Методы и приемы развития произностительной стороны у дошкольников
презентация урока для интерактивной доски по логопедии по теме

Довбенко Евгения Михайловна

 

Повышение компетентности педагогов ДОУ по вопросу развития произносительной стороны речи в дошкольном возрасте,  помочь в освоении методов и приемов формирования артикуляционной моторики, как основополагающего фактора для развития правильного произношения.

Задачи:

-  познакомить с примерными сроками усвоения детьми  звуков;

- познакомить с методами и приемами развития произносительной стороны речи;

- информировать воспитателей о видах и значении артикуляционных упражнений, как основном приеме развития произношения у дошкольников;

- познакомить с правилами их выполнения,

- научить составлять (подбирать) комплексы артикуляционных упражнений для конкретной проблемы ребенка;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon metody_i_priemy3.ppt2.8 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Методы и приемы развития произносительной стороны речи в соответствии с возрастом» Учитель-дефектолог, логопед Довбенко Е.М.

Слайд 2

Время появления звуков в речи ребенка 1-2 года 2-3 года 3-5 лет 5-6 лет звуки о а э п б м и ы у ф в т д н г х й с з ц ш ж ч щ р л

Слайд 3

Произносительная сторона речи (ПСР) степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка (звуковая культура речи) Мелодику речи Тембр Ритм и темп речи Речевой слух Речевое дыхание Артикуляционная моторика

Слайд 4

Ритмико-мелодическая сторона: Мелодика и Тембр речи Пропевание гласных на разной высоте (звуковые дорожки, лесенки) Использование литературных произведений (проговаривание одних и тех же отрывков с различными оттенками: удивления, грусти, радости и т. д. Муз. Дидактические игры: «Спой громко и тихо», «Угадай, чья песенка», «Кто как кричит?» т.п. Игры с песком Сказкотерапия Музыкотерапия

Слайд 5

Ритм и темп речи Использование литературных произведений (чистоговорок, потешек, поговорок); Муз. Дидактические игры: «Медлеенно - быстро», «Затопали – побегали», «» т.п. Отстукивание, прохлопывание различных ритмических рисунков с помощью шумовых, ударных музыкальных инструментов. «Нарисуй мелодию», «Выложи из палочек ритмический рисунок» - для детей старшего возраста Использование метронома (чтение под него, рассказывание) Логоритмика Пальчиковая гимнастика

Слайд 6

Речевой и неречевой слух Н.п. игры: «Поймай звук», «Найди домик для звука», «Где спрятался звук?»; «С какого звука начинается слово?» «Где спрятался звук?» Музыкальные книги и игрушки Игры с музыкальными и грушками; Игры с природным и бросовым материалом; Игры с бытовыми предметами-орудиями. Речевое дыхание Игры на развитие воздушной струи и силы выдоха «Подуй на…», «Футбол» Музыкальные духовые инструменты: свистульки, дудочки и т.п. Дыхательная гимнастика

Слайд 7

Артикуляционный аппарат Артикуляционная гимнастика Систематическое выполнение артикуляционной гимнастики поможет: улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу; увеличить амплитуду движений; уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов; подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Слайд 8

Значение 1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами смогут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. 2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. 3. Артикуляционная гимнастика полезна так же детям с правильным, но вялым произношением, про которых говорят "каша во рту". 4. Надо помнить, что чёткое произношение является основой при обучении письму на начальном этапе. 3. Правила выполнения артикуляционных упражнений

Слайд 9

Правила выполнения артикуляционной гимнастики 1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепится. Желательно заниматься 2 раза в день (лучше, чтобы после последнего приёма пищи прошло не менее часа). 2. В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества - признак переутомления, лучше этого не допускать. 3. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребёнок видел в нём себя и взрослого. 4. В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе. 5. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.

Слайд 10

Виды упражнений Общие упражнения (для разных органов артикуляции) губ языка мягкого и твердого неба челюсти щек Специальные упражнения (упражнения для разных групп звуков) губных свистящих шипящих саноров

Слайд 11

Общие упражнения Улыбочка Часики Хомяк Заборчик Хоботок

Слайд 12

Специальные упражнения Грибок Варенье Лошадка Горка Лопатка

Слайд 13

методы с использованием: музыки художественного слова компьютерных презентаций и обучающих программ образных игрушек карточек

Слайд 14

Приемы: По образцу взрослого По словесной инструкции По ручной модели По схемам С механической помощью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для музыкальных руководителей и специалистов ДОУ "Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия"

Детям  необходимо  творить  и  переживать,  чтобы  понимать. Для того,чтобы  сделать  музыку  своим  личным  опытом,  надо «пребывать ...

Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия

Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия...

Методы и приемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением речи

Актуальность проблемы развития умения общаться у дошкольников определяется тем, что число контактов с миром взрослых и сверстников у современного ребенка постоянно увеличивается, а эффективность и усп...

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Дошкольное детство - благоприятный период для развития творчества, так как в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы: память, внимание, воо...

Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия

Мы должны приложить усилия ,чтобы  у каждого ребенка раскрыть способности и качества творческой личности...

Методы и приемы коррекции произносительной стороны речи у детей с речевой патологией

Коррекция нарушенного произношения проводится поэтапно и последовательно. В логопедической литературе можно встретить разные мнения о том, сколько этапов включает логопедическое воздействие:  ...

Методы и приемы развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования

Методы и приемы развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования...