Речевая карта и мониторинг из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ".
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Бережная Ольга Васильевна

Данные авторские разработки  помогут учителям-логопедам, работающим в условиях логопункта в ДОУ, проводить углубленную диагностику детей-логопатов и отслеживать динамику их речевого развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_karta.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ  КАРТА

1. Фамилия, имя ребёнка, дата рождения____________________________

__________________________________________________________________

2. Образовательное учреждение, группа _____________________________

3. Домашний адрес, телефон________________________________________

__________________________________________________________________

4. Дата зачисления в логопедический пункт_________________________

5. Жалобы родителей (законных представителей)_____________________

__________________________________________________________________

6. Заключение ПМПК______________________________________________

__________________________________________________________________

7. Состояние слуха_________________________________________________

8. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность):

А) анатомическое строение органов артикуляции:

- губы (норма, тонкие, толстые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы: частичная, полная, односторонняя, двусторонняя);

- зубы (норма, отсутствие ___________________________________________, редкие, мелкие, неправильной формы, диастема, вне челюстной дуги);

- прикус (нормальный, прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый односторонний или двусторонний, перекрестный, прогнатия, прогения);

- язык (норма, макроглоссия, микроглоссия, короткая укороченная, толстая, утолщённая подъязычная связка, наличие послеоперационного узла);

- твёрдое и мягкое нёбо (норма,  высокое или готическое; низкое; расщелина; укорочение мягкого нёба; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка).

Б) артикуляционная моторика:

* для нижней челюсти (открыть, закрыть рот, подвигать нижней челюстью из стороны в сторону)______________________________________________

*для губ («улыбка» с оскалом резцов; попеременно «улыбка» - «хоботок»)

__________________________________________________________________ 

* для языка:

- высунуть язык, удержать по средней линии__________________________

- сделать язык широким («лопаткой»)______________________________

- сделать язык узким («иголочкой»)__________________________________

- попеременно широким, узким______________________________________

- поднять кончик языка за верхние резцы______________________________

- опустить за нижние резцы________________________________________

- узким кончиком языка коснуться правого, затем левого углов рта_________

 * для мягкого нёба:                                                                                            

- покашлять с открытым ртом (язык на нижней губе)___________________

- произнести звук А с широко открытым ртом___________________________

Выводы:

- объём движений (полный, неполный);

- точность выполнения (точно, неточно);

- активность (нормальная, заторможенность, расторможенность);

- мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный);

- темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный);

- замена одного движения другими___________________________________;

- наличие синкенезий_______________________________________________;

-  длительность удержания органов в заданном положении________________;

- увеличение гиперкинезов или замедление темпа движений при повторных движениях________________________________________________________;

- отклонение кончика языка при высовывании__________________________;

- слюнотечение____________________________________________________;

- отклонение маленького язычка в сторону_____________________________;

- сглаженность носогубных складок___________________________________;

- замедленность движений глазных яблок, односторонний птоз____________;

В) лицевая мускулатура:

- надувание щёк___________;      - поднимание бровей_________;

- нахмуривание бровей_______;  - поочерёдное зажмуривание глаз________;

- наморщивание носа_________;   - поднимание верхней губы_____________.

10. Дыхательная и голосовая функции:

- физиологическое дыхание (верхнеключичное, диафрагмальноя, брюшное, смешанное);

- речевое дыхание (5 лет - фраза из 3-4 слов);( 6-7 лет – 4-6 слов)__________;

- голос (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком – гнусавый, - глухой, монотонный).

11. Просодические компоненты речи:

- темп (нормальный, ускоренный, замедленный);

- ритм (нормальный, дисритмия);

- паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке);

- интонирование (употребление основных видов интонации).

Показатели развития компонентов речи

Первич-

ное обследова-

ние

Промежуточное

обследование

 Итоговое

обследование

12. Состояние ручной моторики:

А) кинестетическая основа движений:

- одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой руки, обеих рук___________________________________________

- одновременно вытянуть указательный  и средний пальцы правой, левой руки, обеих рук_______________

- положить кисть правой , левой руки с вытянутыми пальцами перед собой, поместить указательный палец на средний (и наоборот)___________________________________________

- соединить в кольцо большой палец правой, левой руки, обеих рук с указательным, средним, безымянным, мизинце_______________________________________

Б) кинетическая основа движений:

- поочередное сгибание и разгибание пальцев правой, левой руки, начиная с большого___________________

- «пальчики здороваюся»__________________________

- «игра на рояле»________________________________

- одновременное изменение положений кистей рук (одна сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами)

- «кулак, ребро, ладонь»___________________________

Вывод:

- объём движений (полный, неполный);

- темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый);

- активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство);

- координация движений (нормальная, некоординированность);

- наличие синкенезий  в общескелетной, мимической, артикуляционной мускулатуре____________________;

- способность к переключению движений___________________________________________

13. Состояние звукопроизношения:

Свистящие_____________________________________

_______________________________________________

Шипящие______________________________________

_______________________________________________

Соноры________________________________________

_______________________________________________

Заднеязычные__________________________________

_______________________________________________

Йотированные__________________________________

_______________________________________________

Вывод: нарушено произношение __________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Звуко-слоговая структура слова:

помидоры____________сквозняк_________________

сковорода____________температура_______________

свисток______________скворечник__________________

милиционер___________аквариум___________________

лекарство_____________    простокваша______________

подснежник___________вертолёт___________________

Мальчики слепили снеговика._______________________

Волосы подстригают в парикмахерской.______________

Милиционер ездит на мотоцикле.____________________

________________________________________________

Регулировщик стоит на перекрёстке._________________

________________________________________________

Вывод: звуко-слоговая структура слова ______________

15. Фонематические функции:

А) Способность к фонематическому анализу и синтезу:

- выделение ударного гласного в начале слова (аист, иглы, облако, утка)___________________________;

- выделение звука из слова:

- звук С (сом, мак, нос, коса, утка, миска, дерево, автобус, лопата)_______;

- звук Ш (дым, шар, нога, душ, книга, кошка, картина, подушка, камыш)_________;

- звук Р (рак, дом, перо, стакан, пирамида, машина, листья, топор, помидор)______________________;

- звук Л (сад, лом, шум, лапа, бумага, весло, самокат, булавка, стол)______;

- определение первого, последнего звука в слове (мак, дом, кот)______________________________________;

- определение последовательности и количества звуков в слове (дым, ваза, волк)___________________;

- составление слова из последовательно данных звуков (д, о, м;  д, у, б, ы;  т,а,п,к,и)_________________.

Б) Слухо-произносительная дифференциация звуков:

- не смешиваемых в произношении (почка-бочка, мышка-мишка; уточка-удочка; дрова-трава)_________;

- смешиваемых в произношении (рожки-ложки, коса-коза, крыса-крыша,  речка-редька)__________________;

- повторение серий слогов:

ТА-ДА _________БА-МА_________ДА-ГА___________                  ВА-ТА_________ НЯ-НА__________КА-ГА__________

ФА-ФЯ_________ БА-ПА__________ФА-ВА__________        

БА-НА-БА____________  КА-КА-ГА________________

НА-НЯ-НА____________ СА-ЗА-СА________________

ЗА-ЗА-ЖА_____________ЦА-СА-ЦА________________

ДА-ТА-ДА____________   ПА-БА-ПА_______________

Вывод:  слухо-произносительная дифференциация звуков______________________, осуществление простых форм фонематического анализа___________________,

осуществление сложных форм фонематического анализа_________________,  осуществление  фонематического синтеза_____________________, уровень развития фонематических представлений____________________________________.

16. Состояние лексики:

А) Изучение состояния словаря существительных:

- называние предметных картинок по лексическим темам___________________________________________;

- обобщение картинок одним словом________________;

- называние целого предмета и его частей:

стул: ножки, сиденье, спинка; ______________________

машина: кабина, фары, колёса, кузов;________________

рубашка: рукав, воротник, пуговицы;________________

рука: плечо, локоть, кисть, пальцы;_________________

лицо: брови, ресницы, подбородок, лоб_______________

Б) Изучение состояния глагольного словаря:

- называние действий по картинкам:

Птица – летает__; Рыба – плавает__; Змея – ползает__                      

Заяц – прыгает___;   Гусь – гогочет___;     Петух – кукарекает___; Собака – лает___; Лошадь – ржёт___;  Волк – воет___;  Свинья – хрюкает___;  Корова – мычит___; Кошка – мяукает___;  Утка – крякает___;              Воробей – чирикает___; Лягушка – квакает___;                    Кукушка – кукует___;      Ворона – каркает___                    

- называние профессиональных действий (с использованием наименований профессий):

Врач – лечит___;Учитель – учит___; Повар – варит__;                                    Маляр – красит___;   Продавец – продаёт___;                          Шофёр – водит машину___.

В) Изучение словаря прилагательных:

- называние цвета: основные ______________; промежуточные__________

- подбор определений к слову:

Роза - ___________________________________________

Лиса - __________________________________________

Груша _________________________________________

Лимон___________________________________________

- подбор антонимов (с 6 лет):

Большой - ____________  Широкий - ______________

Длинный - ___________    Грязный - _______________

Молодой - ___________    Быстро - _____________

Твёрдый - ____________  Добрый - _______________

Сильный  - _____________     Радость - ______________

Вывод:  ________________________________________

________________________________________________.

17. Состояние грамматического строя речи:

А) Употребление существительных во множественном числе

воробьи___________          окна - ______________

деревья - __________        стулья - ___________

вёдра - ____________       дома - _______________

уши - ______________    платья - _____________

Б) Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных:

На картинке много:

Мячей - _______      Книг - ___________Листьев - _____   Кукол- _________   Дверей - ________ Глаз - ________

Кроватей - __________ Ключей - ______________

В) Изменение существительных по падежам:

Родительный падеж: Предмет без чего?

- без ручки - _____________;- без ножки - ___________;

- без колеса - _____________;- без гребешка - _________

Дательный падеж: Девочка даёт корм кому?

   - петуху____________- гусю ________

Винительный падеж: Мальчик нарисовал кого?

- собаку - ______; - белку - _______;- медведя - ________

Творительный падеж: Мальчик работает чем?

- пилой - ______; - молотком - ______;- топором - _____

Предложный падеж: Девочка мечтает о чём?

- о мишке - ______;   - о платье - ______;- о кукле - ____

Г) Согласование прилагательных с существительными:

- Роза какая? Сумка какая?_________________________

- Мяч какой? Флажок какой?________________________

-  Кресло какое? Полотенце какое?___________________

Д) Согласование существительных с числительными два и пять:

- два шара - _______; пять шаров - __________________

- два яблока - _______; пять яблок - _________________

- две белки - _________; пять белок - ________________

Е) Употребление предлогов:

- на крыше - ______;- в доме - ______;- за домом - ____;      - под верандой - _____;- над домом - ______.

Ж) Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

- дом – ________; - яблоко -  _________;- кукла - ______;           - стул - _______;- кружка - _______;- ложка -  ________

З) Образование названий детёнышей животных:

- у кошки - _________;   у лисы - ______________;

у утки - __________; у зайчихи - _______________;

у козы - ____________; у медведицы - ______________

З) Образование относительных прилагательных от существительных:

- стакан из стекла – _______  - мяч из резины - _______

- варенье из яблок - ______- коробка из картона - ______

- сумка из кожи - ________ - одеяло из шерсти - ______

И) Образование притяжательных прилагательных:

- книга дедушки  - _________; - хвост белки - _________;

- уши лисы - __________ ;- зубы волка - ______________;

- платок мамы - ________; - хвост лисы - ____________

Вывод о наличии и характере  аграмматизмов:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

18. Состояние связной речи:

- составление рассказа по серии сюжетных картинок __________________________________________________________________________________________________

Вывод:__________________________________________

_________________________________________________

19. Уровень развития зрительного восприятия, пространственного праксиса:

- показ правой, левой руки__________________________;

- показ предметов впереди, позади, вверху, внизу______;

- складывание разрезных картинок из  2(      ), 4(       ),

 6(          ) частей;

- складывание фигурки из палочек по образцу ________;

- складывание фигурки из палочек по памяти __________

Общее количество баллов/ средний балл                      

Уровень речевого развития  (высокий -  4,1-5 баллов; средний  - 3,0-4,0 баллов; низкий -  0-2,9 балла)

20. Логопедическое заключение:

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

21. Логопедический диагноз: _______________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

22. План работы учителя-логопеда по коррекционно-педагогическому сопровождению ребёнка:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

23. Результаты коррекции речи (отмечаются в карте к моменту отчисления ребёнка из логопедического пункта)

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________

       Учитель-логопед: ______________________

Мониторинг  уровня речевого развития ребёнка

и дальнейшего определения результативности

коррекционно-логопедической работы

(заносится в речевую карту в таблицу показателей развития компонентов речи)

1. Состояние ручной моторики:

А) Кинестетическая основа движений:

Высокий уровень – выполняет правильно все 4 задания (5 баллов);

Средний уровень – допускает ошибки при выполнении 1-2 заданий (3-4 балла);

Низкий уровень – допускает ошибки при выполнении 3-4 заданий (0–2 балла).

Б) Кинетическая основа движений:

Высокий уровень – выполняет правильно все 5 заданий (5 баллов);

Средний уровень – допускает ошибки при выполнении 1- 2 заданий (3-4 балла) ;

Низкий уровень – допускает ошибки при выполнении 3-5 заданий.

2. Состояние звукопроизношения:

Высокий уровень – произносит правильно все группы звуков(5 баллов);

Средний уровень – нарушено правильное произношение 1-2 групп звуков

(3-4 балла);

Низкий уровень – нарушено правильное произношение более 2 групп звуков (0-2 балла).

3. Состояние слоговой структуры слова:

Высокий уровень – правильно выполняет 90-100 процентов заданий (5 баллов);

Средний уровень – правильно выполняет 40-80 процентов заданий

(3-4 балла);

Низкий уровень – правильно выполняет менее 40 процентов заданий

(0-2 балла).

4. Фонематические функции:

А) Состояние фонематического анализа и синтеза:

Высокий уровень – выполняет правильно задания 7- 9 пунктов(5 баллов);

Средний уровень – выполняет правильно задания 4-6 пунктов (3-4 балла);

Низкий уровень – выполняет правильно задания менее 4 пунктов(0-2 балла).

Б) Слухо-произносительная дифференциация звуков:

Высокий уровень – правильно выполняет задания всех 3  пунктов(5 баллов);

Средний уровень – правильно выполняет задания 2 пунктов(3-4 балла);

Низкий уровень – правильно выполняет задания одного или не справляется с выполнением заданий вообще (0-2 балла).

5. Состояние лексики:

А) Изучение словаря существительных:

Высокий уровень – правильно выполняет 80-100 процентов заданий

(5 баллов);

Средний уровень – правильно выполняет 30-80 процентов заданий

(3-4 балла);

Низкий уровень – правильно выполняет менее 30 процентов заданий

(0-2 балла).

Б) Изучение словаря глаголов:

Высокий уровень – правильно выполняет 80-100 процентов заданий (5 баллов) ;

Средний уровень – правильно выполняет 30-80 процентов заданий

(3-4 балла) ;

Низкий уровень – правильно выполняет менее 30 процентов заданий

(0-2 балла).

В) Изучение словаря прилагательных:

Высокий уровень – правильно выполняет 80-100 процентов заданий

(5 баллов) ;

Средний уровень – правильно выполняет 30-80 процентов заданий

(3-4 балла);

Низкий уровень – правильно выполняет менее 30 процентов заданий

(0-2 балла).

Г) Изучение словаря антонимов (с 6 лет):

Высокий уровень – правильно выполняет 80-100 процентов заданий

(5 баллов) ;

Средний уровень – правильно выполняет 30-80 процентов заданий

(3-4 балла);

Низкий уровень – правильно выполняет менее 30 процентов заданий

(0-2 балла).

6. Состояние грамматического строя речи:

А) Изменение существительных по числам

Высокий уровень – правильно выполняет 80-100 процентов заданий (5 баллов) ;

Средний уровень – правильно выполняет 30-80 процентов заданий

(3-4 балла);

Низкий уровень – правильно выполняет менее 30 процентов заданий

(0-2 балла).

Б) Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных:

Высокий уровень – правильно выполняет 80-100 процентов заданий

(5 баллов) ;

Средний уровень – правильно выполняет 40-80 процентов заданий

 (3-4 балла);

Низкий уровень – правильно выполняет менее 40 процентов заданий

(0-2 балла).

В) Изменение существительных по падежам:

Высокий уровень – правильно выполняет 80-100 процентов заданий

(5 баллов);

Средний уровень – правильно выполняет 40-80 процентов заданий

(3-4 балла);

Низкий уровень – правильно выполняет менее 40 процентов заданий

(0-2 балла).

Г) Согласование прилагательных с существительными:

Высокий уровень – правильно выполняет 80-100 процентов заданий

(5 баллов);

Средний уровень – правильно выполняет 40-80 процентов заданий

(3-4 балла);

Низкий уровень – правильно выполняет менее 40 процентов заданий

(0-2 балла).

Д) Согласование существительных с числительными два и пять:

Высокий уровень – правильно выполняет 80-100 процентов заданий

(5 баллов);

Средний уровень – правильно выполняет 40-80 процентов заданий

(3-4 балла);

Низкий уровень – правильно выполняет менее 40 процентов заданий

(0-2 балла).

Е) Употребление предлогов:

Высокий уровень – правильно выполняет 80-100 процентов заданий

(5 баллов) ;

Средний уровень – правильно выполняет 40-80 процентов заданий

(3-4 балла);

Низкий уровень – правильно выполняет менее 40 процентов заданий

(0-2 балла).

Ж) Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Высокий уровень – правильно выполняет 80-100 процентов заданий

(5 баллов);

Средний уровень – правильно выполняет 40-80 процентов заданий

(3-4 балла);

Низкий уровень – правильно выполняет менее 40 процентов заданий

(0-2 балла).

З) Образование относительных прилагательных от существительных:

Высокий уровень – правильно выполняет 80-100 процентов заданий

(5 баллов) ;

Средний уровень – правильно выполняет 40-80 процентов заданий

(3-4 балла);

Низкий уровень – правильно выполняет менее 40 процентов заданий

(0-2 балла).

И) Образование притяжательных прилагательных:

Высокий уровень – правильно выполняет 80-100 процентов заданий

(5 баллов);

Средний уровень – правильно выполняет 40-80 процентов заданий

(3-4 балла);

Низкий уровень – правильно выполняет менее 40 процентов заданий

(0-2 балла).

7. Состояние связной речи:

Высокий уровень – самостоятельно составляет рассказ по серии картинок  

(5 баллов);

Средний уровень –  составляет рассказ по серии картинок с помощью вопросов педагога (3-4 балла);

Низкий уровень – абсолютно не справляется с выполнением задания

 (0-2 балла).

8. Состояние зрительного восприятия, пространственного праксиса:

Высокий уровень – выполняет правильно  6 – 8  заданий (5 баллов);

Средний уровень – выполняет правильно 3-5 заданий (3- 4 балла);

Низкий уровень – выполняет правильно менее 3 заданий (0-2 балла).

        Результаты состояния всех компонентов речи заносятся в таблицу  речевой карты  в сентябре, январе и мае каждого учебного года. Подсчитывается общее количество баллов, а затем выводится средний балл, который и определяет уровень речевого развития ребёнка:

- высокий уровень: 4,1 – 5 баллов

- средний уровень: 3,0 – 4,0 баллов

- низкий уровень: 0 – 2,9 баллов

   Результативность коррекционно-логопедической работы определяется путём сравнения средних баллов стартовой, промежуточной и итоговой диагностик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ"

Коррекционно-образовательные цели: Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» (метель, снег, снежинка,  вьюга, буран, снегопад, заснеженный).Совершенствование грамматического стро...

План – конспект занятия из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ". Тема «Звук и буква О. Анализ звуко-буквенных рядов АО, ОА, ОУ, УО».

Коррекционно-образовательные задачи:- учить различать тембр голоса;- уточнить артикуляцию звука О;- учить чётко, утрированно произносить звук О, угадывать его по беззвучной артикуляции, выделять его в...

План – конспект подгруппового занятия "По программе развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ ". Тема «Звуки Ф, Фь. Буква Ф. Звуковой анализ прямых и обратных слогов».

Коррекционно-образовательные задачи:- уточнить  артикуляцию звуков Ф, Фь;- продолжать вводить в пассивный и активный словарь детей понятия согласный звук, твёрдый (мягкий) согласный звук, глухой ...

Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста

Работа по звуковой культуре речи начинается со знакомства детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на...

Логопедическая коррекция фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР

Согласно статистике количество детей с ФФН в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции фонематических нарушений необходимо уделять большое внимание....