Словотворчество в речи детей среднего дошкольного возраста.
статья по логопедии (средняя группа) по теме

Демина Лариса Ивановна

 

Анализ выдуманных слов показал, что дети в словотворчестве используют разные способы словообразования, но наиболее распространенные способы - суффиксальные, способ сложения корней, а так же часто используются в речи детей заимствованные слова. Углубленное изучение данной темы и наблюдения за детьми помогли мне определиться в работе по развитию словотворчества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovotvorchestvo_statya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Словотворчество в речи детей среднего дошкольного возраста.

-  Мы - театрались! - заявляет четырехлетний Коля.

- Фу, какая разлепуха! - морщится Алена от растаявшего снеговика.

- Посмотри, как я красавлюсь! - умиляется Саша, глядя на себя в зеркало.

Появление таких новых слов в речи детей и называют словотворчеством. Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Это явление изучали как у нас в стране (Н. А. Рыбников, А. Н. Гвоздев, К. И. Чуковский, Т. Н. Ушакова и др.), так и за границей (К. и В. Штерны, Ч. Болдуин и др.). Факты, собранные многими исследователями - лингвистами и психологами, показывают, что средний дошкольный возраст ребенка являются периодом усиленного словотворчества.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного речевого развития ребенка. От того насколько успешно развивается функция речи в этом возрасте, зависит успех психического развития ребенка в целом. Ни одна сложная форма психической деятельности человека не формируется и не реализуется без прямого или косвенного участия речи. Поэтому речь выступает необходимым условием психологического развития индивида. Психологическая природа речи раскрыта А.А. Леонтьевым (на основе обобщения этой проблемы Л.С. Выготским), речь занимает центральное место в процессе психологического развития.  Развитие речи внутренне связанно с развитием мышления и с развитием сознания в целом.

Речь - величайшее богатство, данное человеку. И ее, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять. С самого раннего детства жизнь человека связана с речью. Ребенок с рождения прислушивается к звукам речи, колыбельной песни и начинает понимать и осваивать родной язык. К году первые слова, к двум - фразы. В три года малыш должен использовать около 1000 слов. Речь должна стать полноценным средством общения. К пяти шести годам малыш должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагая свои мысли, легко строить развернутые сложные предложения, без труда пересказывать рассказы и сказки. Словарный запас должен составлять от5 до 6 тысяч слов.

В дошкольном возрасте дети проявляют творческую изобретательность в играх, в разнообразной художественной деятельности. Что касается речевого творчества, уровень его развития  предполагает свободное владение родным языком, умение оперировать представлениями, комбинировать их, составляя новые образцы, выражать свое отношение к ним. Как же научить детей свободному       владению родным языком? Как передать детям любовь к слову, умение и желание чувствовать его красоту? Как научить согласовывать прилагательное с существительным, находить синонимы и антонимы? Как отправить ребенка в интересный мир, в интересное путешествие в котором речь поможет преодолеть все преграды?

 На четвертом-пятом году жизни ребенок должен не просто активно овладевает речью – он должен  творчески осваивает язык. Работая с детьми дошкольного возраста, сталкиваются со следующими особенностями развития речи: одни дети придумывают слова, которых нет в русской речи, другие произносят слова меняя буквы или слоги местами. Заинтересовавшись этими особенностями изучив литературу по данной теме, мы  выяснили, что  важнейшей особенностью развития речи в среднем дошкольном возрасте является словотворчество

 Чуковский подчеркивал творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку, которые выявляются особенно ярко именно в процессе словотворчества. Н.А. Рыбников поражался богатству детских словообразований и их лингвистическому совершенству, он говорил о словотворчестве детей, как о «скрытой детской логике, бессознательно господствующей над умом ребенка».

Ребенок 4-5 лет, верно, улавливает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда неправильно. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно оригинальны. К.И. Чуковский в своей замечательной книге "От двух до пяти" собрал много примеров детского словотворчества (От мятных лепешек во рту сквознячок; У лысого голова босиком; Смотри, как налужил дождь; Уж лучше я непокушанный пойду гулять; Мама сердится, но быстро удобряется; ползук - червяк; мазелин - вазелин; мокрес — компрес)

На данном возрастном этапе дети очень ярко демонстрируют свое умение создавать производные слова, так как именно в этот период исследователи фиксируют «номинативный взрыв» в речи ребенка (А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский, Т.Н. Ушакова и др.). Рост словаря не успевает за потребностями общения, что приводит к резкому росту «детских» слов в речи ребенка. Имеющийся словарь ребенка не обеспечивает его потребности в номинации явлений, поэтому ребенком изобретается новая единица по усвоенным правилам (Т.А. Черемухина, А.М. Шахнарович и др.). При этом «детские новообразования построены по продуктивным моделям современного языка и со строгим соблюдением деривационных значений ("соритель"– тот, кто сорит; "лучный" – относящийся к луку и т.д.)»

Принципиально новые возможности речи приводят к генезу субъектного типа поведения, которое реализуется в разнообразных формах деятельности (игры, творческие, продуктивные виды занятий и др.). К появлению первичных форм субъекта познавательной деятельности в его разнообразных модификациях (субъект персептивной, анемической, мыслительной, речевой деятельности), где деятельность и поведение ребенка подчиняются направленной на конкретный результат цели. Наряду с этим наблюдение, запоминание, словотворчество осуществляются ребенком и без специальной постановки задачи, стихийно, как познавательные процессы, характеризующиеся сложным составом, но не образующие еще деятельностной структуры.

Теоретический анализ,  позволил выявить, что словотворчество детей среднего возраста обусловлены индивидуальными особенностями  личности дошкольника:

- Строением нервной системы.

- Особенностями межполушарной ассиметрии головного мозга.        

- Особенностями развития личности в онтогенезе.

Таким образом, исследования детской речи показывают, что в среднем дошкольном возрасте ребенок овладевает словообразовательным компонентом речевой деятельности, благодаря своим возрастным особенностям и этот процесс должен быть организованным.

Специально организованный процесс словотворчества может являться условием повышения уровня развития речи детей, что работа с детьми по развитию словотворчества будет более эффективна при условии включения в систему работы методов и приёмов, способствующих становлению детского словотворчества.

 Словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие люди. Ни одно "новое" детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным - в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено.

     Таким образом, усвоение речевых шаблонов и здесь является основой. Использование приставок, суффиксов, окончаний в новых словах детей всегда строго соответствует законам языка и грамматически всегда правильно - только сочетания неожиданны. В этом отношении совершенно правы те, кто подчеркивает тонкое чувство языка у детей.
    Но это же тонкое чувство языка отличает весь ход формирования детской речи, оно не проявляется только в словотворчестве. Более того, если рассматривать детское словотворчество не как отдельное явление, а в связи с общим развитием речи ребенка, то напрашивается вывод о том, что в основе его лежат не особые творческие силы ребенка, а, напротив, ярко выраженная стереотипия работы его мозга. Главный механизм здесь - выработка речевых шаблонов (шаблоны наиболее затверженных глагольных форм, склонения имен существительных, изменения имен прилагательных по степеням сравнения и т. д.) и широкое использование этих шаблонов. Образец для "создания" нового слова может быть дан сейчас, а может быть усвоен ранее, но он всегда есть.

Когда дети достигают примерно пятилетнего возраста, их словотворчество начинает угасать. Все реже и реже вы слышите "новые" слова. Почему это происходит? Иссякают творческие способности ребенка? Но ведь мы уже говорили, что речь идет не о творчестве, а об общих принципах развития речи. Просто к пяти годам малыш уже прочно усвоил те обороты речи, которые используют взрослые, теперь он тонко выделил различные грамматические формы и стал свободно ориентироваться в том, какую из них и когда нужно применить. Так исчезают "моя мояшечка", "плохайка" и другие удивительные слова, которые придают такую прелесть речи маленького ребенка.

Итак, словотворчество на определенном этапе развития детской речи представляет собой закономерное явление и выражает недостаточное овладение разнообразием грамматических форм родного языка; в основе его лежат те же принципы работы мозга, что и в основе прямого усвоения того словесного материала, который мы сознательно даем нашим детям.
    Вероятно, эти выводы звучат более прозаично по сравнению с распространенной точкой зрения на детское словотворчество, но они позволяют ближе подойти к пониманию сущности этого интереснейшего явления.

Ближе всего к этой истине подошел в свое время Ушинский. «Усваивая родной язык, - писал он, - ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка, - и усваивает легко и скоро, в два-три года, столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог - родное слово!»

В особенностях детского словотворчества пытался разобраться К.И.Чуковский. Он хотел понять, когда и почему мы бываем, талантливы, и когда и почему, перестаем такими быть. Понять: кто виноват в этом? И если никто, то что? Найти отгадку вечного творчества и поделиться ею со всеми. Научить взрослых осторожному отношению к детскому бескорыстному удивлению перед словом и ненавязчиво, доверительно убедить их в ценности словесных игр. Небрежное, невнимательное отношение родителей, взрослых к речи детей и является причиной конца любого творчества.

Анализ выдуманных слов показал, что дети в словотворчестве используют разные способы словообразования, но наиболее распространенные способы - суффиксальные, способ сложения корней, а так же часто используются в речи детей заимствованные слова. Углубленное изучение данной темы и наблюдения за детьми помогли мне определиться в работе по развитию словотворчества.

Восхищаясь теми чудесными методами, при помощи которых ребенок овладевает родным языком, не забываем ли мы, что мы, взрослые, призваны обучать его правильной речи? Для этого очень благоприятным материалом являются игра. Играть в детстве - то же, что накапливать опыт, а этот накопленный опыт порождает новые знания, чувства, желания, поступки и новые способности. Для этого нужны специально организованные словесные игры, упражнения, задания. Цель, которых научить детей, экспериментируя со звуковой оболочкой слова обследовать мотивированное наименование слова и его формально-сематические связи; повысить уровень активного словаря; развивать умения и навыки в связной речи детей; сформировать социальные формы психики; развивать креативные способности детей среднего дошкольного возраста; овладение ребенком необходимым словарем на данном возрастном этапе.

Наши наблюдения показали, что лучше отбирать для таких игр небольшое количество тем, например темы «Детеныши животных», «Овощи и фрукты», «Посуда». Специальные словесные игры упражнения, задания, на данные темы,  в которых дети получали  возможность поиграть со словом, поэкспериментировать с ним.  Внутри этих тем дети знакомятся с разными типами отношений между предметами и обозначающими их словами. Смена тем способствует абстрагированию и перенесению на новый материал самого способа мотивированной номинации (называния). Происходит саморазвитие, при котором ребенок самостоятельно осваивает и другие темы, исправляются словесные ошибки

Но исправляя словесные ошибки детей, нельзя преграждать им тот естественный путь, которым они из поколения в поколение дорабатываются до правильных форм родного языка. Здесь нужен большой педагогический такт, ибо дело идет о сочетании самой неукоснительной требовательности с глубочайшим уважением к детскому разуму. Нужно помнить, что создание «колотков» и «кусариков» — вполне закономерный процесс, хотя, конечно, так же закономерны усилия взрослых ввести этот процесс в определенные рамки и тем самым помочь ребенку усвоить общепринятую речь, овладеть ее словарем и грамматикой.

Речевое развитие детей, конечно, невозможно сводить к одному лишь обогащению его словаря. Развитие это выражается также и в том, что речь их с течением времени становится все более красивой.

Все это, конечно, прекрасно, но опять-таки только в том случае, если у воспитателя есть педагогический такт. Если же он своей ежеминутной придирчивостью будет слишком стеснять малышей в свободном выражении их чувств и мыслей. Если он не даст никакого простора их эмоциональным высказываниям, он рискует обесцветить их речь, сделать ее анемичной и скудной.  Убить в ней ее чудесную детскость и тем нанести ей непоправимый ущерб.

Дошкольное детство – период фантазий и активного словотворчества. Именно в эту пору рождаются новые слова, рифмы, сказки. Дошкольники обожают придумывать странные, порой бессмысленные, но рифмованные звукосочетания типа: «Бобик-бобик-барабобик» или «Пула-мула-каракула». Повторение подобных «абракадабр» приносит им явное удовольствие. Совершенно непонятное или по-своему понятое слово может создать в воображении ребенка удивительные поэтические образы. К словотворчеству склонны  почти все дети. Взрослым стоит лишь помочь развить эти способности.

Так давайте не забывать об этом и чаще  играть с нашими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования. Тема: Использование элементов логоритмики для развития речи детей среднего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.

Преодоление речевого нарушения у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, моторики и речи, через музыкально-логоритмическую деятельность....

План по самообразованию на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста» 2016-2017г (средняя группа)

Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада ,так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает возможно...

Сюжетно-ролевые игры в средней группе, как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Одной из основных задач воспитания и образования является развитие связной речи и формирование речевой культуры дошкольников. Однако, развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий не...

Использование театральной деятельности в развити диалогической речи детей среднего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи

Развитие речи- это целенаправленная и последовательная работа. Одной из важнейших задач на пятом году жизни является целенаправленное развитие диалогической речи. Театральная деятельность так же позво...

План по самообразованию в средней группе на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»

План по самообразованиювоспитателя средней группы  «Солнечные лучики»Шахбанова И.Б.на тему:«Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»2019-2020г...

План работы по самообразованию в средней группе по теме: "Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"

Цель: Создать условия для развития речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры, упражнения и чтение художественной литературы...

Консультация для родителей средней группы «Игры и упражнения для развития речи детей среднего дошкольного возраста»

В консультации описана важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста; методы использования пальчиковой гимнастики, словесной игры в жизни ребёнка....