Развитие тонкой ручной моторики у детей
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Трифонова Жанна Николаевна

 

Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики ребенка. В данной статье даны практические упражнения по развитию тонких движений пальцев рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tonkoy_ruchnoy_motoriki_udetey.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Развитие тонкой ручной моторики у детей

Подготовила: учитель-логопед Трифонова Ж.Н.

Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики ребенка.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Это обусловлено, прежде всего, анатомо-физиологической близостью речевых зон коры головного мозга и зон, регулирующих движения руки. Функционирование зон, обеспечивающих произвольные движения руки, кинестетические импульсы, идущие от рук, вызывают активацию, созревание речевых зон.

Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки…развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».

Развитие ручной моторики у дошкольников имеет большое значение и для подготовки детей к овладению письмом.

Для развития ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев и укрепления мышц кистей рук предлагаем использовать следующие виды работ:

1) игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;

2) специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика;

3) игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д., нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, наматывание ниток на катушку, клубок, пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц, зашнуровывание, игры с мозаикой, строительным материалом и т.д.; 

4) изобразительную деятельность: лепку из пластилина и глины, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховку, раскрашивание, рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой ит.д.), поделки из природного материала, вырезывание полосок, фигурок по контурам и т.д.

Желательно, чтобы игры и задания были разнообразные, тогда ребенок всегда может выбрать игру или занятие по душе.  

Упражнения на статическое воспроизведение положений пальцев рук, воспроизведение образов предметов с помощью пальцев.

1.«Крыша дома»: Ладони соприкасаются кончиками пальцев, образуя угол. Большие пальцы соединены внизу, образуя горизонтальную линию.        

2. « Флажок»: Четыре пальца руки (кроме большого) соединены вместе. Ладонь расположена вертикально, мизинец вверху, большой палец опущен вниз перпендикулярно остальным пальцам.

3. «Лодочка»: Ладони прижаты друг к другу со стороны мизинцев. Кончики пальцев соприкасаются. Сверху ладони раскрыты. Большие пальцы расположены горизонтально.

4.«Пароходик»: В отличие от предыдущего упражнения, большие пальцы подняты вверх. 

5.  «Коза»: Вытянуть указательный палец и мизинец левой руки. То же движение выполняется пальцами правой руки, далее — пальцами обеих рук.

6. «Очки»: Образовать два кружка большим и указательным пальцами обеих рук, а затем соединить их.

7. «Стол»: Левая рука согнута в кулак, а правая рука лежит на ней горизонтально.                                

8. «Птичка пьет водичку»: Пальцы левой руки слегка согнуты в кулак. Указательный палец левой руки опускается к ладони.

9. «Цветок»: Ладони находятся в вертикальном положении, нижние части ладоней прижимаются друг к другу, пальцы раскрыты и слегка округлены.

10. «Улитка»: Правая рука лежит на столе вниз, указательный и средний пальцы вытягиваются вперед, остальные пальцы сгибаются.

11. «Солнечные лучи»: Руки скрещены перед грудью, пальцы расставлены.

12. «Елка»: Ладони прижимаются тыльной стороной друг к другу, пальцы скрещиваются.

13. «Кошка»: Средний и безымянный пальцы смыкаются с большим. Указательный палец и мизинец подняты вверх.

14. «Курочка»: Ладонь расположена горизонтально. Большой и указательный пальцы соединены. Остальные пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом состоянии.

                   

Упражнения для пальчиковой гимнастики.

                                        (выполняются сидя или стоя)

1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание (по 20 раз);

а) ладонями вверх;

б) ладонями вниз;

в) обеих рук одновременно;

г) правой и левой по очереди.        
Выполняется с силой, в сжатом положении фиксируется 2-3 сек.

2.  Вращение кистями рук (по 10 раз):

а) в правую, затем в левую сторону;

б) вовнутрь (обеими кистями);

в) наружу.

Можно выполнять из положения «руки в стороны».

3. Выгибание кистей рук вверх (по 10-15 раз):

а) одновременно;

б) правой, левой по очереди.

4. Прогибание кистей рук вниз (по 10-15 раз):

а) одновременно;

б) правой, левой по очереди.

5. Чередование прогибания и выгибания.

6. Соприкосновение подушечек пальцев – «Пальчики здороваются»(по 10-15 раз):

а) пальцы правой руки – с большим пальцем правой руки;

б) пальцы левой руки – с большим пальцем левой руки;

в) то же одновременно двумя руками;

г) пальцы правой руки – с соответствующими пальцами левой.

Сила надавливания и темп выполнения увеличиваются.

7. «Щелчки» (по 10 раз).

8. «Коготки» - сильное полусгибание и разгибание пальцев (по 10-20 раз).

9. Сгибание и разгибание пальцев в кулак по очереди, сначала начиная с большого, затем начиная с мизинца (по 10 раз):

а) правой руки;

б) левой руки;

в) обеих рук одновременно.

10. «Ножницы» - разведение пальцев в стороны (по 10 раз):

а) правой, затем левой руки;

б) обеих рук одновременно;

в) соединив ладони вместе.

11. «Замок» - ладони вместе, пальцы переплетены (по 10-20 раз):

а) сдавливание ладоней с силой;

б) вращение (поворот вправо-влево);

в) наклоны вправо-влево – сгибание и разгибание в лучезапястных суставах;

г) разворачивание ладоней наружу и выворачивание в обратную сторону, не расцепляя переплетенных пальцев.

12. «Солнечные лучи» - руки в «замке» подняты вверх, ладони крепко сжаты, пальцы с силой разжимаются и сжимаются вновь.

13. Упражнения с сомкнутыми ладонями (по 5-10 раз):

а) сомкнутые ладони перед грудью наклоняются вправо-влево, преодолевая сопротивление;

б) движение сомкнутыми ладонями перед грудью вперед-назад;

в) сомкнутые ладони вытянуты вперед — разведение кистей в стороны, не размыкая запястий;

г) сомкнутые ладони подняты вверх — разведение кистей, не размыкая запястий — «Цветок».

14. «Фонарики» — вращение свободными кистями рук (по 10 раз).

15. Потряхивание расслабленными кистями:

а) руки вверх;

б) руки в стороны;

в) руки согнуты в локтях, кисти опущены вниз.

16. «Оса»:

 а) поднять правую руку, сжатую в кулак, а затем выпрямить указательный палец и вращать им;

б) то же левой рукой;

в) обеими руками вместе.

17. «Лесенка» (индийская игра).

К кончику большого пальца левой руки прикладывается кончик указательного пальца правой руки. Затем, поворачивая кисти, кончик указательного пальца левой руки соединяется с кончиком большого пальца правой руки. Далее все движения повторяются. Движения начинаются на уровне груди, а затем руки поднимаются все выше и выше. Игру можно проводить также большими и средними пальцами, большими и указательными пальцами.  

                       

Упражнения для пальчиковой гимнастики.

                                         (выполняются сидя за столом)

1. Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.

2. Постукивание по столу пальцами обеих рук, правой и левой руки поочередно.

3. Поочередное приподнимание пальцев (кисти рук лежат на столе):

а) правой руки;

б) левой руки;

в) обеих рук вместе.

4. Имитация игры на пианино.

5. «Гармошка» - разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).

6. «Шагают человечки» — указательный и средний пальцы правой, потом левой руки перешагивают через шнурок, положенный на столе волнистой линией.

7. «Футбол» — левая ладонь полусогнута, лежит ребром на столе («ворота»), забивание шарика в «ворота» поочередно пальцами правой руки.

8. «Дети бегут»:

а) указательный и средний палец правой руки «бегут» по столу.

б) то же левой рукой;

в) обеими руками вместе.

9. «Собери бусинки» - собрать со стола рассыпанные бусинки, опуская их в коробочку с маленьким отверстием.

10. Складывание по образцу геометрических фигур, узоров, изображений из счетных палочек или спичек.

11. «Куча мала» - осторожно брать из горки лежащих на столе счетных палочек или спичек по одной так, чтобы не задеть остальные и аккуратно складывать их в коробочку.

                                Самомассаж  кистей и пальцев рук.

   1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.

   2. Растирание ладоней с внутренней и тыльной стороны шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

   3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

   4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

   5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.

   6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.

   7. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем растирание.

                                              Пальчиковые игры.                                                                                          

С целью развития ручной моторики используются также упражнения, сопровождающиеся стихотворениями, известные народные «пальчиковые» игры. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации движений. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память. Развитие ритма подготавливает детей к работе над звуко-слоговой структурой слова, над ударением, интонационной выразительностью.

1. «Улитка».

Кто там медленно ползет,                   Одна ладонь накрывает другую, пальцы

Дом свой на себе несет?                       нижней ладони шагают по столу.

Проползет еще немножко,                   Указательный и средний пальцы нижней

Высунет и спрячет рожки.                    ладони высовываются из-под верхней.

По листу, по ветке гибкой                    «Улитка» ползет с высунутыми рожками.

Медленно ползет улитка.

2. «Гармошка».

Посмотри: моя ладошка,               Обе ладони лежат на столе.

Как веселая гармошка!                          

Пальчики я раздвигаю,                  Раздвигать максимально широко пальцы 

А потом опять сдвигаю.                и сдвигать их.

Раз, два, три, раз, два, три,            Кисти сжаты в кулаки, прижаты друг к другу.

Я играю, посмотри!                        Разведение и сближение кулаков.

Я ладони раздвигаю,                      Кисти рук перпенд-но к столу, раздвинуты,

Я на кнопки нажимаю.                   Имитация пальцами нажимания кнопок.

Раз, два, три, раз, два, три,             Нажимание друг на друга мизинцами,

Я играю, посмотри.                         затем безымянными, … большими пальцами.

3. «Цветок».

Словно бутончик собрал лепестки.           Движения выполняются согласно тексту.

(В горстку собрал пальцы правой руки.)  Ладонь вверх, пальцы в щепотке.

Солнце свои посылает лучи.                      Левая кисть с разведенными пальцами

(Пальцы раскрыты у левой руки.)              находится над правой.

Утром под солнцем цветы раскрываются. Медленно раскрыть пальцы пр.руки.

(Пальцы на правой руке распрямляются.)

Солнышко село, и сумрак сгустился,         Пальцы лев.руки сводят, ставят на стол.

И до утра мой цветочек закрылся.              Пальцы пр.руки собираются в щепотку.  

 4. «Птичка».

Птичка крылышки сложила,   Пальцы в замке, мизинцы и большие сложены вместе Птичка перышки помыла.         и подняты. Приподнимание остальных пальцев.

Птичка клювом повела,             Соединенные мизинцы показывают из стороны в

Птичка зернышки нашла.           сторону, затем наклоняются к столу.

Птичка зернышки поела.            Соединенные мизинцы стучат по столу.

Птичка песенку запела,               Мизинцы расходятся в стороны и сходятся.

Птичка крылышки раскрыла,     Кисти наперекрест соед-ть в лучезапястных суставах

Полетела, полетела.                     Взмахи кистями рук.

 5. «Ловкие пальчики».

Этот пальчик мой танцует.         Пальцы полусогнуты, указательные стучат по столу.

Этот вот кружок рисует.              Средние пальцы рисуют на столе круги.

Этот пальчик ловко скачет,         Безымянные пальцы подпрыгивают.

Будто легкий, легкий мячик.

А мизинчик мой, малышка,         Поскрести ногтями мизинцев по столу.

Ноготком скребет как мышка.

А большой мой, толстячок,         Положить большие пальцы боком на стол.

Тот улегся на бочок.

А теперь все по порядку              Постукивание поочередно пальцами по столу.

Пальцы делают зарядку.

6. «Вкусный обед».

Пальчик, пальчик, непоседа,         Ладони на столе, круговые движения поднятым

Где ты бегал, где обедал?              большим пальцем сначала прав., затем лев. руки.

Я с мизинцем ел калинку,              Соединить большие пальцы с мизинцами.

С безымянным ел малинку,           Соединить большие пальцы с безымянными.

Ел со средним землянику,             Соединить большие пальцы со средними.

С указательным – клубнику.         Соединить большие пальцы с указательными.

 Роль движений для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым способствуя ее развитию. В организме возрастает синтез биологически активных соединений, повышающих умственную и физическую работоспособность. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребенку и чем более высокого уровня координации движений он достигает, тем успешнее идет процесс его психического развития.

 

Список литературы:

1. Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: Практическое пособие.  

2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов.

3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя-логопеда

4. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план по развитию ручной моторики у детей с ДЦП

перспективный план на год по развитию ручной моторики у детей, страдающих детским церебральным параличом...

Рекомендации по развитию ручной моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья.

У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются значительные трудности в развитии хватания, в развитии соотносящих действий, в подражании движениям рук, в развитии движений пальцев и кистей...

Педагогический проект "Очень дружно мы играем, наши ручки развиваем!" - динамические игровые упражнения как одна из форм развития ручной моторики у детей с синдромом Дауна

Материал предназначен для работы с детьми 2-4 лет, имеющих синдром Дауна. Он поможет систематизировать и успешно осуществлять работу по развитию ручной моторики у малышей на основе специально подобран...

Обобщение передового педагогического опыта Тема: «Развитие мелкой ручной моторики у детей раннего возраста в игровой деятельности»

Обобщение передового педагогического опыта Тема: «Развитие мелкой ручной моторики у детей раннего возраста в игровой деятельности» Воспитателя 1 младшей группы № 6 «Карапузики&r...

План самообразования на тему: «Развитие тонкой ручной моторики посредством лепки из солёного теста» на период 2022-2023 гг.

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из средств эстетического воспитания — помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и ...