«Прогулка в зимний лес» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
план-конспект урока по логопедии по теме

Представлен конспект по теме: «Прогулка в зимний лес»  для детей старшего дошкольного возраста с ОНР в группах кратковременного пребывания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_progulka_v_zimniy_les.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ «Городской психологический оздоровительно-образовательный центр» г. Омска

 Конспект коррекционного занятия: «Логочас»

по теме: «Прогулка в зимний лес»

для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

                                                                     

                                                                     Составитель:

Евсеева Татьяна Анатольевна

педагог дополнительного образования, учитель-логопед БОУ «Городской психологический оздоровительно- образовательный центр» г. Омска

Омск – 2013

Цель: Обогащение словарного запаса по теме: «Зима» через различные виды деятельности.

Задачи:

Образовательные: уточнить знания детей о зимних явлениях,

расширить словарь прилагательных и существительных по теме: «Зима», формировать практические навыки согласования имени прилагательного с именем существительным в роде, числе.

Коррекционно-развивающие: развитие динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений, развитие у детей слухового и речевого внимания на материале звуков леса, развитие функций фонематического слуха на данные акустические образы, умения слышать себя и других, развитие зрительного восприятия,  развитие координации движений, пластики, умения согласовывать движение с музыкой и словом, формирование дифференцированного носового и ротового дыхания, воспитание выразительной речи и умения передавать мимикой свои ощущения, развитие артикуляционных движений, развитие творческих способностей: воображения, фантазии.

Воспитательные: воспитание интереса к занятиям, положительной учебной мотивации через использование разнообразных форм деятельности, формирование групповой сплоченности в игровой деятельности, формирование умения оценивать свою работу и работу товарища, оценивать свое состояние после занятия с помощью цветка настроения, воспитание интереса к собственной речи через стимулирование и поощрение.

Оборудование: зеркала,  карточки-символы, цветок настроения,  тонированная бумага, акварель, кисти, магнитофон, музыкальные диски.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Звучит музыка из цикла «Времена года». Дети подходят к окну. Музыка затихает.

Педагог: Ребята, прислушайтесь, какие звуки можно услышать за окном?

Дети: Хруст снега, скрип деревьев, вой метели, цокот синицы.

Педагог: Кто пришел так тихо, тихо?

                Ну, конечно, не слониха!

                И, конечно, бегемот

                Тихо так пройти не мог.

                И повсюду – тишина…

                Это значит, это значит

                 Тише всех пришла зима.

Педагог: Какие зимние месяцы вы знаете?

 Дети: Декабрь, январь, февраль.

Педагог: Молодцы!

Педагог: Зимой так чудесно вокруг. Ребята, давайте наденем лыжи и отправимся на прогулку в зимний лес. (Дети имитируют надевание лыж.)

2. Упражнение на координацию слов с движением. Дети, проговаривая слова, идут по лыжне.

Все бело, бело, бело…

Много снега намело!

Вот веселые деньки –

Все на лыжи и коньки.

    3. Упражнение на регуляцию мышечного тонуса: «Снежки».

Дети стоят в двух шеренгах и изображают, как они лепят  и бросают  снежки. Дети повторяют слова за педагогом.

         Мы в снежки играем смело.             Дети лепят снежки.

         Ах, какое это дело!

         Нам в снежки играть не лень,

         Мы играем целый день.

         Хлоп-хлоп! Не зевай!                         Первая шеренга детей

                                                                        «бросает» снежки в детей

                                                                         из второй шеренги.

         Ты со мной в снежки играй!              Дети второй шеренги

                                                                        уворачиваются от снежков –

                                                                        наклоняют туловище вправо-

                                                                          влево.

         Хлоп-хлоп!  Не зевай!                         Вторая шеренга детей

                                                                        «бросает» снежки в детей из

                                                                         первой шеренги.

         А теперь в меня бросай!                      Дети первой шеренги

                                                                         уворачиваются от снежков –

                                                                         наклоны туловища вправо-

                                                                          влево.

 Педагог: Мы, друзья, в снежки играли -

                  Руки ледяными стали

                  Мы подышим на ладошки,

                  Отогреем их немножко.

  1. Упражнение на дыхание: «Подышим на ладошки».

Дети складывают кисти рук «лодочкой», подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дышат на ладошки короткими, активными выдохами, энергично работая мышцами живота.

Педагог: Согрели ручки? Теперь можно и снеговика слепить. 

  1. Пальчиковая гимнастика: «Мы во двор пошли гулять».

         Мы во двор пошли гулять

         Раз, два, три, четыре, пять.               Загибать пальчики по одному.

         Мы во двор пришли гулять.

         Бабу снежную лепили.                        Имитировать лепку снеговика.

         Птичек крошками кормили,             Крошить хлеб всеми пальчиками.

         С горки мы потом катались.             Вести указательным пальцем

                                                                       правой руки по ладони левой руки.

         А еще в снегу валялись.                     Поворачивать ладони то одной, то

                                                                       другой стороной.

         Все в снегу домой пришли.                Отряхивать одежду.

         Съели суп и спать легли.                    Производить движения

                                                                        воображаемой ложкой, положить

                                                                         руки под щеку.

6. Упражнение на развитие мимических движений: 

    Передать мимикой боль (подскользнулся и упал), холодно (замерз), радость (солнце светит), испуг (летит большой снежок).

Педагог: Ребята,  какие разные голоса у зимнего леса! Тихо! Послушайте «звуки зимы». (Дети прослушивают аудиозапись « звуков зимы», называют их (вой вьюги, свист ветра, скрип снега, цокот синицы, шум сосен и т.д.), подбирают картинку, соответствующую звучанию)

7. Развитие фонематического слуха, артикуляционных движений.

Педагог: Вот подул легкий ветерок и у нас сразу засвистело над ушками. Как свистит легкий ветерок?

Дети:  С -  с -  с!

Педагог: Ветер окреп и подул сильнее, в вышине сразу зашумели сосны. Как они зашумели?

Дети: Ш – ш - ш!

Педагог: А вот перелетает с ветки на ветку синичка и весело цокает, Как она цокает?

Дети: Ц – ц  - ц!

Педагог: А вот и проворная белочка. Взобралась высоко на ветку и щелкает орешки! Как щелкает орешки белочка? (Дети цокают, прищелкивают языком: присасывают язык к твердому небу и расслабленно опускают на дно ротовой полости.)

-Педагог: А как гудит вьюга? Покажите.

 Дети вытягивают губы трубочкой и поют: «У – у – у! У – у!»

 Педагог: Молодцы! Ребята, посмотрите, что происходит с природой? Какая она?

Дети: Сказочная, замерзшая, волшебная, спящая, красивая, морозная.

8. Дидактическая игра по формированию лексики: «Подбери слова».

Педагог предлагает детям подобрать:

А) к словам, обозначающим предмет, слова, обозначающие признаки:

Снежинки (какие?)…(узорчатые, красивые, пушистые)  Ветер (какой?)… (сильный, холодный, пронзительный) Утро (какое?)…(раннее, морозное, солнечное)  Зима (какая?)…(холодная, снежная, суровая ) Мороз (какой?)…(трескучий, лютый, )

Б) к словам, обозначающим действие, слова, обозначающие предмет:

Замерзли…(деревья, реки, птицы)  Выпал… (снег, карандаш)  Метут…(улицы, дворы) Лепят…(снеговика, снежки)  Воет…(метель, волк)

Педагог: Вот выглянуло солнышко, и на лесной поляне стало светло, красиво и закружились легкие снежинки. (Звучит «Вальс» Ф. Шопена; с окончанием музыки дети останавливаются и делают красивые фигуры.)

Как красиво на лесной полянке!

Как много снежинок!

Кружитесь, кружитесь,

На ладошки опуститесь!

Педагог: Представьте ребята, что на ваши ладошки опустились легкие, красивые, узорчатые, воздушные снежинки. Вам бы хотелось нарисовать эти снежинки?

Дети: Да.

 Педагог предлагает выбрать фон на бумаге, акварель. Дети рисуют. Звучит «Вальс снежных хлопьев» П.И. Чайковского.)

Педагог: Посмотрите, ребята, какие у вас получились снежинки? А какие у ваших товарищей?

Дети: Красивые, оригинальные, пушистые, резные. (Дают оценку своей работе и работе других детей.)

Педагог: Молодцы!

  1. Заключительное упражнение:

               Солнце клонится к закату:

             По домам пора, ребята.

             Завтра встретимся опять,

             По снежку пойдем гулять.

(Дети осторожно идут по снегу со словами: «Скрип, скрип, скрип…» .)

10. Итог занятия.

- Смысловая рефлексия занятия (где мы были, что учились делать, с какими словами познакомились, что обозначают эти слова, на какие вопросы отвечают?).

Дети: Мы были на прогулке в зимнем лесу. Мы играли в снежки, катались на лыжах, слушали голоса зимнего леса, играли в интересные игры и рисовали снежинки. Мы познакомились со словами, обозначающими признаки и со словами, обозначающими действия. Слова-признаки отвечают на вопросы «какой?, какая?, какое?», слова-действия отвечают на вопросы (что делают?, что делает?)

- Эмоциональная рефлексия занятия (что понравилось, что не понравилось, кто сегодня был самым внимательным?). Дети дают оценку своему состоянию после занятия с помощью цветка настроения.

Дети: Занятие нам понравилось.

Вывод: Решению поставленных целей и задач с использованием описанных в конспекте игровых приемов будет способствовать применение на занятии следующих технологий: арттерапии, хромотерапии,  средств логоритмики (прослушивание музыкальных произведений по теме «Зима», сравнение природных и музыкальных звучаний, сочетание движения, музыки и слова). Занятие построено в форме путешествия, что позволит добиться устойчивого внимания и интереса детей, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. На данном занятии будут реализованы следующие направления работы:

- развитие сенсорных и моторных функций;

- развитие мимической мускулатуры;

- развитие воображения, внимания, памяти, ориентировки в пространстве ;

- формирование критичности и самокритичности, оценки и самооценки.

Все это способствует созданию на занятии полисенсорной коррекционно-развивающей среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью"

Актуальность. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что вопросы, связанные cформированием письменной речи на уровне дошкольного возраста недостаточно изучены. Это вызывает нео...

Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

Психолого-педагогическая коррекция общей и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Теоретический материал о важности коррекции общей и мелкой моторики у детей, а также некоторый практический материал....

Коррекция лексико-грамматического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

С каждым годом значительно увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения различного генезиса.Среди детей дошкольного возраста одним из самых распространенных нарушений является лексико-гра...

Перспективный план наблюдений на прогулках с речевыми заданиями для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данном материале указаны основные цели и задачи прогулок с детьми с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста....

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Аннотация. Предлагаемая статья посвящена проблеме недоразвития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены механизмы, лежащие в основе несформированности фонематическ...

Коррекция общей и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Картотека разработанна с учетом возрастных особенностей детей. Упражнения направлены на развитие координации речи с движениями....