовила вам еще один подарок. Посмотрите, здесь спрятались разные буквы. Давайте найдем среди них знакомые. (Дети выполняют задание). А вот еще одна буква, с ней мы познакомимся сегодня. Это буква М.

Вот качели-буква М!                                Взявшись за руки мы встали

Здесь качаться можно всем!                    И на М похожи стали!

Педагог: Давайте найдем букву М в кассе. Из каких элементов она состоит? Давайте выложим букву М из ниток, из палочек, напишем пальчиком на  манной крупе. (Дети выполняют задание).

Педагог: С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук? Какую новую букву мы узнали? Маша осталась довольна вашими знаниями. Вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи

Конспект  индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением  общие недоразвитие речи...

Конспект индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи

Конспект  индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением  общие недоразвитие речи...

Методическая разработка "Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Дикие животные». Звук [з]. "

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Дикие животные». Звук [з]. Коррекционно-образовательные задачи: -закреплять представления у детей ...


 

Комментарии

Башкатова Ирина Андреевна

Интересное занятие. спасибо.