Главные вкладки

    Конспект занятия "Города и поселки помнят имя твое"
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

     В содержание непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной логопедической группы включены материалы региональной направленности, материалы правового воспитания (право на имя). Основное внимание уделено решению коррекционно-развивающих задач, когда дети вылняют игровые задания на закрепление навыков звукового анализа и синтеза. В завершающей части занятия включен материал региональной направленности, рассказ педагога о подвиге солдата Архипа Осипова (1802-1840г.), именем которого назван поселок Архипо-Осиповка на Черноморском побережье Краснодарского края. В конспект включен авторский стихотворный материал.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nod_imya.docx18.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    детский сад комбинированного вида №1 «Сказка» пгт. Джубга

    муниципального образования Туапсинский район

    Конспект НОД

    с детьми подготовительной логопедической группы

    тема: «Города и поселки помнят имя твое»        

    (с использованием ИКТ)

    Подготовила

    учитель-логопед

    Хрипунова А.А.

    2011-2012 уч.г.

    Программное  содержание:

    - формировать у детей элементарные представления о правах; познакомить со статьей Конвенции о правах ребенка «Каждый имеет право на имя»;

    - дать представление о документе «Свидетельство о рождении»;

    - углубить представление об отчестве, фамилии;

    - обогащать, активизировать, расширять словарь по теме «Имя», знакомить с происхождением имен, фамилий;

    - упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, полных имен, отчества;

    - закрепить навыки звукового анализа и синтеза;

    - воспитывать уважительное отношение друг к другу, окружающим людям;

    - воспитывать интерес к историческому прошлому страны, Краснодарского края.

    Предварительная работа: рассматривание фотографий из семейных альбомов, беседа «Мое имя», слушание песни «Родина моя», литературная викторина «Угадай имя героя сказки».

    Оборудование:

    Документ «Свидетельство о рождении»,  паспорт, Конвенция о правах ребенка, выставка рисунков «Моя семья», фотографии, буквы, игровое пособие «Звуковые цветы»», компьютер, мультимедийная презентация «Города и поселки славят имя твое».

    Ход:

    I.Вводная часть

    Всему название дано и явлению, предмету,
    А человек имеет имя, разве не удивительно это?

    Малыш рождается и именем нарекается.

    Имя играет большую роль в жизни человека. Без имени не обойтись. Люди ценят свои имена, ведь имя дается на всю жизнь.

    - Как вы думаете, зачем придумали имена?

    (чтобы отличить одного человека от другого, чтобы знать, мальчик это или девочка, мужчина или женщина.

    Имя у человека одно,

    В «Свидетельстве о рождении записано оно!

    Рассматривание документа, беседа о том, что у каждого из нас есть этот документ.

    Каждый человек имеет право на имя. Вы знаете, что права детей записаны в этой книжке – Конвенции о правах ребенка (показ документа). В ней записано и право ребенка на имя.

    Ребенок:

    Как хороша, что есть права, закон нас строго защищает,

    И в нем важны нам все права, они великой силой обладают!

    II.Основная часть

    Без имени трудно общаться друг с другом. Ваши имена звучат по-разному.

    Игра «Круг друзей»

    Друг друга ласково называйте, друг другу руку подавайте.

    «Дружат небо и луна, дружат море и волна

    Дружат в море корабли, дружат дети всей земли!»

    Ребенок:

    Никита, Игорь, Данил,

    Аслан, Максим, Михаил,

    Жора Ваня, Кирилл,

    Веня, Артем, Рамиль,

    Саша, Лиза, Арина,

    Настя, Ксюша, Кристина,

    Дружно наши дети вместе играют,

    Друг друга по имени они называют!

    Наши предки хотели, чтобы их дети росли сильными, крепкими, добрыми, поэтому называли их так:

    Добрыня – делающий добро, Любомир – любящий мир,
    Людмила – людям милая, Галина – спокойная,

    Александр- защитник, Георгий – земледелец,

    Кирилл – Солнечный, Елена – светлая.

    Игра «Назови отчество».

    Игра «Угадай имя»

    Мы немного поиграем и имя по первой букве отгадаем!

    (выходит в круг тот, у кого имя начинается на букву А, М… и берет лепесток с буквой со звукового цветка)

    Имя свое называйте и букву получайте!

    Музыкально-пластический этюд.

    Игра «Конструкторы» - составить имена их первых букв своих имен.

    А-Г-И-М-В-Л-Е-М-Р-В-Н-Д-А

    Дима, Гена, Ира, Вера, Лида, Галина, Мила, Данил.

    Мы немного потрудились и новые имена получились!

    - Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены семьи. Одинаковые фамилии могут быть у родственников и у разных людей, их называют однофамильцами.

    В «Свидетельстве о рождении указывается не только имя, но и фамилия. Когда вам исполнится 14 лет, вам выдадут другой документ, паспорт. В паспорте будут написаны ваши фамилия, имя, отчество.

    Рассказ педагога о происхождении фамилий.

    Дети рассказывают веселые стихи, чистоговорки, в которых звучат имена.

    В нашей огромной стране есть города, поселки, которые названы именами людей,  совершивших  какие-то важные, добрые дела, эти имена вошли в историю.

    Слайд №1 г.Москва – памятник Юрию Долгорукому

    Слайд №2 – г.Владимир.  Более тысячи лет назад князь Владимир Святославович основал город, названный его именем.

    Слайд №3 – г.Санкт-Петербург

    Этот город основал царь Петр I. Это город более 200 лет был столицей российского государства.

    Слайд №4 – г.Екатеринодар (Краснодар)

    Название получил в честь факта дарения императрицей Екатериной II черноморским казакам кубанской земли.

    Слайд №5 – г.Ярославль – город основан князем Ярославом Мудрым

    Слайды № 6,7 – п.Архипо-Осиповка. Картина работы А.А.Козлова «Подвиг рядового 77 пехотного Тенгинского полка Архипа Осипова 22 марта 1840 года»

    Рассказ педагога о подвиге простого русского солдата, Архи́па О́сиповича О́сипова (1802—1840), рядового Тенгинского полка, героя обороны Черноморской береговой линии, который совершил подвиг, погиб. На месте этого исторического события установлен памятник Архипу Осипову. Этот поселок находится недалеко от нашего поселка Джубга.

    С именем человек рождается,

    С именем человек умирает,

    Нередко так случается:

    Имя человека прославляет.

    Смелые поступки,

    Благородные свершения,

    И имя человека

    Помнят поколения.

    Впоследствии около разрушенных валов бывшего Михайловского укрепления раскинулось русское селение Архипо-Осиповка.

     Император Николай I для увековечения памяти о доблестном подвиге Архипа Осипова, который не имел семейства, повелел навсегда сохранить имя его в списках 1-й роты Тенгинского полка, считая его «первым рядовым и на всех перекличках при спросе этого имени, первому за ним рядовому отвечать „Погиб во славу русского оружия в укреплении Михайловском“».

    На месте взорванного укрепления высится чугунный ажурной работы крест.

    Знает каждый имя твоё

    Щедра кубанская земля, как щедрый дар императрицы,

    На золотых её полях богатый урожай родится.

    Наши предки-казаки землю стойко охраняли,

    А между войн, в мирные дни, бескрайние поля пахали.

    Если враг уж у ворот, землю храбро защищали,

    А отважные солдаты смелый подвиг совершали.

    Имя одного из них на Кубани каждый знает,

    Архипо-Осиповка, мы читаем, когда к поселку подъезжаем.

    Много-много лет назад, крепость здесь располагалась,

    И от нашествий  неприятеля солдаты смело защищались.

    Когда неравны были силы, но крепость ту нельзя сдавать,

    Солдат Архип Осипов  склад пороховой решил  взорвать.

    С ярким факелом горящим в склад пороховой вбежал,
    Взрыв и столб огня пылающий…жизнь за Отчизну он отдал!

    Благодарными потомками крест ажурный установлен,

    Где на крепостных обломках ход сражения остановлен.

    III. Заключительная часть. Задание: дома, с родителями рассмотреть свидетельство о рождении, узнать отчество дедушки, бабушки, мамы, папы. Посетить музей «Михайловское укрепление» в п. Архипо-Осиповка


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Литературно-музыкальная композиция "Помним подвиг твой, Ленинград!"

    Литературно-музыкальная композиция предназначена для родителей воспитанников и жителей блокадного Ленинграда. В мероприятии участвуют педагоги ДОУ и дети подготовительной к школе группы. Педагоги чита...

    Литературно-музыкальная композиция «Помним подвиг твой, Ленинград!»

    Литературно-музыкальная композиция посвящена Ленинградскому дню Победы и предназначена для родителей воспитанников ДОУ....

    Проект. «Мир помнит подвиг твой солдат»

    Воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне....

    Методическая разработка сценария ко Дню снятия Блокады «Мы помним подвиг твой – Ленинград! 900 Дней Мужества!» Для детей старшей и подготовительной группы.

    Методическая разработка сценария ко Дню Блокады Ленинграда!Есть дополнительный материал к этому сценарию видео-клипы, песни, музыка(закачать не получилось). Цели мероприятия:1.Формировать чувство...

    Творческий отчет по итогам проведения недели патриотического воспитания «Мы помним подвиг твой, солдат» в ДОУ

    Обобщение опыта работы проведения тематической недели Патриотического воспитания в детском саду. Неделя патриотического воспитания проходила насыщенно и разнообразно, а именно был проведен игрово...

    Проект "Мы помним подвиг твой, солдат"

    Проект в подготовительной группе "Мы прмним подвиг твой, солдат"...

    Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Мы помним подвиг твой, солдат!"

    Данный проект подразумевает взаимодействие педагогов, детей старшего дошкольного возраста и их родителей в рамках нравственно-патриотического воспитания. Тип проекта: информационно-практикоориентирова...