Овощи. Звук и буква У. Понятие о звуковом ряде.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Ботвиньева Татьяна Алексеевна

Конспект НОД с квалифицированной коррекцией недостатков речи в старшей группе компенсирующей направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovoshchi.docx15.78 КБ

Предварительный просмотр:

Овощи. Звук и буква У. понятие о звуковом ряде.

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  1. Познакомить детей со звуком У, способом его характеристики с опорой на артикуляцию и понятием «гласный звук».
  2. Учить выделять звук У в ряде других звуков, слогах и словах.
  3. Познакомить с буквой У.

Коррекционно-развивающие:

  1. Углублять знания детей по теме «Овощи».
  2. Закрепить навык согласования существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
  3. Закрепить навык образования существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами ик, чик, ечк, очк, еньк, оньк по теме.
  4. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
  5. Развивать дыхание и голос.
  6. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

Коррекционно-воспитательная:

  1. Воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога.

Оборудование: корзинка, предметные картинки с изображением овощей, предметные картинки с изображением предметов, названия которых начинаются на звук У, картинка с буквой У, зеркала, тетради, простые карандаши.        

Ход занятия.

  1. Оргмомент: Игра «Назови овощ»

Логопед предлагает детям выбрать из предметных картинок, лежащих на столе, выбрать овощи, назвать их и положить в корзинку.

2. Артикуляционная гимнастика: «Окошко», «Окошко открывается и закрывается», «Улыбка-Трубочка», «Лопаточка», «Иголочка», «Накажем непослушный язычок».

  1. Объявление темы.

Сегодня мы познакомимся со Звуком У и паровозиком, который любил его произносить.

  1. Акустико-артикуляционный образ звука.

- Ребята, посмотрите на картинку и произнесите любимый звук паровозика. (У-у-у!)

Посмотрите в зеркале, в каком положении находятся губы, язык, зубы, воздушная струя тёплая и спокойно выходит изо рта, не встречая преграды. Звук У – гласный, обозначать его будем красным цветом.

  1. Игра «Песенки»

Пропевание звука У высоким и низким голосом.

  1. Связь звука и буквы.

Логопед выставляет букву У, а дети называют предметы, на которые она похожа. (Например: на рожки улитки, ветку дерева, уши зайца и т.д.)

Буква У кричит: «Ура!»

Руки тянет вверх она.

  1. Игра «Подними ладошку»

Дети поднимают красную ладошку, услышав звук У:

  1. В ряду других звуков: А, У, И, А, У, О, И, У, А …
  2. В слогах: Игра «Запомни и повтори»

Ум-ум-ам

Ам-ам-ум

Ну-ну-на

Оп-уп-уп

Ут-от-ут

Ку-ка-ку.

  1. В словах: На доске выставляются картинки со звуком У в начале слова (в ударной позиции). Логопед называет картинки, выделяя звук У, и напоминает, что название картинок – это слова, а дети называют первый звук в этих словах. После этого можно предложить детям назвать своё слово, которое начинается со звука У.

Физминутка «На грядке»                    

Дождь весёлый, озорной                (Идут по кругу)            

В огород пришёл со мной,            (Бегут врассыпную)        

Дождевую тучку                            (Берутся за руки)

Я держу за ручку.

  1. Игра «Скажи, какой?»

Помидор какой? -… (помидор крупный, красный, сочный, полезный)

Огурец какой? - … (огурец овальный, зелёный, шершавый, твёрдый)

Капуста какая? - … (капуста твёрдая, зелёная, сочная, круглая)

Лук какой? - … (круглый, жгучий, витаминный, твёрдый)

Морковь какая? - … (треугольная, оранжевая, хрустящая, витаминная)

Свёкла какая? - … (твёрдая, бардовая, круглая, полезная, сладкая)

  1. Игра «Назови ласково».

Огурец – огурчик

Помидор – помидорчик

Свекла – свёколка

Баклажан – баклажанчик

Лук – лучок

Морковка – морковочка

Капуста  - капусточка

Пальчиковая гимнастика «Огород»

В огороде много гряд,                            (Сжимают и разжимают пальцы)

Тут и репа, и салат,

Тут и свёкла, и горох,                         (Загибают пальцы поочерёдно)

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород                           (Хлопают в ладоши)

Нас прокормит целый год.

  1. Работа в тетрадях (штриховка овощей)        
  2.  Итог занятия.
  1. Какой звук у паровозика самый любимый?
  2. Какой это звук?
  3. Почему овощи полезно употреблять в пищу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей - Понятия звук и буква.

Памятка для родителейПонятия звук и буква.БУКВЫ мы видим и пишем, а ЗВУКИ мы слышим и произносим.Чтобы не путать ребёнка, на протяжении периода обучения чтению дома следует называть и звуки, и соответ...

План – конспект занятия из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ". Тема «Звук и буква О. Анализ звуко-буквенных рядов АО, ОА, ОУ, УО».

Коррекционно-образовательные задачи:- учить различать тембр голоса;- уточнить артикуляцию звука О;- учить чётко, утрированно произносить звук О, угадывать его по беззвучной артикуляции, выделять его в...

ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО РАЗЛИЧАТЬ ПОНЯТИЯ "ЗВУКИ" И "БУКВЫ"

Консультация для родителей о необходимости дифференциации понятий: "звуки" и "буквы" и формировании навыков звукового анализа слогов и слов....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по теме: «Фонетика. Звуки и буквы русского языка. Построение звукофонематического ряда»

Открытое занятие в подготовительной группе по теме: «Фонетика. Звуки и буквы русского языка. Построение звукофонематического ряда»...

Домашнее задание тема "Огород. Овощи. Звук и буква Бб".

В домашнем задании даны упражнения на развитие лексико - грамматических категорий, а также задания на изученную букву Б....

Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: Овощи. Звук и буква У.

Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: Овощи. Звук и буква У....

Домашнее задание "Овощи. Звук и буква А"

Домашнее задание логопеда в старшей группе...