Главные вкладки

    Речевая карта и мониторинг из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ".
    методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

    Бережная Ольга Васильевна

    Данные авторские разработки  помогут учителям-логопедам, работающим в условиях логопункта в ДОУ, проводить углубленную диагностику детей-логопатов и отслеживать динамику их речевого развития. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rechevaya_karta.doc99 КБ

    Предварительный просмотр:

    РЕЧЕВАЯ  КАРТА

    1. Фамилия, имя ребёнка, дата рождения____________________________

    __________________________________________________________________

    2. Образовательное учреждение, группа _____________________________

    3. Домашний адрес, телефон________________________________________

    __________________________________________________________________

    4. Дата зачисления в логопедический пункт_________________________

    5. Жалобы родителей (законных представителей)_____________________

    __________________________________________________________________

    6. Заключение ПМПК______________________________________________

    __________________________________________________________________

    7. Состояние слуха_________________________________________________

    8. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    9. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность):

    А) анатомическое строение органов артикуляции:

    - губы (норма, тонкие, толстые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы: частичная, полная, односторонняя, двусторонняя);

    - зубы (норма, отсутствие ___________________________________________, редкие, мелкие, неправильной формы, диастема, вне челюстной дуги);

    - прикус (нормальный, прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый односторонний или двусторонний, перекрестный, прогнатия, прогения);

    - язык (норма, макроглоссия, микроглоссия, короткая укороченная, толстая, утолщённая подъязычная связка, наличие послеоперационного узла);

    - твёрдое и мягкое нёбо (норма,  высокое или готическое; низкое; расщелина; укорочение мягкого нёба; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка).

    Б) артикуляционная моторика:

    * для нижней челюсти (открыть, закрыть рот, подвигать нижней челюстью из стороны в сторону)______________________________________________

    *для губ («улыбка» с оскалом резцов; попеременно «улыбка» - «хоботок»)

    __________________________________________________________________ 

    * для языка:

    - высунуть язык, удержать по средней линии__________________________

    - сделать язык широким («лопаткой»)______________________________

    - сделать язык узким («иголочкой»)__________________________________

    - попеременно широким, узким______________________________________

    - поднять кончик языка за верхние резцы______________________________

    - опустить за нижние резцы________________________________________

    - узким кончиком языка коснуться правого, затем левого углов рта_________

     * для мягкого нёба:                                                                                            

    - покашлять с открытым ртом (язык на нижней губе)___________________

    - произнести звук А с широко открытым ртом___________________________

    Выводы:

    - объём движений (полный, неполный);

    - точность выполнения (точно, неточно);

    - активность (нормальная, заторможенность, расторможенность);

    - мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный);

    - темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный);

    - замена одного движения другими___________________________________;

    - наличие синкенезий_______________________________________________;

    -  длительность удержания органов в заданном положении________________;

    - увеличение гиперкинезов или замедление темпа движений при повторных движениях________________________________________________________;

    - отклонение кончика языка при высовывании__________________________;

    - слюнотечение____________________________________________________;

    - отклонение маленького язычка в сторону_____________________________;

    - сглаженность носогубных складок___________________________________;

    - замедленность движений глазных яблок, односторонний птоз____________;

    В) лицевая мускулатура:

    - надувание щёк___________;      - поднимание бровей_________;

    - нахмуривание бровей_______;  - поочерёдное зажмуривание глаз________;

    - наморщивание носа_________;   - поднимание верхней губы_____________.

    10. Дыхательная и голосовая функции:

    - физиологическое дыхание (верхнеключичное, диафрагмальноя, брюшное, смешанное);

    - речевое дыхание (5 лет - фраза из 3-4 слов);( 6-7 лет – 4-6 слов)__________;

    - голос (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком – гнусавый, - глухой, монотонный).

    11. Просодические компоненты речи:

    - темп (нормальный, ускоренный, замедленный);

    - ритм (нормальный, дисритмия);

    - паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке);

    - интонирование (употребление основных видов интонации).

    Показатели развития компонентов речи

    Первич-

    ное обследова-

    ние

    Промежуточное

    обследование

     Итоговое

    обследование

    12. Состояние ручной моторики:

    А) кинестетическая основа движений:

    - одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой руки, обеих рук___________________________________________

    - одновременно вытянуть указательный  и средний пальцы правой, левой руки, обеих рук_______________

    - положить кисть правой , левой руки с вытянутыми пальцами перед собой, поместить указательный палец на средний (и наоборот)___________________________________________

    - соединить в кольцо большой палец правой, левой руки, обеих рук с указательным, средним, безымянным, мизинце_______________________________________

    Б) кинетическая основа движений:

    - поочередное сгибание и разгибание пальцев правой, левой руки, начиная с большого___________________

    - «пальчики здороваюся»__________________________

    - «игра на рояле»________________________________

    - одновременное изменение положений кистей рук (одна сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами)

    - «кулак, ребро, ладонь»___________________________

    Вывод:

    - объём движений (полный, неполный);

    - темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый);

    - активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство);

    - координация движений (нормальная, некоординированность);

    - наличие синкенезий  в общескелетной, мимической, артикуляционной мускулатуре____________________;

    - способность к переключению движений___________________________________________

    13. Состояние звукопроизношения:

    Свистящие_____________________________________

    _______________________________________________

    Шипящие______________________________________

    _______________________________________________

    Соноры________________________________________

    _______________________________________________

    Заднеязычные__________________________________

    _______________________________________________

    Йотированные__________________________________

    _______________________________________________

    Вывод: нарушено произношение __________________

    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________

    14. Звуко-слоговая структура слова:

    помидоры____________сквозняк_________________

    сковорода____________температура_______________

    свисток______________скворечник__________________

    милиционер___________аквариум___________________

    лекарство_____________    простокваша______________

    подснежник___________вертолёт___________________

    Мальчики слепили снеговика._______________________

    Волосы подстригают в парикмахерской.______________

    Милиционер ездит на мотоцикле.____________________

    ________________________________________________

    Регулировщик стоит на перекрёстке._________________

    ________________________________________________

    Вывод: звуко-слоговая структура слова ______________

    15. Фонематические функции:

    А) Способность к фонематическому анализу и синтезу:

    - выделение ударного гласного в начале слова (аист, иглы, облако, утка)___________________________;

    - выделение звука из слова:

    - звук С (сом, мак, нос, коса, утка, миска, дерево, автобус, лопата)_______;

    - звук Ш (дым, шар, нога, душ, книга, кошка, картина, подушка, камыш)_________;

    - звук Р (рак, дом, перо, стакан, пирамида, машина, листья, топор, помидор)______________________;

    - звук Л (сад, лом, шум, лапа, бумага, весло, самокат, булавка, стол)______;

    - определение первого, последнего звука в слове (мак, дом, кот)______________________________________;

    - определение последовательности и количества звуков в слове (дым, ваза, волк)___________________;

    - составление слова из последовательно данных звуков (д, о, м;  д, у, б, ы;  т,а,п,к,и)_________________.

    Б) Слухо-произносительная дифференциация звуков:

    - не смешиваемых в произношении (почка-бочка, мышка-мишка; уточка-удочка; дрова-трава)_________;

    - смешиваемых в произношении (рожки-ложки, коса-коза, крыса-крыша,  речка-редька)__________________;

    - повторение серий слогов:

    ТА-ДА _________БА-МА_________ДА-ГА___________                  ВА-ТА_________ НЯ-НА__________КА-ГА__________

    ФА-ФЯ_________ БА-ПА__________ФА-ВА__________        

    БА-НА-БА____________  КА-КА-ГА________________

    НА-НЯ-НА____________ СА-ЗА-СА________________

    ЗА-ЗА-ЖА_____________ЦА-СА-ЦА________________

    ДА-ТА-ДА____________   ПА-БА-ПА_______________

    Вывод:  слухо-произносительная дифференциация звуков______________________, осуществление простых форм фонематического анализа___________________,

    осуществление сложных форм фонематического анализа_________________,  осуществление  фонематического синтеза_____________________, уровень развития фонематических представлений____________________________________.

    16. Состояние лексики:

    А) Изучение состояния словаря существительных:

    - называние предметных картинок по лексическим темам___________________________________________;

    - обобщение картинок одним словом________________;

    - называние целого предмета и его частей:

    стул: ножки, сиденье, спинка; ______________________

    машина: кабина, фары, колёса, кузов;________________

    рубашка: рукав, воротник, пуговицы;________________

    рука: плечо, локоть, кисть, пальцы;_________________

    лицо: брови, ресницы, подбородок, лоб_______________

    Б) Изучение состояния глагольного словаря:

    - называние действий по картинкам:

    Птица – летает__; Рыба – плавает__; Змея – ползает__                      

    Заяц – прыгает___;   Гусь – гогочет___;     Петух – кукарекает___; Собака – лает___; Лошадь – ржёт___;  Волк – воет___;  Свинья – хрюкает___;  Корова – мычит___; Кошка – мяукает___;  Утка – крякает___;              Воробей – чирикает___; Лягушка – квакает___;                    Кукушка – кукует___;      Ворона – каркает___                    

    - называние профессиональных действий (с использованием наименований профессий):

    Врач – лечит___;Учитель – учит___; Повар – варит__;                                    Маляр – красит___;   Продавец – продаёт___;                          Шофёр – водит машину___.

    В) Изучение словаря прилагательных:

    - называние цвета: основные ______________; промежуточные__________

    - подбор определений к слову:

    Роза - ___________________________________________

    Лиса - __________________________________________

    Груша _________________________________________

    Лимон___________________________________________

    - подбор антонимов (с 6 лет):

    Большой - ____________  Широкий - ______________

    Длинный - ___________    Грязный - _______________

    Молодой - ___________    Быстро - _____________

    Твёрдый - ____________  Добрый - _______________

    Сильный  - _____________     Радость - ______________

    Вывод:  ________________________________________

    ________________________________________________.

    17. Состояние грамматического строя речи:

    А) Употребление существительных во множественном числе

    воробьи___________          окна - ______________

    деревья - __________        стулья - ___________

    вёдра - ____________       дома - _______________

    уши - ______________    платья - _____________

    Б) Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных:

    На картинке много:

    Мячей - _______      Книг - ___________Листьев - _____   Кукол- _________   Дверей - ________ Глаз - ________

    Кроватей - __________ Ключей - ______________

    В) Изменение существительных по падежам:

    Родительный падеж: Предмет без чего?

    - без ручки - _____________;- без ножки - ___________;

    - без колеса - _____________;- без гребешка - _________

    Дательный падеж: Девочка даёт корм кому?

       - петуху____________- гусю ________

    Винительный падеж: Мальчик нарисовал кого?

    - собаку - ______; - белку - _______;- медведя - ________

    Творительный падеж: Мальчик работает чем?

    - пилой - ______; - молотком - ______;- топором - _____

    Предложный падеж: Девочка мечтает о чём?

    - о мишке - ______;   - о платье - ______;- о кукле - ____

    Г) Согласование прилагательных с существительными:

    - Роза какая? Сумка какая?_________________________

    - Мяч какой? Флажок какой?________________________

    -  Кресло какое? Полотенце какое?___________________

    Д) Согласование существительных с числительными два и пять:

    - два шара - _______; пять шаров - __________________

    - два яблока - _______; пять яблок - _________________

    - две белки - _________; пять белок - ________________

    Е) Употребление предлогов:

    - на крыше - ______;- в доме - ______;- за домом - ____;      - под верандой - _____;- над домом - ______.

    Ж) Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

    - дом – ________; - яблоко -  _________;- кукла - ______;           - стул - _______;- кружка - _______;- ложка -  ________

    З) Образование названий детёнышей животных:

    - у кошки - _________;   у лисы - ______________;

    у утки - __________; у зайчихи - _______________;

    у козы - ____________; у медведицы - ______________

    З) Образование относительных прилагательных от существительных:

    - стакан из стекла – _______  - мяч из резины - _______

    - варенье из яблок - ______- коробка из картона - ______

    - сумка из кожи - ________ - одеяло из шерсти - ______

    И) Образование притяжательных прилагательных:

    - книга дедушки  - _________; - хвост белки - _________;

    - уши лисы - __________ ;- зубы волка - ______________;

    - платок мамы - ________; - хвост лисы - ____________

    Вывод о наличии и характере  аграмматизмов:

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    18. Состояние связной речи:

    - составление рассказа по серии сюжетных картинок __________________________________________________________________________________________________

    Вывод:__________________________________________

    _________________________________________________

    19. Уровень развития зрительного восприятия, пространственного праксиса:

    - показ правой, левой руки__________________________;

    - показ предметов впереди, позади, вверху, внизу______;

    - складывание разрезных картинок из  2(      ), 4(       ),

     6(          ) частей;

    - складывание фигурки из палочек по образцу ________;

    - складывание фигурки из палочек по памяти __________

    Общее количество баллов/ средний балл                      

    Уровень речевого развития  (высокий -  4,1-5 баллов; средний  - 3,0-4,0 баллов; низкий -  0-2,9 балла)

    20. Логопедическое заключение:

    __________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    21. Логопедический диагноз: _______________________________________

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    22. План работы учителя-логопеда по коррекционно-педагогическому сопровождению ребёнка:
    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    23. Результаты коррекции речи (отмечаются в карте к моменту отчисления ребёнка из логопедического пункта)

    _____________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________

           Учитель-логопед: ______________________

    Мониторинг  уровня речевого развития ребёнка

    и дальнейшего определения результативности

    коррекционно-логопедической работы

    (заносится в речевую карту в таблицу показателей развития компонентов речи)

    1. Состояние ручной моторики:

    А) Кинестетическая основа движений:

    Высокий уровень – выполняет правильно все 4 задания (5 баллов);

    Средний уровень – допускает ошибки при выполнении 1-2 заданий (3-4 балла);

    Низкий уровень – допускает ошибки при выполнении 3-4 заданий (0–2 балла).

    Б) Кинетическая основа движений:

    Высокий уровень – выполняет правильно все 5 заданий (5 баллов);

    Средний уровень – допускает ошибки при выполнении 1- 2 заданий (3-4 балла) ;

    Низкий уровень – допускает ошибки при выполнении 3-5 заданий.

    2. Состояние звукопроизношения:

    Высокий уровень – произносит правильно все группы звуков(5 баллов);

    Средний уровень – нарушено правильное произношение 1-2 групп звуков

    (3-4 балла);

    Низкий уровень – нарушено правильное произношение более 2 групп звуков (0-2 балла).

    3. Состояние слоговой структуры слова:

    Высокий уровень – правильно выполняет 90-100 процентов заданий (5 баллов);

    Средний уровень – правильно выполняет 40-80 процентов заданий

    (3-4 балла);

    Низкий уровень – правильно выполняет менее 40 процентов заданий

    (0-2 балла).

    4. Фонематические функции:

    А) Состояние фонематического анализа и синтеза:

    Высокий уровень – выполняет правильно задания 7- 9 пунктов(5 баллов);

    Средний уровень – выполняет правильно задания 4-6 пунктов (3-4 балла);

    Низкий уровень – выполняет правильно задания менее 4 пунктов(0-2 балла).

    Б) Слухо-произносительная дифференциация звуков:

    Высокий уровень – правильно выполняет задания всех 3  пунктов(5 баллов);

    Средний уровень – правильно выполняет задания 2 пунктов(3-4 балла);

    Низкий уровень – правильно выполняет задания одного или не справляется с выполнением заданий вообще (0-2 балла).

    5. Состояние лексики:

    А) Изучение словаря существительных:

    Высокий уровень – правильно выполняет 80-100 процентов заданий

    (5 баллов);

    Средний уровень – правильно выполняет 30-80 процентов заданий

    (3-4 балла);

    Низкий уровень – правильно выполняет менее 30 процентов заданий

    (0-2 балла).

    Б) Изучение словаря глаголов:

    Высокий уровень – правильно выполняет 80-100 процентов заданий (5 баллов) ;

    Средний уровень – правильно выполняет 30-80 процентов заданий

    (3-4 балла) ;

    Низкий уровень – правильно выполняет менее 30 процентов заданий

    (0-2 балла).

    В) Изучение словаря прилагательных:

    Высокий уровень – правильно выполняет 80-100 процентов заданий

    (5 баллов) ;

    Средний уровень – правильно выполняет 30-80 процентов заданий

    (3-4 балла);

    Низкий уровень – правильно выполняет менее 30 процентов заданий

    (0-2 балла).

    Г) Изучение словаря антонимов (с 6 лет):

    Высокий уровень – правильно выполняет 80-100 процентов заданий

    (5 баллов) ;

    Средний уровень – правильно выполняет 30-80 процентов заданий

    (3-4 балла);

    Низкий уровень – правильно выполняет менее 30 процентов заданий

    (0-2 балла).

    6. Состояние грамматического строя речи:

    А) Изменение существительных по числам

    Высокий уровень – правильно выполняет 80-100 процентов заданий (5 баллов) ;

    Средний уровень – правильно выполняет 30-80 процентов заданий

    (3-4 балла);

    Низкий уровень – правильно выполняет менее 30 процентов заданий

    (0-2 балла).

    Б) Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных:

    Высокий уровень – правильно выполняет 80-100 процентов заданий

    (5 баллов) ;

    Средний уровень – правильно выполняет 40-80 процентов заданий

     (3-4 балла);

    Низкий уровень – правильно выполняет менее 40 процентов заданий

    (0-2 балла).

    В) Изменение существительных по падежам:

    Высокий уровень – правильно выполняет 80-100 процентов заданий

    (5 баллов);

    Средний уровень – правильно выполняет 40-80 процентов заданий

    (3-4 балла);

    Низкий уровень – правильно выполняет менее 40 процентов заданий

    (0-2 балла).

    Г) Согласование прилагательных с существительными:

    Высокий уровень – правильно выполняет 80-100 процентов заданий

    (5 баллов);

    Средний уровень – правильно выполняет 40-80 процентов заданий

    (3-4 балла);

    Низкий уровень – правильно выполняет менее 40 процентов заданий

    (0-2 балла).

    Д) Согласование существительных с числительными два и пять:

    Высокий уровень – правильно выполняет 80-100 процентов заданий

    (5 баллов);

    Средний уровень – правильно выполняет 40-80 процентов заданий

    (3-4 балла);

    Низкий уровень – правильно выполняет менее 40 процентов заданий

    (0-2 балла).

    Е) Употребление предлогов:

    Высокий уровень – правильно выполняет 80-100 процентов заданий

    (5 баллов) ;

    Средний уровень – правильно выполняет 40-80 процентов заданий

    (3-4 балла);

    Низкий уровень – правильно выполняет менее 40 процентов заданий

    (0-2 балла).

    Ж) Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

    Высокий уровень – правильно выполняет 80-100 процентов заданий

    (5 баллов);

    Средний уровень – правильно выполняет 40-80 процентов заданий

    (3-4 балла);

    Низкий уровень – правильно выполняет менее 40 процентов заданий

    (0-2 балла).

    З) Образование относительных прилагательных от существительных:

    Высокий уровень – правильно выполняет 80-100 процентов заданий

    (5 баллов) ;

    Средний уровень – правильно выполняет 40-80 процентов заданий

    (3-4 балла);

    Низкий уровень – правильно выполняет менее 40 процентов заданий

    (0-2 балла).

    И) Образование притяжательных прилагательных:

    Высокий уровень – правильно выполняет 80-100 процентов заданий

    (5 баллов);

    Средний уровень – правильно выполняет 40-80 процентов заданий

    (3-4 балла);

    Низкий уровень – правильно выполняет менее 40 процентов заданий

    (0-2 балла).

    7. Состояние связной речи:

    Высокий уровень – самостоятельно составляет рассказ по серии картинок  

    (5 баллов);

    Средний уровень –  составляет рассказ по серии картинок с помощью вопросов педагога (3-4 балла);

    Низкий уровень – абсолютно не справляется с выполнением задания

     (0-2 балла).

    8. Состояние зрительного восприятия, пространственного праксиса:

    Высокий уровень – выполняет правильно  6 – 8  заданий (5 баллов);

    Средний уровень – выполняет правильно 3-5 заданий (3- 4 балла);

    Низкий уровень – выполняет правильно менее 3 заданий (0-2 балла).

            Результаты состояния всех компонентов речи заносятся в таблицу  речевой карты  в сентябре, январе и мае каждого учебного года. Подсчитывается общее количество баллов, а затем выводится средний балл, который и определяет уровень речевого развития ребёнка:

    - высокий уровень: 4,1 – 5 баллов

    - средний уровень: 3,0 – 4,0 баллов

    - низкий уровень: 0 – 2,9 баллов

       Результативность коррекционно-логопедической работы определяется путём сравнения средних баллов стартовой, промежуточной и итоговой диагностик.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ"

    Коррекционно-образовательные цели: Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» (метель, снег, снежинка,  вьюга, буран, снегопад, заснеженный).Совершенствование грамматического стро...

    План – конспект занятия из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ". Тема «Звук и буква О. Анализ звуко-буквенных рядов АО, ОА, ОУ, УО».

    Коррекционно-образовательные задачи:- учить различать тембр голоса;- уточнить артикуляцию звука О;- учить чётко, утрированно произносить звук О, угадывать его по беззвучной артикуляции, выделять его в...

    План – конспект подгруппового занятия "По программе развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ ". Тема «Звуки Ф, Фь. Буква Ф. Звуковой анализ прямых и обратных слогов».

    Коррекционно-образовательные задачи:- уточнить  артикуляцию звуков Ф, Фь;- продолжать вводить в пассивный и активный словарь детей понятия согласный звук, твёрдый (мягкий) согласный звук, глухой ...

    Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста

    Работа по звуковой культуре речи начинается со знакомства детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на...

    Логопедическая коррекция фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР

    Согласно статистике количество детей с ФФН в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции фонематических нарушений необходимо уделять большое внимание....