Главные вкладки

    План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме:
    План – конспект подгруппового занятия "По программе развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ ". Тема «Звуки Ф, Фь. Буква Ф. Звуковой анализ прямых и обратных слогов».

    Бережная Ольга Васильевна

    Коррекционно-образовательные задачи:

    - уточнить  артикуляцию звуков Ф, Фь;

    - продолжать вводить в пассивный и активный словарь детей понятия согласный звук, твёрдый (мягкий) согласный звук, глухой согласный звук;

    - познакомить с буквой Ф;

    - формировать умение выделять звуки Ф, Фь в ряду звуков, слогов, слов;

    - учить определять наличие и место звука Ф в слове (начало, середина, конец слова) и соотносить название предмета со схемой слова, его обозначающей;

    - совершенствовать слоговую структуру слова;

    - упражнять в слоговом синтезе слов;

    - совершенствовать навык слитного чтения слогов;
    - упражнять в умении осуществлять звуковой анализ слогов (ФА, ФУ, ФЫ, ФИ, ФО, АФ, УФ, ИФ. ЫФ, ОФ);

    - закреплять понятие слог, умение оперировать им и выполнять слоговой анализ и синтез слов;

    - расширять и активизировать словарь детей  по теме «Наша армия»;

    - обогащать активный словарь детей новыми словами: батискаф, фрегат, флагман, фанфары, галифе, фанфары, скафандр.

    Коррекционно-развивающие задачи:

    - развивать фонематическое восприятие, слуховую память,  слуховое и зрительное восприятие, внимание, мышление;

    - развивать, артикуляционную, мелкую и общую моторику;

    - развивать связную речь детей.

    Коррекционно-воспитательные задачи:

    - воспитание навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности самостоятельности, инициативности, ответственности;

     - воспитание любви к Родине, воспитание уважения и благодарности к людям, защищающим Родину. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon oborudovanie.doc227.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Оборудование: магнитная доска;  картинки-символы звуков Ф, Фь;  логопедические тетради по числу детей; контейнер с карандашами; индивидуальные зеркала по количеству детей; самолётики, сложенные из лёгкой бумаги; картинка с буквой Ф из «Весёлой азбуки»; материал для игры «Военные корабли»; Синий домик для согласных букв;  магнитофонная запись произведения «Марш» Г.Свиридова;  наклейки с изображениями военной техники для  организации сюрпризного момента.

    Предварительная работа: беседы воспитателей с детьми о труде военных, о том, чем занимаются представители разных военных профессий, рассматривание сюжетных картин на эту тему; организация сюжетно-ролевой игры «Моряки»; рассматривание армейских фотографий пап, служивших в разных видах войск.

    План НОД:

    1. Организационный момент.

    2. Показ и объяснение артикуляции звука Ф перед зеркалом

    3. Дидактическое упражнение  «Посвети синим фонариком».

    4. Знакомство со звуком Фь.

    5. Дидактическое упражнение «Посвети зелёным фонариком».

    6. Игровое упражнение «Назови звуки».

    7. Упражнение «Составь слово».

    8. Игра «Кто лишний?»  

    9. Игра «Раздели слово на слоги».

    11. Пальчиковая гимнастика «Защитники» (авторская разработка )

    12. Логоритмика «Юные спортсмены»

    13. Работа в тетради

    14. Общая артикуляционная гимнастика «На военном корабле» (авторская разработка).

    15. Игра «Военные корабли» (авторская разработка)

    16. Знакомство с буквой Ф.

    17. Слитное чтение слогов.

    18. Итог занятия.

    19. Сюрпризный момент.

    Ход НОД:

    1. Организационный момент –  объявление темы занятия, создание эмоционально положительного фона.

    Логопед приветствует детей и  предлагает им занять места за столом.

    Логопед: Ребята, приближается праздник  - День Защитника Отечества. В группе с воспитателями вы уже много говорили об этом. Наше с вами сегодняшнее занятие тоже будет посвящено этому празднику.

    Послушайте стихотворение «Наша армия».

    (Логопед выразительно читает текст стихотворения, а в это время негромко звучит магнитофонная запись произведения «Марш» Г.Свиридова)

    На горах высоких,

    На степном просторе

    Охраняет нашу

    Родину солдат.

    Он взлетает в небо,

    Он уходит в море,

    Не страшны защитнику

    Дождь и снегопад.

    Шелестят березы,

    Распевают птицы,

    Подрастают дети

    У родной страны.

    Скоро я в дозоре

    Встану на границе,

    Чтобы только мирные

    Снились людям сны.

    (В. Степанов)

    (Логопед выключает магнитофон).

    Логопед: О ком это стихотворение?

    Д е т и:  О военных, о защитниках Родины.

    Л о г о п е д:  В стихотворении говорится о военных, которые «взлетают в небо». Кто это?

    Д е т и: Это летчики.

    Л о г о п е д:  А кто «уходит в море»?

    Д е т и: Это моряки, подводники.

    Л о г о п е д:  А кто стоит «в дозоре у границы»?

    Д е т и: Это пограничники.

    Логопед:

    Перейти границу

    Не посмеет враг,

    На родной границе

    Наш  российский ….(флаг)

    Логопед: Молодцы, ребята. Это действительно флаг. С какого звука начинается слово флаг? (педагог выделяет голосом звук Ф)

    Дети: Слово флаг начинается со звука Ф.

    Логопед: Правильно, вы очень внимательны. Сегодня мы познакомимся с новым звуком – звуком Ф (логопед демонстрирует картинку – символ звука Ф – десантник спускается на большом парашюте – ФФФФФ…

    Посмотрите, что происходит с нашими губками и язычком, когда мы произносим звук Ф (педагог раздаёт детям индивидуальные зеркала и объясняет артикуляцию звука Ф)

    2. Показ и объяснение артикуляции звука Ф перед зеркалом:

    -нижняя губа приближена к краям верхних зубов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха;

    -верхние зубки слегка видны;

    -горлышко «молчит».

    Символ звука – десантник спускается на большом парашюте:  ФФФ…

    Характеристика звука – согласный (зубы и губы создают преграду для свободного прохождения воздуха), твердый, глухой.

    Обозначение – синий кружок без колокольчика.

    Логопед раздаёт детям синие кружочки.

    3. Дидактическое упражнение  «Посвети синим фонариком» (логопед называет звуки, слоги, слова, а дети поднимают синие кружочки, если слышат звук Ф):

    В ряду звуков: Ф, М, Ф, Ф, Д, Т, Ф, Ы, П, Ф, Ф, Б, Ф…;

    В ряду слогов: ФА, МУ, ТЫ, ФО, ДУ, ФУ, ФЫ, ПО, БУ, АТ, УП, ОФ, УМ, АФ, ИФ, ЫТ, УФ… ;

     В ряду слов: флаг, флот, факел, самолёт, форма, пограничник,  танк, флагман, моряк, ефрейтор, скафандр, командир, солдат, фронт

    4. Знакомство со звуком Фь:

    Символ звука – десантник  спускается на маленьком парашютике: фьфьфь…

    Характеристика звука – согласный, мягкий, глухой.

    Обозначение – зеленый кружок без колокольчика.

    Логопед раздаёт детям зелёные кружочки.

    5. Дидактическое упражнение «Посвети зелёным фонариком» (логопед называет звуки, слоги, слова, а дети поднимают зелёные кружочки, если слышат звук Фь):

    В ряду звуков: ФЬ, ФЬ, МЬ, ТЬ, ФЬ, ДЬ, ФЬ, ФЬ, ПЬ, БЬ, ФЬ…;

    В ряду слогов: ФЯ, МЯ, ТЁ, БИ ФЁ, ФИ, ПЮ, ФЮ, ФЕ;

    В ряду слов: фитиль, якорь, офицер, фюзеляж, матрос, физкультура

    6. Игровое упражнение «Назови звуки» (звуковой анализ слогов)

    Логопед: А сейчас, ребята, я буду называть вам слоги из двух звуков, а вы должны мне ответить, какой звук в каждом слоге первый, а какой – второй. Тот, кто первым правильно отвечает, получает фишку.

    (Логопед называет слоги ФА, ФУ, ФО, ФЫ, ФИ, АФ, ОФ, УФ, ИФ, ЫФ, а дети выполняют задание. В конце игры подсчитывается количество фишек у каждого ребёнка и определяются победители).

    7. Упражнение «Составь слово» (слоговой синтез)

    Логопед произносит слоги друг за другом, а дети составляют из них слова и называют первый звук в каждом слове (при необходимости логопед объясняет значение каждого слова)

    Фи-тиль, фин-ка, фю-зе-ляж, фев-раль, физ-куль-ту-ра.

     8. Игра «Кто лишний?»  (Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления, связной речи.)

    Логопед выставляет на магнитную доску картинки с изображениями моряка, танкиста, летчика, пограничника и картинку с изображением продавца.

    Л о г о п е д. Посмотрите внимательно на картинки и определите, кто здесь «лишний» и почему.

    Дети: Лишний продавец, потому что он не военный человек. А летчик, танкист, моряк и пограничник — военные.

    9. Игра «Раздели слово на слоги» (формирование умения осуществлять слоговой анализ)

    Л о г о п е д: А теперь давайте посчитаем, сколько слогов в названии каждой военной профессии.

    Дети «прохлопывают» каждое из предложенных педагогом слов (индивидуальные ответы детей):

    - Мо-ряк. В слове моряк два слога.

    - Тан-кист. В слове танкист тоже два слога.

    - По-гра-нич-ник. В слове пограничник четыре слога.

    - Лёт-чик. В слове лётчик два слога.

    10. Дыхательная гимнастика « Самолёты».

     [Развитие дыхания, формирование  направленной воздушной струи.]

    Логопед раздает детям красочные  самолетики, сложенные из лёгкой бумаги.

    Л о го п е д. А сейчас мы отправим в полет самолеты.  Положите их на ладонь. Через нос сделайте глубокий вдох, не поднимая плеч.  Сильно и плавно подуйте на самолетик, вытянув губы трубочкой, не надувая щек.

    (Упражнение проводится 4—5 раз. Логопед следит за тем, чтобы дети правильно выполняли его).

    11. Пальчиковая гимнастика «Защитники» (авторская разработка )

    Люди военных профессий

    Нашу страну защищают:

    (попеременно хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга)

    Пехотинец, подводник и лётчик,

    Разведчик, моряк и танкист,

    Десантник и пулемётчик

    Пограничник, артиллерист.

    (Загибают пальчики по одному  на каждое название военной профессии на обеих руках)

    Чтоб Родине верно служить,

    Надо сильными, ловкими быть.

    (попеременно хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга)                                

    Логопед: Ребята, для того, чтобы вы смогли  стать смелыми, ловкими солдатами, которых не испугают самые трудные и опасные задания, нужно заниматься спортом. Давайте поиграем в игру «Юные спортсмены».

    12. Логоритмика «Юные спортсмены»

     

    Любим спортом заниматься,            

    Будем очень мы стараться.

    Мяч бросать и принимать,

    Метко вдаль его кидать,

    Ловко прыгать на скакалке,

    Ног своих совсем не жалко,

    Приседать и вновь вставать,

    (дети приседают и встают)

    Руки быстро поднимать

    (поднимают руки вверх)

    Наклоняться вправо, влево –

    Всё мы делаем умело.

    13. Работа в тетради  [Развитие тонкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи.]

    Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

    Л о г о п е д. Что нарисовано на странице ?

    Д е т и. На странице  нарисованы военный корабль и танк.

    Л о г о п е д. Обведите корабль, а дома раскрасите его серым карандашом. У военных кораблей именно такой цвет.

    Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу и убирает тетради.

    14. Общая артикуляционная гимнастика «На военном корабле» (авторская разработка) - развитие артикуляционной моторики

    Л о г о п е д: Ребята, вы сейчас обводили военный корабль. Новая сказка о Язычке называется «На военном корабле».

    (логопед раздаёт  индивидуальные зеркала, и дети выполняют артикуляционную гимнастику)

    Язычок очень любил смотреть по телевизору разные фильмы. Особенно ему нравился фильм о капитане военного корабля, который командовал целой командой моряков. Когда корабль набирал скорость, он гудел так: Ы-Ы-Ы-Ы-Ы…( упражнение «Пароход»). На палубе корабля располагались  пушки с грозными стволами (упражнение «Трубочка» из губ).  На корабле несли службу моряки,  и каждый из них занимался своим делом: матросы мыли палубу (движения кончиком языка внизу, под язычком) и чистили борта корабля (упр-е «Чистим нижние зубы»), корабельный повар – кок -  готовил вкусный обед и разливал его по тарелкам (упр-е «Чашечка»),  пёк блины (упр-е «Блинчик») и намазывал их вкусным вареньем (упр-е «Вкусное варенье»), заваривал чай. Чай был таким горячим, что на него приходилось дуть (дуть на широкий кончик языка, не раздувая щёк). А вот  капитан выполнял самую важную работу – он управлял кораблём с помощью штурвала (широко открыть рот и облизать губы по кругу сначала в одну, потом в другую сторону) и руководил всей командой.

     (Логопед собирает индивидуальные зеркала).

    15. Игра «Военные корабли» (авторская разработка)

    Цель: упражнять детей в умении правильно произносить звук Ф в словах; развивать фонематическое восприятие; упражнять в умении определять наличие звука Ф в словах, выделять заданный звук из слова и определять его место в данном слове (начало, середина или конец слова); продолжать  учить соотносить картинку со схемой слова, её обозначающей; обогащать активный словарь детей существительными: военно-морской флот, факел, фанфары, флагман (главный корабль флотилии с флагом на мачте, идущий первым), фрегат (вид военных кораблей), скафандр, батискаф (самоходный аппарат для подводных исследований) , галифе, маяк, порт;

    глаголом нести службу; прилагательными: прозрачные, океанские.

    Учить детей составлять связные высказывания, аргументируя своё мнение.

    Материал: фланелеграф; плоскостные изображения четырёх портов с маяками (на маяках схемы слов: звук Ф  - синий кружочек - в начале слова, в середине слова и в конце слова);  плоскостные изображения военных кораблей с вставленными в них картинками:

    • факел, фанфары, флот, флаг, фрегат;
    • галифе, светофор, скафандр, магнитофон, телефон;
    • жираф, шарф, батискаф, шкаф;
    • звезда, каска, якорь, ружьё, пистолет.

    Ход  игры:

    Логопед выставляет на фланелеграф плоскостные изображения четырёх портов с маяками и 18 плоскостных изображений военных кораблей с картинками.

    Логопед:

    На голубых прозрачных озёрах,

    На океанских солёных просторах –

    На всякой воде у российской земли

    Военную службу несут корабли.

    На российских военных кораблях несут службу матросы, военные моряки. После выполнения боевого задания каждый военный корабль должен вернуться в свой порт. Давайте поможем нашим кораблям это сделать. На каждом корабле вы видите картинку. Если название картинки начинается со звука Ф, то такой корабль должен вернуться в этот порт

    (со схемой      ); если в названии картинки звук Ф стоит в середине слова, то этот корабль вернётся в порт со схемой  ; если в названии картинки звук Ф находится в конце слова, то корабль из  порта  со схемой ; если же в названии картинки вовсе нет звука Ф, то такой корабль из порта без схемы.

    Дети выходят к фланелеграфу и распределяют военные корабли по портам, находя соответствие между названием картинки на корабле и схемой на маяке. При этом каждый ребёнок аргументирует своё мнение. Например: «На этом корабле нарисован флаг. В слове флаг звук Ф стоит в начале слова. Поэтому этот корабль из порта со схемой ».

    16. Знакомство с буквой Ф.

    Логопед демонстрирует картинку из весёлой азбуки с изображением моряка.

     

    Подбоченясь, пляшет лихо

    Ф – большая щеголиха.

    - На что похожа буква Ф?

    Буква Ф: ребенок стоит в позе – «руки в боки».

    - прорисовывание буквы Ф в воздухе;

    - рисование буквы Ф на доске.

    Логопед: Звук Ф – согласный, значит, в каком домике будет жить буква Ф?

    Дети: Буква Ф будет жить в Синем домике Согласки.

    Логопед: Найдите эту букву в окошке Синего домика.

    (дети находят букву Ф среди других букв разрезной азбуки)

    17. Слитное чтение слогов.

    Логопед помещает на магнитную доску буквы и предлагает соединить букву Ф с уже знакомыми ранее буквами. Дети читают получившиеся слоги: ФА, ФУ, ФО, ФЫ, ФИ, АФ, ОФ, УФ, ИФ, ЫФ.

    18. Итог занятия: положительная оценка работы каждого ребёнка на занятии.

    19. Сюрпризный момент:

    Л о г о п е д: Дети, я знаю, что вы все готовите подарки для своих пап, которые в своё время служили в армии.  Я думаю, что когда вы станете взрослыми, вы будете храбрыми, сильными, смелыми защитниками нашего Отечества. Поэтому я тоже сегодня хочу подарить вам подарки.

    (Логопед вручает детям наклейки с изображениями военной техники  - танка, самолёта, корабля. Дети  наклеивают их в свои домашние тетради, поблагодарив логопеда.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План – конспект занятия из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ". Тема «Звук и буква О. Анализ звуко-буквенных рядов АО, ОА, ОУ, УО».

    Коррекционно-образовательные задачи:- учить различать тембр голоса;- уточнить артикуляцию звука О;- учить чётко, утрированно произносить звук О, угадывать его по беззвучной артикуляции, выделять его в...

    Речевая карта и мониторинг из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ".

    Данные авторские разработки  помогут учителям-логопедам, работающим в условиях логопункта в ДОУ, проводить углубленную диагностику детей-логопатов и отслеживать динамику их речевого развития....

    Формирование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях логопункта

    Основной контингент детей, зачисленных на логопункт, имеет логопедическое заключение: ОНР III ур. Основным признаком, которого, является нарушение всех компонентов речевой системы, относящихся к звуко...

    Конспект фронтального занятия по развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР "Морская экспедиция"

    Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Его цель - создания условий для развития графомоторных навыков на материале лексической темы...