Главные вкладки

    План – конспект занятия из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ". Тема «Звук и буква О. Анализ звуко-буквенных рядов АО, ОА, ОУ, УО».
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Бережная Ольга Васильевна

    Коррекционно-образовательные задачи:

    - учить различать тембр голоса;

    - уточнить артикуляцию звука О;

    - учить чётко, утрированно произносить звук О, угадывать его по беззвучной артикуляции, выделять его в ряду других звуков, из начала слова в ударной позиции;

    - ввести в словарь детей понятие гласный звук;

    - учить находить картинку, в названии которой звук О стоит в начале слова;

    - продолжать учить составлять схемы слов;

    - познакомить с буквой О, учить соотносить звук О и букву О;

    -  учить анализировать слоги, состоящие из 2-х изученных гласных звуков;

    - расширять и активизировать словарь существительных, прилагательных, глаголов по теме «Овощи».

    Коррекционно-развивающие задачи:

    - развивать фонематическое восприятие;

    - развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением;

     - развивать слуховое внимание, мышление, слуховую память;

    - развивать речевое дыхание.

    Коррекционно-воспитательные задачи:

    - воспитывать самостоятельность, аккуратность, инициативность.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon oborudovanie.doc194.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Оборудование:  магнитная доска, магнитные бувы А, У, О; картинка – символ звука О; индивидуальные зеркала;  красные кружочки по количеству детей; схема слова;  буква О; оборудование для игры «Помоги козе Осе», картинка из весёлой азбуки; красный домик Гласки.

    План НОД:

    1.Организационный момент.

    2. Анализ артикуляции звука О.

    3.Фонетические упражнения.

    4. Игровое упражнение «Подними сигнальный кружок».

    5. Упражнение «Скажи О по-разному» (изменение тембра голоса)

    6. Пальчиковая гимнастика «Овощи».

    7. Динамическая пауза «Овощи».

    8. Общая артикуляционная гимнастика «Язычок готовит салат из овощей» (авторская разработка)

    9. Игра «Помоги козе Осе» (авторская разработка).

    10. Работа над совершенствованием слоговой структуры слова.

    11. Знакомство с буквой О.

    12. Анализ звуковых рядов АО, ОА, УО, ОУ.

    13. Итог занятия.

    Ход НОД:

    1. Организационный момент

    Логопед произносит стихотворение, выделяя голосом звук О:

    Не по тропе, а около

    Катилося и окало.

    О охало, О окало

    Не по тропе, а около.

    Дети повторяют стихотворение, хлопая в ладоши на каждый ударный звук О.

    Логопед: Ребята, какой звук часто слышится в стихотворении?

    Дети: Звук О.

    Логопед раздаёт детям индивидуальные зеркала.

    2. Анализ артикуляции звука О.

    Появляется картинка-символ звука О – мальчик болеет и стонет: ОООО…

    - Как стонет мальчик?  Посмотрите, когда мы произносим звук О, (дети следят за артикуляцией в зеркалах) то губки округлены и слегка вытянуты вперёд, зубки закрыты губами, язык лежит на дне ротика,   горлышко «работает». Воздушная струя выходит изо рта свободно. Нет никакой преграды. Мы можем звук О голосом долго тянуть, петь. Поэтому он называется гласным, от слова «голос», «глас».

    Звук О – гласный, поэтому мы обозначим его красным кружочком так же , как и звуки А и У.

    3. Фонетические упражнения:

    - У мальчика болят зубы: ОООО…( произнести  на плавном длительном выдохе);

    - Мальчик вздыхает : О-О-О-О-О (произнести отрывисто).

    4. Игровое упражнение «Подними сигнальный кружок».

    Логопед раздаёт детям красные кружочки и произносит звуки, слоги, слова. Дети должны поднять кружочки вверх, если услышат звук О среди других звуков, в слогах и словах.

    Ряд звуков: У, И, О,  А, У, О,  И, О, А, И,  У, О….

    Ряд слогов: УМ, УТ, ОМ, ИМ,  УХ, ОХ,  ИТ,  АТ, ОТ, ИХ, ОХ

    Ряд слов: овощи, Иней, осень, улей, аист, окна, игры, ивушка, удочка, осы,  Ира, отдых, имя….

    5. Упражнение «Скажи О по-разному» (изменение тембра голоса)

    Логопед показывает, а затем просит конкретного ребёнка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука:

    «О» - удивилась мама;

    «О» - стонет бабушка;

    «О» - поёт певица;

    «О» - потягивается папа;

    «О» - кричит охотник в лесу.

    6. Пальчиковая гимнастика «Овощи».

    Логопед: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в пальчиковую игру. Я буду перечислять предметы и по очереди  загибать пальчики на правой руке, начиная с большого. Вы будете повторять движения за мной и запоминать, какие предметы я называю. Теперь каждый из вас покажет свою правую руку, и мы начнём.

    У Лариски – две редиски

    У Алёшки – две картошки.

    У Серёжки – сорванца –

    Два зелёных огурца.

    А у Вовки – две морковки.

    Да ещё у Петьки

    Две хвостатых редьки.

    (по очереди загибают пальчики, начиная с большого, на правой,  левой, а потом на обеих руках одновременно)

    Логопед: Хорошо. Кто из вас запомнил, какие предметы я называла?

    Дети: Картошку, огурцы, редиску, морковку, редьку.

    Логопед: Молодцы, вы были очень внимательны. Как одним словом можно назвать все эти предметы?

    Дети: Это овощи.

    Логопед: Верно. С какого звука начинается слово о-о-о-вощи?

    Дети: Со звука О.

    Логопед: Правильно. Давайте составим схему этого слова (на магнитной доске составляют схему слова

    7. Динамическая пауза «Овощи» (координация речи с движениями, закрепление в речи глаголов: соберём, натаскаем, накопаем, срежем, нарвём)

    В огород пойдём, урожай соберём  (идут по кругу, взявшись за руки)

    Мы морковки натаскаем,     («таскают»)

    И картошки накопаем,  («копают»)

    Срежем мы кочан капусты,    («срезают»)

    Круглый, сочный, очень вкусный.   (показывают круг руками 3 раза)

    Щавеля нарвём немножко    («рвут»)

    И вернёмся по дорожке.       (идут по кругу, взявшись за руки)

    Логопед: А теперь давайте сделаем салат из наших овощей.

    Педагог раздаёт детям индивидуальные зеркала.

    8. Общая артикуляционная гимнастика «Язычок готовит салат из овощей» (авторская разработка)

    Язычок очень любил салаты из овощей и часто их готовил. У себя в огороде он собирал круглые сочные помидоры (облизывание губ по кругу в обе стороны при открытом рте), продолговатые зелёные огурчики, капусту, лук и чеснок. Затем он тщательно мыл все овощи (упр-е «Болтушка») и приступал к приготовлению салата. Для начала он брал салатницу (упр-е «Чашечка») и острый ножик (упр-е «Иголочка»). Затем чистил лук (упр-е «Чистим верхние зубки») и чеснок (упр-е «Чистим нижние зубки»). Потом мелко нарезал все овощи (упр-е «Маятник»), солил, поливал растительным маслом из бутылки с узким горлышком (упр-е «Трубочка») и всё хорошо перемешивал (упр-е «Почистим зубы» - рот закрыт, круговыми движениями языка провести между зубами и губами в обе стороны). Всё! Салат готов. Приятного аппетита!

    9. Игра «Помоги козе Осе» (авторская разработка).

    Цель игры: учить детей чётко и правильно произносить звук О; учить находить картинки, названия которых начинаются со звука О; развивать фонематическое восприятие; активизировать и обогащать  словарь детей.

    Оборудование: магнитная доска; плоскостные изображения козы Оси, стола с салатницей, овощей с картинками:

    • облако, обруч, осы, овцы, окунь;
    • улей, удочка, арбуз, аист, индюк.

    Ход игры: логопед выставляет на доску плоскостные изображения козы Оси и стола.

    - Это коза О-о-ося. С какого звука начинается имя козы?

    Дети: Со звука О.

    - Коза Ося тоже очень любит овощной салат. Но она забыла, как его готовить. В  салате должны быть овощи с картинками, названия которых начинаются со звука О. Давайте поможем козе выбрать именно такие овощи. А остальные (с картинками, названия которых начинаются с других  звуков) мы отложим в сторону. Они Осе не понадобятся.

    Дети по очереди выходят к доске, берут плоскостное изображение овоща, называют его, картинку и определяют, с какого звука начинается слово, обозначающее картинку. Затем решают, подойдёт ли этот овощ для салата козы Оси или нет.

    10. Работа над совершенствованием слоговой структуры слова:

    - произнеси звук О столько раз, сколько на доске выложено овощей;

    - пропевание серий звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков за логопедом: А  У  О; АО, ОА; УАО, ОАУ;

    - узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом.

    11. Знакомство с буквой О:

    Повторение правила «Звуки и буквы»:

    Звуки мы произносим и слышим,

    А буквы мы видим и пишем.

    (дети указательным пальцем показывают рот, ухо, глаз, воздух).

    Логопед показывает букву О, предварительно рассмотрев её в «Весёлой азбуке».

    О ужасно удивилась:

    Сушка с маком ей приснилась.

    «Как похожа на меня!

    Может с нею мы родня?»

    - На что ещё похожа буква О?

    Буква О из пальчиков: большой и средний пальцы образуют кольцо.

    Рисование буквы на доске.

    Прорисовывание буквы в воздухе.

    Найти букву О в красном домике Гласки.

    12. Анализ звуковых рядов АО, ОА, УО, ОУ:

    - назвать первый (второй) звук в ряду;

    - выложить на доске из букв магнитной азбуки;

    - слитное чтение буквенных рядов.

    13. Итог  занятия: положительная оценка работы всех детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ"

    Коррекционно-образовательные цели: Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» (метель, снег, снежинка,  вьюга, буран, снегопад, заснеженный).Совершенствование грамматического стро...

    План – конспект подгруппового занятия "По программе развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ ". Тема «Звуки Ф, Фь. Буква Ф. Звуковой анализ прямых и обратных слогов».

    Коррекционно-образовательные задачи:- уточнить  артикуляцию звуков Ф, Фь;- продолжать вводить в пассивный и активный словарь детей понятия согласный звук, твёрдый (мягкий) согласный звук, глухой ...

    Речевая карта и мониторинг из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ".

    Данные авторские разработки  помогут учителям-логопедам, работающим в условиях логопункта в ДОУ, проводить углубленную диагностику детей-логопатов и отслеживать динамику их речевого развития....

    Конспект фронтального занятия по развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР "Морская экспедиция"

    Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Его цель - создания условий для развития графомоторных навыков на материале лексической темы...

    Логопедическая коррекция фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР

    Согласно статистике количество детей с ФФН в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции фонематических нарушений необходимо уделять большое внимание....