«Особенности взаимодействия воспитателей и логопеда в коррекционной работе»
методическая разработка по логопедии по теме

Арнаут Александра Николаевна

В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. И особенно на этапе обучения. От качества речи ребенка зависит успешность его обучения, поэтому главной задачей родителей, логопедов и воспитателей по подготовке детей к школе является именно развитие речи.
Для качественной коррекционно-развивающей работы и получения положительных результатов важную роль играет взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей общеобразовательных групп. Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детей с нарушениями речи. Активно воздействуя на ребенка специфическими для каждой дисциплины средствами, педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов и не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого.
В ДОУ  общеразвивающего вида,  не имеющим логопедических групп, дети с речевыми нарушениями должны стать объектом особого внимания. Н.П.Кузнецова утверждала, что «передача ребенка из детского сада в школу с неправильной речью следует рассматривать как недоработку детского сада».
Фактически проводимые сотрудниками ДОУ занятий с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, могут расцениваться как одна из вероятных моделей логопедической работы. Однако нередко в силу объективных и субъективных причин (отсутствие достаточного объема коррекционно-педагогических знаний и умений, должного осознания и адекватной оценки своей роли в преодолении недостатков в речевом развитии детей  и др.) организовать ее на оптимальном уровне не всегда представляется возможным.
Основной целью логопедической направленности деятельности педагогов является создание такой воспитательной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению и преодолению трудностей в их речевом развитии.
Для ее достижения должен быть решен ряд взаимосвязанных задач.
Первая – диагностическая – состоит в динамическом наблюдении и педагогическом контроле за состоянием речи.
Вторая задача – профилактическая – педагогическая помощь воспитанникам в речевом развитии.
Третья, коррекционная, задача состоит в своевременном полном устранении имеющихся у детей нарушений.
Принципиально важно при решении этих задач, чтобы они естественно и органично встраивались в контекст проводимой воспитательно-образовательной работы.
Работа педагогов подразделяется на 3 блока: диагностический и профилактический, коррекционный.
Диагностическая работа педагогов заключается в выявлении детей с проблемами речевого развития. Эффективность данной работы будет обеспечена при  соблюдении ряда условий:
1. Систематичность изучения состояния речи дошкольников (начальная и итоговая диагностика).
2. Четкая возрастная адресация и комплексный характер диагностических процедур (учет связи речевого и умственного, речевого и эмоционально-личностного, речевого и физического развития детей).
3. Разнообразие методов и источников  сбора информации (наблюдения, изучение истории речевого развития, беседы с родителями).
4. Оптимизация процедуры изучения речи детей и фиксация его результатов  - процесс максимально приближен к привычным для дошкольников видам деятельности (игровой, практической, художественной и др.).
Решение задач диагностического блока закладывают основу эффективной обратной связи  с учителем-логопедом  в ходе профилактической, коррекционно-речевой работы и отслеживания ее результатов.
Профилактическая деятельность педагогов ДОУ заключается в помощи дошкольникам в естественном и своевременном развитии речи и обеспечении его полноценности. Профилактику следует рассматривать как совокупность необходимых и достаточных действий, ориентированных на стимуляцию развития и совершенствование речевой деятельности воспитанников ДОУ в единстве ее мотивационно - потребностной и операциональной составляющей.
В первую очередь должна быть организована в доступной форме и средствам совместная деятельность ребенка со взрослыми и сверстниками. Чем она разнообразнее и сложнее, тем нужнее речь и тем более высоким структурно-функциональным требованиям она должна удовлетворять.
Важным компонентом профилактики недостатков речи у дошкольников является правильная речь взрослых.
• речь должна быть абсолютно правильна, литературна;
• по форме и тону речь должна быть всегда безупречно вежливой;
• структуру речи необходимо согласовывать с возрастом детей;
• содержание речи взрослых должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам детей, опираться на их опыт;
• речь взрослых должна соответствовать требуемым критериям: точность, ясность, простота, эмоциональная выразительность, достаточная громкость.
Профилактическая работа может быть определена как предупреждение с помощью педагогических приемов и средств недостатков речи у дошкольников и проведение мероприятий психогигиенической направленности.
Поэтому профилактическая деятельность  воспитателя  обязательно должна включать в себя:
• охрану нервно-психического и физического здоровья воспитанников;
• ранее выявление факторов риска в развитии речи;
• пропедевтику возможных трудностей детей на этапе школьного старта, связанных с речевой готовностью.
Итак, содержание деятельности воспитателя в рамках профилактического блока определяется неформальным и творческим отношением педагога к решению программных задач по развитию речи детей,  с учетом их возраста, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития – с одной стороны и с другой –пристальным вниманием к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков.
Коррекционная деятельность направлена на устранение речевых недостатков детей дошкольного возраста.
Она включает в себя:
• проведение индивидуальных занятий по коррекции нарушенного звукопроизношения;
• автоматизацию навыков и умений детей с проблемами речи, полученных на логопедических занятиях;
• осуществление контроля за речью детей в режимных моментах.
Таким образом, реализация подхода взаимодействия и преемственности способствует более высоким темпам речевого развития. Результатом такой совместной работы являются чистая, правильная речь детей, хорошая подготовка  их к школе, успешное обучение в дальнейшем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад I категории №25 «Родничок»

                                                             

Консультация для педагогов

Тема: «Особенности взаимодействия воспитателей и логопеда в коррекционной работе»

Учитель-логопед

                                                                                          А.Н.Арнаут

                                                                                               Октябрь, 2012г.

В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. И особенно на этапе обучения. От качества речи ребенка зависит успешность его обучения, поэтому главной задачей родителей, логопедов и воспитателей по подготовке детей к школе является именно развитие речи.

Для качественной коррекционно-развивающей работы и получения положительных результатов важную роль играет взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей общеобразовательных групп. Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детей с нарушениями речи. Активно воздействуя на ребенка специфическими для каждой дисциплины средствами, педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов и не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого.

В ДОУ  общеразвивающего вида,  не имеющим логопедических групп, дети с речевыми нарушениями должны стать объектом особого внимания. Н.П.Кузнецова утверждала, что «передача ребенка из детского сада в школу с неправильной речью следует рассматривать как недоработку детского сада».

Фактически проводимые сотрудниками ДОУ занятий с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, могут расцениваться как одна из вероятных моделей логопедической работы. Однако нередко в силу объективных и субъективных причин (отсутствие достаточного объема коррекционно-педагогических знаний и умений, должного осознания и адекватной оценки своей роли в преодолении недостатков в речевом развитии детей  и др.) организовать ее на оптимальном уровне не всегда представляется возможным.

Основной целью логопедической направленности деятельности педагогов является создание такой воспитательной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению и преодолению трудностей в их речевом развитии.

Для ее достижения должен быть решен ряд взаимосвязанных задач.

Первая – диагностическая – состоит в динамическом наблюдении и педагогическом контроле за состоянием речи.

Вторая задача – профилактическая – педагогическая помощь воспитанникам в речевом развитии.

Третья, коррекционная, задача состоит в своевременном полном устранении имеющихся у детей нарушений.

Принципиально важно при решении этих задач, чтобы они естественно и органично встраивались в контекст проводимой воспитательно-образовательной работы.

Работа педагогов подразделяется на 3 блока: диагностический и профилактический, коррекционный.

Диагностическая работа педагогов заключается в выявлении детей с проблемами речевого развития. Эффективность данной работы будет обеспечена при  соблюдении ряда условий:

  1. Систематичность изучения состояния речи дошкольников (начальная и итоговая диагностика).
  2. Четкая возрастная адресация и комплексный характер диагностических процедур (учет связи речевого и умственного, речевого и эмоционально-личностного, речевого и физического развития детей).
  3. Разнообразие методов и источников  сбора информации (наблюдения, изучение истории речевого развития, беседы с родителями).
  4. Оптимизация процедуры изучения речи детей и фиксация его результатов  - процесс максимально приближен к привычным для дошкольников видам деятельности (игровой, практической, художественной и др.).

Решение задач диагностического блока закладывают основу эффективной обратной связи  с учителем-логопедом  в ходе профилактической, коррекционно-речевой работы и отслеживания ее результатов.

Профилактическая деятельность педагогов ДОУ заключается в помощи дошкольникам в естественном и своевременном развитии речи и обеспечении его полноценности. Профилактику следует рассматривать как совокупность необходимых и достаточных действий, ориентированных на стимуляцию развития и совершенствование речевой деятельности воспитанников ДОУ в единстве ее мотивационно - потребностной и операциональной составляющей.

В первую очередь должна быть организована в доступной форме и средствам совместная деятельность ребенка со взрослыми и сверстниками. Чем она разнообразнее и сложнее, тем нужнее речь и тем более высоким структурно-функциональным требованиям она должна удовлетворять.

Важным компонентом профилактики недостатков речи у дошкольников является правильная речь взрослых.

  1. речь должна быть абсолютно правильна, литературна;
  2. по форме и тону речь должна быть всегда безупречно вежливой;
  3. структуру речи необходимо согласовывать с возрастом детей;
  4. содержание речи взрослых должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам детей, опираться на их опыт;
  5. речь взрослых должна соответствовать требуемым критериям: точность, ясность, простота, эмоциональная выразительность, достаточная громкость.

Профилактическая работа может быть определена как предупреждение с помощью педагогических приемов и средств недостатков речи у дошкольников и проведение мероприятий психогигиенической направленности.

Поэтому профилактическая деятельность  воспитателя  обязательно должна включать в себя:

  1. охрану нервно-психического и физического здоровья воспитанников;
  2. ранее выявление факторов риска в развитии речи;
  3. пропедевтику возможных трудностей детей на этапе школьного старта, связанных с речевой готовностью.

Итак, содержание деятельности воспитателя в рамках профилактического блока определяется неформальным и творческим отношением педагога к решению программных задач по развитию речи детей,  с учетом их возраста, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития – с одной стороны и с другой –пристальным вниманием к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков.

Коррекционная деятельность направлена на устранение речевых недостатков детей дошкольного возраста.

Она включает в себя:

  1. проведение индивидуальных занятий по коррекции нарушенного звукопроизношения;
  2. автоматизацию навыков и умений детей с проблемами речи, полученных на логопедических занятиях;
  3. осуществление контроля за речью детей в режимных моментах.

Таким образом, реализация подхода взаимодействия и преемственности способствует более высоким темпам речевого развития. Результатом такой совместной работы являются чистая, правильная речь детей, хорошая подготовка  их к школе, успешное обучение в дальнейшем.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад I категории №25 «Родничок»

                                                             

Консультация для педагогов

Тема: «Особенности взаимодействия воспитателей и логопеда в коррекционной работе»

Учитель-логопед

                                                                                          А.Н.Арнаут

                                                                                               Октябрь, 2012г.

В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. И особенно на этапе обучения. От качества речи ребенка зависит успешность его обучения, поэтому главной задачей родителей, логопедов и воспитателей по подготовке детей к школе является именно развитие речи.

Для качественной коррекционно-развивающей работы и получения положительных результатов важную роль играет взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей общеобразовательных групп. Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детей с нарушениями речи. Активно воздействуя на ребенка специфическими для каждой дисциплины средствами, педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов и не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого.

В ДОУ  общеразвивающего вида,  не имеющим логопедических групп, дети с речевыми нарушениями должны стать объектом особого внимания. Н.П.Кузнецова утверждала, что «передача ребенка из детского сада в школу с неправильной речью следует рассматривать как недоработку детского сада».

Фактически проводимые сотрудниками ДОУ занятий с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, могут расцениваться как одна из вероятных моделей логопедической работы. Однако нередко в силу объективных и субъективных причин (отсутствие достаточного объема коррекционно-педагогических знаний и умений, должного осознания и адекватной оценки своей роли в преодолении недостатков в речевом развитии детей  и др.) организовать ее на оптимальном уровне не всегда представляется возможным.

Основной целью логопедической направленности деятельности педагогов является создание такой воспитательной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению и преодолению трудностей в их речевом развитии.

Для ее достижения должен быть решен ряд взаимосвязанных задач.

Первая – диагностическая – состоит в динамическом наблюдении и педагогическом контроле за состоянием речи.

Вторая задача – профилактическая – педагогическая помощь воспитанникам в речевом развитии.

Третья, коррекционная, задача состоит в своевременном полном устранении имеющихся у детей нарушений.

Принципиально важно при решении этих задач, чтобы они естественно и органично встраивались в контекст проводимой воспитательно-образовательной работы.

Работа педагогов подразделяется на 3 блока: диагностический и профилактический, коррекционный.

Диагностическая работа педагогов заключается в выявлении детей с проблемами речевого развития. Эффективность данной работы будет обеспечена при  соблюдении ряда условий:

  1. Систематичность изучения состояния речи дошкольников (начальная и итоговая диагностика).
  2. Четкая возрастная адресация и комплексный характер диагностических процедур (учет связи речевого и умственного, речевого и эмоционально-личностного, речевого и физического развития детей).
  3. Разнообразие методов и источников  сбора информации (наблюдения, изучение истории речевого развития, беседы с родителями).
  4. Оптимизация процедуры изучения речи детей и фиксация его результатов  - процесс максимально приближен к привычным для дошкольников видам деятельности (игровой, практической, художественной и др.).

Решение задач диагностического блока закладывают основу эффективной обратной связи  с учителем-логопедом  в ходе профилактической, коррекционно-речевой работы и отслеживания ее результатов.

Профилактическая деятельность педагогов ДОУ заключается в помощи дошкольникам в естественном и своевременном развитии речи и обеспечении его полноценности. Профилактику следует рассматривать как совокупность необходимых и достаточных действий, ориентированных на стимуляцию развития и совершенствование речевой деятельности воспитанников ДОУ в единстве ее мотивационно - потребностной и операциональной составляющей.

В первую очередь должна быть организована в доступной форме и средствам совместная деятельность ребенка со взрослыми и сверстниками. Чем она разнообразнее и сложнее, тем нужнее речь и тем более высоким структурно-функциональным требованиям она должна удовлетворять.

Важным компонентом профилактики недостатков речи у дошкольников является правильная речь взрослых.

  1. речь должна быть абсолютно правильна, литературна;
  2. по форме и тону речь должна быть всегда безупречно вежливой;
  3. структуру речи необходимо согласовывать с возрастом детей;
  4. содержание речи взрослых должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам детей, опираться на их опыт;
  5. речь взрослых должна соответствовать требуемым критериям: точность, ясность, простота, эмоциональная выразительность, достаточная громкость.

Профилактическая работа может быть определена как предупреждение с помощью педагогических приемов и средств недостатков речи у дошкольников и проведение мероприятий психогигиенической направленности.

Поэтому профилактическая деятельность  воспитателя  обязательно должна включать в себя:

  1. охрану нервно-психического и физического здоровья воспитанников;
  2. ранее выявление факторов риска в развитии речи;
  3. пропедевтику возможных трудностей детей на этапе школьного старта, связанных с речевой готовностью.

Итак, содержание деятельности воспитателя в рамках профилактического блока определяется неформальным и творческим отношением педагога к решению программных задач по развитию речи детей,  с учетом их возраста, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития – с одной стороны и с другой –пристальным вниманием к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков.

Коррекционная деятельность направлена на устранение речевых недостатков детей дошкольного возраста.

Она включает в себя:

  1. проведение индивидуальных занятий по коррекции нарушенного звукопроизношения;
  2. автоматизацию навыков и умений детей с проблемами речи, полученных на логопедических занятиях;
  3. осуществление контроля за речью детей в режимных моментах.

Таким образом, реализация подхода взаимодействия и преемственности способствует более высоким темпам речевого развития. Результатом такой совместной работы являются чистая, правильная речь детей, хорошая подготовка  их к школе, успешное обучение в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности взаимодействия специалистов и логопеда в коррекционной работе»

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности...

Опыт работы: "Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя - логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР."

В нашем учреждении функционирует логопедичесская группа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Одной из задач дошкольного учреждения является коррекция отклонений в развитии р...

Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"

Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"....

«Особенности взаимодействия специалистов и логопедов в коррекционной работе.Направления коррекционной работы».

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности...

Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя с родителями в коррекционной работе с детьми, как эффективность успешности обучения

В статье раскрываются формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и родителей....

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи в условиях ДОО

В данной статье рассмотрена важность и продуктивность взаимной работы воспитателя и логопеда в борьбе с нарушениями речи у детей...

Особенности взаимодействия специалистов и учителя – логопеда в коррекционной работе

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности...