Методы и приемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением речи
учебно-методический материал по логопедии на тему

Сухоруких Наталья Ивановна

Актуальность проблемы развития умения общаться у дошкольников определяется тем, что число контактов с миром взрослых и сверстников у современного ребенка постоянно увеличивается, а эффективность и успешность таких взаимодействий зависит от уровня речевого развития детей. Умелое владение родным языком в различных ситуациях общения, выступают средствами свободной коммуникации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приемы развития коммуникативных навыков  у дошкольников с нарушением речи

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие».

Актуальность проблемы развития умения общаться у дошкольников определяется тем, что число контактов с миром взрослых и сверстников у современного ребенка постоянно увеличивается, а эффективность и успешность таких взаимодействий зависит от уровня речевого развития детей. Умелое владение родным языком в различных ситуациях общения, выступают средствами свободной коммуникации.  

В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии. Круг его общения расширяется. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстников. Он обнаруживает, что другие дети «такие же, как он». Это вовсе не означает, что он не видел, не замечал их раньше, но восприятие сверстника приобретает особое качество – осознанность.

К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения:

  • сотрудничать;
  • слушать и слышать;
  • воспринимать и понимать информацию;
  • говорить самому.

Коммуникативная компетентность дошкольника во многом определяется развитием речи. Речь – одна из важнейших психических функций, “зеркало” протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, она играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся нерешительными, замкнутыми, стеснительными и даже агрессивными в общении с другими.


Дети с нарушениями речи в большей степени нуждаются в формировании коммуникативной компетенции. Нарушения речевой функции не могут не сказаться отрицательно на развитии процесса коммуникативной компетентности. Такое отклонение в развитии как общее недоразвитие речи, которое сопровождается незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, указывают на факт наличия стойких нарушений коммуникативного акта, что в свою очередь, затрудняет, а иногда вообще делает невозможным развитие коммуникативной компетентности детей. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого поведения.

В нашей группе дети имеют общее недоразвитие речи. У детей отмечается стойкое отставание всех компонентов речевой системы, Это способствует возникновению психологических особенностей. Отмечается стеснительность, застенчивость, нерешительность, робость, замкнутость, что в свою очередь порождает специфические черты общего и речевого поведения. Дети проявляют ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, не умеют поддерживать беседу, не могут правильно оценивать свои возможности и силы, часто «выпадают» из системы реальных взаимоотношений с окружающими, что неизбежно приводит к снижению их коммуникативной активности.

Перечисленные выше психические особенности детей отрицательно влияют на их речевую активность, что приводит к ограничению процесса свободного общения и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуя овладению знаниями.

Основными направлениями коррекционного воздействия являются:

  • развитие неречевых и речевых средств общения;
  • формирование умения применять средства общения в разнообразных коммуникативных ситуациях;
  • развитие активности в различных формах общения;
  • формирование определённых форм, свойств и качеств личности (например, умений следовать правилам поведения).

Методы, приемы и формы работы с дошкольниками с ОНР, которые активно используются в работе:

  • коммуникативные игры,
  • беседы-обсуждения из личного опыта,
  • разыгрывание и решение “проблемных ситуаций”,
  • ритмические и интонационные игры со словом,
  • моделирование и анализ ситуаций, составление пиктограмм, схем высказываний;
  • чтение и обсуждение художественных произведений,
  • беседы, сочинение историй;
  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
  • мимические упражнения,
  • психологические этюды,
  • упражнения (подражательно-исполнительного и творческого характера);
  • игротерапия,
  • релаксации.

В качестве эффективных в этом направлении используют разные виды игр. Так как в игре развивается речь ребёнка, он учится планировать и регулировать свои действия, а также действия партнёров по игре; в игре у ребёнка формируются нравственные нормы. Этическая сторона взаимоотношений отклик на плохое и хорошее. Игры, направленные на формирование коммуникативных умений и на закрепление, автоматизацию этих умений.

Такие игры как «Давайте поздороваемся», «Комплименты», «Клубочек» создают непринужденную обстановку, помогает детям влиться в коллектив, развивает умение выслушивать мнение участников на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к окружающему его миру.

Игры для творческого самоутверждения, требующие ситуации сотрудничества, когда есть действующие, передающие информацию и наблюдающие, которые воспринимают и понимают её: «Изобрази без предмета», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!».

Используются упражнения, основанные на моделировании различных проблемных и игровых ситуаций, возникающих в процессе речевого общения. Проблемные ситуации способствуют развитию у детей речевого этикета. Предметом особого внимания являются ситуации обращения и привлечения внимания, просьбы, благодарности, извинения, отказа. Дети становятся «корреспондентом» и берут интервью у сверстников на разные темы; по результатам приобретенных знаний составляют познавательный рассказ и проводят экскурсию для друзей.

Для налаживания диалогического общения проводятся настольно-печатные, дидактические игры, такие как лото, домино, игры с правилами. Играя парами, дети взаимодействуют друг с другом, соблюдают правила, вежливо обращаются друг к другу, аргументировано отстаивают свою точку зрения. Развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься помогают игры «Ручеек», «Слепец и поводырь».


В процессе коррекционного воздействия применяются игры-драматизации, разыгрываются отдельные эпизоды и сказки полностью, адаптированные для условий логопедической коррекции.                         Важное средство развития навыков совместной деятельности - сюжетно- ролевая игра. Дети сочиняют сюжеты, обыгрывают их. Такие игры оказывают особое значение для развития личности ребенка, для усвоения им элементарных, нравственных норм имеют отношения по поводу игры, так как именно здесь складываются и реально проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют основу нравственного развития дошкольника, формируют умение общаться в коллективе сверстников. Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию, но и снимают мышечное и эмоциональное напряжение. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей. Релаксация, рисование на песке способствуют снятию эмоционального напряжения, более открытому общению.

Развитие навыков общения должно происходить не только на специально организованных занятиях, но и дома, в семье. Необходимо проводить разъяснительную работу с родителями по формированию коммуникативных навыков у детей.

В заключении хочется сказать, что работа по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста способна обогатить социальный опыт детей и возможно устранить большую часть проблем в общении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интервьюирование, как один из приемов развития коммуникативных навыков дошкольника.

В данной статье описаны приемы развития коммуникативных навыков дошкольника. Здесь рассматривается коммуникативный компонент общения и его составляющие. В работе воспитателя основным вопросом становит...

Методы и приемы развития коммуникативных умений у детей 4-5 лет в подвижной игре.

В дошкольном возрасте завершается дифференциация центров ассоциативных зон, интенсивно созревает мозжечок, подкорковые образования, кора. улучшается механизм сопоставления  слова с воспринимаемой...

Методы и приемы развития коммуникативных навыков у детей с аутизмом

В презентации педставлены материалы по теме "Методы и приемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с аутизмом"...

Здоровьесберегающие приемы в работе с дошкольниками с нарушением речи: из опыта работы

Современных специалистов, работающих в дошкольных учреждениях компенсирующей направленности, волнует проблема создания условий для обеспечения равных стартовых возможностей дошкольников, которые далее...

Нетрадиционные методы и приемы в развитии чувства ритма дошкольников с нарушением речи

Развитие чувства ритма является одной из важнейших предпосылок реализации речевой деятельности.Чувство ритма развивается прежде всего в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру э...

Консультация для родителей «Приемы формирования фонематического слуха дошкольников с нарушениями речи»

У детей дошкольного возраста фонематический слух необходимо формировать, начиная с раннего возраста. Это необходимо для успешного овладения ребенком навыками фонематического анализа и синтеза в ...