конспект открытого лексико-граматического занятия в подготовительной группе "Прогулка в зимний лес"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

В данном занятии закрепляется умение ориентироваться в пространстве, умение подбирать слова-признаки и слова-действия, обобщаются знания детей по темам "Зима", "Животные",   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность

Выполнила учитель-логопед 1 категории Воронова Елена Анатольевна

  Возрастная группа              подготовительная к школе группа

Предмет                                логопедическое занятие

Тема:                                         «Прогулка в зимний лес»

Образовательные области  познание, коммуникация, социализация

Этап обучения по данной теме (начальный, основной, завершающий)

завершающий

Цель занятия: развитие лексико-грамматических средств языка через обобщение лексических тем «Дикие животные», «Зима»

Задачи занятия:

Образовательные задачи:

- уточнить и систематизировать знания детей о животных и их детенышах;

- активизировать словарь по теме «Дикие животные», «Зима».

- развивать навыки связного высказывания, познавательные способности

- учить детей принимать определенную социальную роль и действовать в соответствии с ней.

Коррекционно-развивающие задачи:

- упражнять в образовании родственных слов с опорой на стихотворный материал;

- формировать практические навыки правильного употребления притяжательных прилагательных, предлогов, закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже;

- формировать практические навыки составления рифмованных предложений;

- активизировать монологическую и диалогическую речь, умение правильно формулировать ответ на поставленный вопрос, используя союз потому что;

- развивать речевое дыхание, память, логическое мышление, слуховое внимание, общую моторику. 

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение выполнять поставленную задачу коллективно, слушать ответы товарищей не перебивая, закрепить навык работы в парах.

- формировать внимательное отношение к миру природы и животному миру, учить проявлять желание помочь животным, попавшим в беду.

Оздоровительные задачи – формировать бережное отношение к своему здоровью.

Тип занятия   занятие-игра

Используемые приемы, методы, технологии обучения: элементы театрализованной деятельности, дыхательная гимнастика, музыкальное сопровождение.

Используемые формы познавательной деятельности детей: беседа, рассматривание иллюстративного и демонстрационного материала.

Оборудование (демонстрационные, раздаточные материалы), основные источники: магнитофон, карты индивидуального маршрута, карточки-задания, игровые атрибуты, музыка.

Прогнозируемый результат (формируемые компетентности) деятельностная, коммуникативная, здоровьесберегающая, социальная.

Ход занятия:

1. Организационный момент

    Собрались все дети в круг:

    Я твой друг и ты мой друг.

    Крепко за руки возьмёмся

    И друг другу улыбнёмся!

  1. Поздоровайтесь с гостями и улыбнитесь им тоже.

2. Сообщение темы

  1. Посмотрите-ка, от наших с вами добрых улыбок мы перенеслись на…пляж.

Д. -Нет в зимний лес!

  1. Вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами побываем в необычном путешествии - в зимнем лесу.
  2. Чтобы узнать по какой лесной тропинке отправимся, вам необходимо будет каждый раз выбирать маршрут.
  3. Абдулла, найди 1-ю тропинку-задание – прошагай так, как показано на этой карточке и скажи, что ты делаешь (Я сделаю 3 шага вперёд, 1 шаг вправо и 1 шаг вперёд №1).

3. Игра «3 шага-3 слова» (активизация словаря - действий, словаря - признаков).

  1. Задание такое –  3 шага прошагать, по 3 слова вам назвать.
  2. Солнце зимой какое? (тусклое, неяркое, низкое)
  3. Снег зимой что делает? (падает, кружится, сверкает)
  4. Ветер зимой какой? (пронизывающий, холодный, сильный)
  5. Лёд на солнце что делает? (сверкает, блестит, переливается)
  6. Снежинка какая? (маленькая, резная, красивая)
  7. Мороз что делает? (холодит, морозит, рисует)
  8. Зимний лес какой? (сказочный, нарядный, загадочный)
  9. Дети зимой что делают? (играют, катаются, лепят)
  10. А теперь я скажу какую одежду одевают люди зимой: летнюю, лёгкую, праздничную.

Д. - Нет! Зимнюю, тёплую, удобную.

4.а «Доскажи словечко» (подбор родственных слов к слову «снег»).

  1. Выберем следующую тропинку. Кирилл, определи наш маршрут(№2)
  2. Где нам надо искать задание? (под ёлкой). Откуда достали конверт? (из-под ёлки). Чем он был засыпан? (снежинками).
  3. Зимой в лесу всё покрыто…конфетами. Дети:- Нет, снегом!
  4. Только эту ёлочку зима забыла…засыпать, запорошить, укутать снегом.
  5. Я каждому буду читать стихотворение, а вы добавлять его, собирая семейку к слову «снег» и класть снежинку на ёлочку.
  6. Тихо-тихо, как во сне падает на землю…снег.
  7. С неба всё скользят пушинки - серебристые…снежинки.
  8. На посёлки на лужок все снижается…снежок.
  9. Вот веселье для ребят, всё сильнее…снегопад
  10. Все бегут вперегонки, все хотят играть в…снежки.
  11. Словно в белый пуховик, нарядился…снеговик.
  12. Рядом снежная фигурка – это девочка…Снегурка.
  13. На снегу-то, посмотри- с красной грудкой…снегири.
  14. Словно в сказке как во сне падает на землю…снег.
  15. Вот и укрыли ёлочку снегом. Давайте вспомним какие «снежные» слова мы использовали.

4.б «Снегопад»(выработка воздушной струи)

  1. Чтобы ещё лучше укрыть ёлочку – устроим снегопад.

5. Упражнение «Сочинялки» (составление рифмованных предложений-чистоговорок).

  1. Катя, отыщи тропинку(№3)
  2. Где же следующие задание? (около, возле снеговика). У кого забрали? (у снеговика)
  3. Посмотрите, в конверте находятся: лист бумаги, ручка и картинки с лесными жителями. Для чего нам всё это понадобиться? (придумывать стихотворения)
  4. Я вам помогу-буду начинать, а вы заканчивать, используя свою картинку.
  1. са…бежит рыжая лиса;
  2. эть…спит в лесу медведь;
  3. элка…прыгает по ёлке белка;
  4. олка…видел злого волка;
  5. ось…ходит, бродит лось;
  6. ошь…спит зимою в норке ёж;
  7. ва…живёт в лесу сова;
  8. ирь… присел на веточку снегирь.

6. Игра «Кто где обитает?» (классификация, узнавание животных по силуэтам, составление предложений с союзом потому что)

  1. Лиза, посмотри, куда отправимся теперь. Что изображено на карточке-задании(№4)?
  2. Что вы видите? (круг из 4 частей, силуэты животных). Что изображено на каждой части?
  3. Могут ли все эти животные жить в одном месте? Абдулла, Кирилл помогите животным вернуться туда, где они должны обитать.
  4. Настя, кто находится возле этой части круга и почему? (Лев, слон, носорог находятся возле жёлтой части круга, потому что это животные жарких стран). Аналогично с др. частями.
  5. Эльмира, кого нельзя встретить в зимнем лесу и почему? (Ежа и медведя нельзя встретить в лесу зимой, потому что они всю зиму спят.)
  6. Катя, каких животных здесь больше? (диких-их - 5, а остальных по 3).

7. Динамическая пауза «Мороз»(«Аэробика для малышей»-Железновы).

  1. Настя, что будем делать дальше? (карточка №5).
  2. Жители леса предлагают нам подвигаться и погреться.

8. Игра с мячом «Кто кем станет?» (карточка №6)-употребление сущ-ых в Тв. падеже.

  1. Вы все вырастите и станете взрослыми. А кем станет зайчонок(лисёнок, бельчонок, волчонок, медвежонок, ежонок, лосёнок, рысенок)?

9. Театрализованная игра «Кто где живет?» (карточка №7)-знание жилищ дик-х жив-х.

  1. Животные заблудились - все тропинки замело снегом. Найти их домики помогут стихотворения, которые мы с вами учили, шапочки и картинки-домики. Вокруг себя повернись в зверей и их жилища превратись.

Речевой материал:

- Лисонька-лисичка,                                   - А мальчишки и девчонки

Где живёшь, сестричка?                             Знают, где найти бельчонка?

- В лесу, на горе,                                        - Я живу себе в тепле,

В глубокой норе.                                        В своём домике-дупле.

- А теперь ты мне ответь:                          - Хоть какая-то избёнка

Где живёт и спит медведь?                        Есть у серого волчонка?

- В тёмной чаще, без дороги                      - Хорошо ли плохо ли,

Я живу и сплю в берлоге.                          Но живу я в логове.

  1. Чей домик нашли? (лисий, волчий, медвежий, беличий). Вокруг себя повернись и в ребят превратись!

10. Гимнастика для ума (карточка №8)-развитие логического мышления, внимания.

  1. Следующую тропинку нам выберет Данила.
  2. Ответьте мне, дети, без чего не бывает птиц на свете?
  3. Белка меньше рыси - кто больше? Кто меньше?
  4. На дереве сидели: синица, дятел, сорока и сова - чего больше крыльев или птиц? Сколько птиц? Сколько крыльев?
  5. На поляне собрались волк, лиса, рысь и заяц. Чего больше лап или крыльев?
  6. Кого больше зверей или птиц?

11. Подведение итогов. Сюрпризный момент (развитие слухового внимания).

  1. Катя, что для тебя было самым лёгким?
  2. Настя, что для тебя было самым сложным?
  3. Абдулла, что для тебя было самым интересным?
  4. А вы ничего не замечаете на нашей поляне?
  5. Последний маршрут пройду я, а вы будете моими штурманами (карточка №9).
  6. Ой, а что это за задание? (сюрприз) Ох, а я повредничаю – заберу сюрприз себе.
  7. Ладно, отдам я вам угощения лесных жителей, если вы поиграете в мою игру «Кто внимательный».
  8. Расскажу я вам рассказ в полтора десятка фраз, лишь услышишь слово «три» - приз немедленно бери!
  9. Однажды щуку мы поймали распотрошили, а внутри рыбёшек мелких увидали, и не одну, а целых семь.
  10. Когда стихи запомнить хочешь, их не зубри до поздней ночи. Возьми и на ночь повтори - разок, другой, а лучше десять.
  11. Дед Мороз пришёл к нам в гости, чтобы ёлочку зажечь: раз, два, гори.
  12. Мечтает парень закалённый, стать олимпийским чемпионом. Смотри на старте не хитри, а жди команду раз, два, марш!
  13. Однажды поезд на вокзале мне три часа пришлось прождать…
  14. Ну что ж, друзья, вы приз забрали(не брали), когда была возможность брать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического подгруппового занятия в подготовительной группе по теме "Животные жарких стран".

В данном материале представлены разработки по профилактике дисграфии у детей-логопатов.В конспекте показаны разные методы и приёмы по преодолению недосформированностифонематических функций у детей с О...

Конспект открытого логопедического подгруппового занятия в подготовительной группе по развитию речи "Люблю тебя, Петра творенье..."

Конспект представлен, как обобщающая совместная деятельность педагога с детьми по закреплению знаний о Санкт-Петербурге, в процессе которой совершенствуются фонематический, лексико-грамматический стро...

Конспект открытого фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе по обучению грамоте "Играем в школу"

Конспект рассчитан на подготовительную к школе логопедическую группу.Основное речевое заключение детей - ОНР 3 уровня речевого развития, второй год обучения....

Конспект открытого коррекционно-логопедического занятия в подготовительной группе «Звук и буква Ч»

Учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему: Звук и буква Ч....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ».

         Дети, имеющие диагноз общее недоразвитие речи, испытывают трудности в звукопроизношении  у них наблюдается ошибки в лексико – грамматическом строе речи, п...

Конспект открытого интегрированного логопедического занятия в подготовительной к школе группе. Тема "Весна идёт"

Конспект интегрированного открытого логопедического логопедического занятия в подготовительной к школе группе. Тема "Весна идет"...

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе с использованием ИКТ. Тема: «Путешествие в цирк»

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе с использованием ИКТ.Тема: «Путешествие в цирк»...