Инновационный педагогический опыт "Сохранение и укрепление здоровья детей с нарушениями речи средствами специальных игр и упражнений"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Инновационный педагогический опыт работы учителя-логопеда.

Цель работы:

          §  Сохранение и укрепление  здоровья детей, повышение  их  готовности  к адаптации к школь­ным нагрузкам, соответствовать современным требованиям  модели выпускника

§  Поиск оптимальных путей сохранения и укрепления здоровья, повышения уровня развития   речи у детей.

§  Разработка системы работы по сохранению  и укреплению психического и физического здоровья детей с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovacionnyy_pedagogicheskiy_opyt.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Информационная карта инновационного опыта

0БЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф. И. О. автора

Учреждение, в

котором работает

автор опыта,

адрес с индексом

номером

контактного телефона

Должность с

указанием

преподаваемого

предмета или

выполняемого

функционала

Стаж работы

в

должности

2. Сущностные характеристики опыта.

1.

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

«Сохранение  и укрепление здоровья детей с нарушениями речи средствами специальных игр и упражнений»

2.

Причины, побудившие автора к изменению своей педагогической практики

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

  В последние годы увеличивается количество детей, которые вынуждены находиться в детском саду круглые сутки. Чаще всего это связано с неблагополучным состоянием семей. Как правило, эти дети поступают к нам с ослабленным здоровьем и различными нарушениями речи. Им необходима срочная помощь логопеда, поэтому логопедическая работа занимает важное место в процессе сохранения  и укрепления здоровья этих детей, предупреждения и преодоления проблем с речью.

  Чтобы работа была более эффективной нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный

   Появляются весомые причины введения специальных игр и упражнений по теме.

  1. Увеличение  количества детей, нуждающихся в помощи логопеда.
  2. Необходимость вести активный поиск специальных игр и упражнений, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей в сочетании с  коррекцией речевых нарушений для детей в ДОУ.
  3. Стремление педагогов сохранить и улучшить здоровье детей, повысить качество предоставляемых населению  услуг, сделать их более разнообразными.

3.

Цель, преследуемая автором в процессе создания ИПО, задачи

   Цель работы:

  1. Сохранение и укрепление  здоровья детей, повышение  их  готовности  к адаптации к школьным нагрузкам, соответствовать современным требованиям  модели выпускника
  2. Поиск оптимальных путей сохранения и укрепления здоровья, повышения уровня развития   речи у детей.
  3. Разработка системы работы по сохранению  и укреплению психического и физического здоровья детей с нарушениями речи.

 Задачи:

  1. Разработать и апробировать систему мер по сохранению  и укреплению психического и физического здоровья детей с нарушениями речи.
  2. Развивать   речь детей, формировать фонематические  процессы, общую  и мелкую  моторику, артикуляционный аппарат, средствами специальных игр и упражнений.

4.

Концепция изменений

   Изучение достижений современных научных здоровьесберегающих  технологий, внедрение и адаптация их к условиям работы с  дошкольниками  с нарушениями речи  в соответствии с индивидуальными, возрастными особенностями в режиме полного дня.

   Источник изменений - введение  специальных игр и упражнений  в свою работу и их систематизация в специально организованной образовательной деятельности, в совместной деятельности, в самостоятельной деятельности, в работе с родителями в ДОУ

   Идея изменений – изменение содержания коррекционно-логопедической  работы по формированию правильной речи и сохранению здоровья детей.

  На важность взаимосвязи речевого и психофизического развития  указывают авторы М.Ф.  Фомичева,  Н.Л.  Крылова, Ю.Ф. Гаркуша, Н.Я.Ларионова, Т.А.Ткаченко, Г.К. Селевко и др.

  Концептуальные основания изменений – Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

5.

Сущность ИПО (характеристика изменений, привносимых автором опыта в свою деятельность) содержание образования, использование образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, создание средств обучения, организация учебно- воспитательного процесса, др.)

 1) Подобран  и изучен материал, составлена система работы.

2) Совместно с воспитателями, врачом,  ст. медицинской сестрой    разработана и апробирована на практике система мер (специальных игр и упражнений), направленных на сохранение и укрепление здоровья, и повышение эффективности коррекционно-логопедического воздействия во всех видах деятельности.

3) В результате достигли снижения заболевания верхних дыхательных путей на 6% и   общего оздоровления воспитанников на 4%, снижения уровня тревожности, сохранения психического здоровья детей с 69% до 89%, повышения  уровня сформированности всех сторон речи  с 78% до 86%.

6.

Описание инновационной деятельности автора, трудоемкость, ограничения, риски.

  1. Подбор и систематизация материалов по сохранению и укреплению здоровья, снятию перегрузки  при  коррекции речевых нарушений в соответствии с условиями пребывания детей в ДОУ.

- тематическая подборка пальчиковых упражнений (группа, логокабинет);

- подбор стихотворных текстов, рифмовок, предметов-   тренажеров  для массажа (коврики, кнопочки, магниты, пуговицы, камни, палочки, мячи, су-джок мячи и т.д.) (группа, логокабинет);

 -  подобраны и составлены мнемотаблицы по всем изучаемым темам (группа, логокабинет),

- оборудован сухой бассейн (группа, логокабинет),

- составлены индивидуальные комплекты для моделирования на логопедическом занятии (логокабинет),

- сделаны кубики для психогимнастики (логокабинет) ,

- подобраны и сделаны знаки – символы для создания комфортных условий обучения (группа, логокабинет) ,

- разработаны и систематизированы тематические упражнения для самостоятельной работы в специально оборудованных познавательных уголках (группа),

- подобран мелкий бросовый материал для развития мелкой моторики руки (группа, логокабинет);

-  подобрано музыкальное сопровождение для упражнений (группа, логокабинет),

- апробирована система коррекционной работы воспитателя в группе в течение всего дня,

- изучен опыт работы других логопедов, составлены и дополнены презентации по лексическим темам.

  1. Использование системы специальных игр и упражнений  в течение всего дня, во всех видах деятельности при объединении  одной изучаемой темой в соответствии с индивидуальными возрастными  и речевыми  особенностями  детей и условиями круглосуточного пребывания.
  2. Тесная взаимосвязь между воспитателями и специалистами детского сада и  посильное привлечение родителей в воспитательно - образовательный процесс. 

7.

Условия реализации изменений (информационные, организационные, мотивационные, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые ресурсы, кадровые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях) включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

  1. Создание комфортной обучающей среды.
  2. Использование индивидуальной и групповой формы организации детской деятельности;
  1. Создание мотивированности действий детей (целенаправленное и обучающее участие взрослого в играх детей в соответствии с изучаемыми темами.)

 

 

 

 

8.

Результат, полученный автором в ходе реализации ИПО (количественные и качественные показатели в соответствии с целью, устойчивость результата, его значимость для других педагогов и ДОУ)

При проведении диагностики психологического состояния ребёнка с нарушениями речи и в сравнении с психологическим состоянием выпускника делаем вывод, что данная система  работы ведёт к сохранению и укреплению психофизического здоровья и исправляет речевые нарушения.

   Создание комфортных условий  обучения  позволяет

  1. доводить речемыслительную  деятельность дошкольников до оптимальных результатов,
  2.  воспитывать  дошкольника, адекватного потребностям общества в соответствии с современными  требованиями   модели выпускника.

Применение здоровьесберегающих упражнений  весьма эффективно для

  1. предупреждения нарушений голоса и речи,
  2. предупреждения развития психосоматических заболеваний,
  3. оздоровления организма в целом,
  4.  подготовки детей к школе (в качестве защиты от первичного стресса),
  5.  укрепления центральной нервной системы,
  6.  развития речи дошкольников,
  7. укрепления здоровья  длительно болеющих детей,
  8.  детей с гиперактивностью и дефицитом внимания.

8.

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

 ИПО разместила в социальной сети работников образования nsportal.ru

            Подпись автора ИПО                                                   /                                  /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: «Сохранение  и укрепление здоровья детей с нарушениями речи средствами специальных игр и упражнений».

В презентации даны методы и приемы работы в круглосуточной группе с детьми с  нарушениями речи с использованием здоровьесберегающих технологий...

Развитие творческих способностей детей с нарушениями речи средствами хореографии. Построение занятий. виды упражнений.

Работа с дошкольниками с речевой патологией имеет свои особенности. Дети с нарушениями речи отличаются пониженной наблюдательностью, вниманием, неумением вслушиваться в инструкцию, плохой переключаемо...

Инновационный проект «Развитие художественно-творческих способностей детей с нарушением зрения средствами нетрадиционных техник рисования».

В проекте обозначены цель, задачи, выделены основные направления работы по развитию художественно-творческих способностей...

Использование нестандартного спортивного оборудования для укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста средствами здороьесберегающих технологий.

Создание здорового образа жизни для ребёнка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нормально физически развивающийся ребёнок трёхлетнего возраста обычно...

"Сохранение и укрепление здоровья детей с нарушением интеллекта через коммуникативные игры»

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судь...

проект по здоровьесбережению «Психологическая комфортность воспитанников через использование сенсорных коробок и светового короба для укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий».

Здоровый образ жизни – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость.Проект, направленный на оздоровление детей, на формирование у детей основ здорового образа жизни....

Журнал "Расти, здоровым, малыш!" Использование сенсорных пособий и нестандартного спортивного оборудования для укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий.

В проекте раскрывается содержание работы по использованию сенсорных пособий и нестандартного спортивного оборудования для укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесбе...