Интервьюирование, как один из приемов развития коммуникативных навыков дошкольника.
статья по развитию речи (старшая группа) по теме
В данной статье описаны приемы развития коммуникативных навыков дошкольника. Здесь рассматривается коммуникативный компонент общения и его составляющие. В работе воспитателя основным вопросом становиться - определение эффективных путей развития коммуникативных навыков дошкольника.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ, КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКА
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Для детей дошкольного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
Общение рассматривается как сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
Компоненты общения: коммуникативный (обмен информацией), перцептивный (восприятие) и интерактивный (взаимодействие) компоненты.
Рассмотрим подробнее коммуникативный компонент и его составляющие. Коммуникативный компонент общения включает в себя передачу информации от человека к человеку с помощью определенных средств. Как уже говорилось, эти средства можно разделить на две группы: вербальные (языковые) и невербальные, что составляют диалогические умения ребенка дошкольника.
Исследователи Алексеева М.М, Яшина В.Н. выделяют следующие диалогические умения дошкольника:
- собственно речевые умения
- вступать в общение;
- поддерживать и завершать общение (слушать и слышать собеседника, доказывать свою точку зрения, высказываться логично и связно);
- говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
Человек не рождается готовыми речевыми навыками. Все коммуникативные компоненты формируются в течение жизни, а наиболее синзетивным для этого является период дошкольного детства.
Общая цель коррекционно-развивающей работы - освоение детьми коммуникативной функции языка. Воспитание у детей умений правильно составлять предложения, употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи. Развивается разговорная, описательная и повествовательная речь. Все указанные направления в работе по коррекции речи взаимосвязаны. Происходит расширение речевой практики детей в процессе ознакомления с окружающими людьми, развивается межличностное общение.
В работе воспитателя основным вопросом становится - определение эффективных путей развития коммуникативных навыков дошкольника. В детском саду дошкольник выступает в ролях слушателя, а также отвечающего, задающего вопросы, повествующего, описывающего, оценивающего, рассуждающего и ряде других. Эти речевые роли составляют речевое амплуа ребенка, которое можно изучать и расширять.
Одним из эффективных средств, на наш взгляд, является включение в речевой опыт ребенка роли интервьюера. Жанр интервью хорошо известен в журналистике, то есть его используют взрослые в своей деятельности, но использование интервью в качестве приема работы с дошкольниками еще не до конца изучено и используется не так широко, как того заслуживает.
Между тем, использование данного приема в логопедической работе в группах коррекционной направленности, позволяет говорить об эффективности включения роли интервьюера в речевую деятельность старшего дошкольника. Зачем интервьюировать детей? Детям хочется высказаться. Детям есть что сказать - свежего и интересного. Дети смотрят на все иначе, чем взрослые.
Детям предлагалось выступить в роли интервьюера по темам: «Что такое Новый год?», «Моя семья», «Наш детский сад «Колокольчик»». Дети брали интервью не только у своих сверстников, но и родителей и выясняли, какие детские воспоминания остались от новогодних праздников, как они ходили в детский сад. Нестандартность задания заинтересовывает ребенка и мотивирует на выполнение определенной последовательности действий. Ему необходимо расспросить своих сверстников, родителей о теме разговора. Так как дошкольник еще не способен самостоятельно вести диалог в жанре интервью, вопросы беседы были заранее сформулированы на занятиях. В процессе такой работы ребенок выступает в роли задающего вопросы, слушающего и в то же время слышащего собеседника. Интервью объединено общим замыслом и состоящий из своеобразных блоков «вопрос - ответ». Учитывая специфику развития детей дошкольного возраста, делалась видеозапись каждого интервью. Интервью использовалось как составная часть занятия, во время встреч с родителями, как средство анализа работы по развитию речи на педагогических советах.
Что же дает включение роли интервьюера в речевую деятельность дошкольника? Данная роль, являясь инициативной, позволяет «отойти» от культивируемой преимущественно воспроизводящей речевой деятельности детей и дает возможность для творческого проявления ребенка, его самовыражения в речи. Не менее значимым является то, что роль интервьюера предполагает умение старшего дошкольника вести диалог. Хотелось бы сразу же подчеркнуть, что роль интервьюера реализуется в результате выхода за рамки образовательной программы. Безусловно, не менее важным является и то, что предложенная речевая роль заинтересовала дошкольников, помогла детям и родителям ближе узнать друг друга.
Замечательно и то, что такая работа способствует естественной потребности общаться ребёнка с родителями, делиться с ними мыслями и чувствами. Родители приходили со словами благодарности за то, что благодаря вопросам ребенка они вспомнили интересные страницы своего детства.
Очень эффективно помогает развитию речи и памяти совместное вспоминание, напоминание друг другу высказываний респондента, так как воспоминание одного вызывает ассоциативную связь у другого и наоборот.
При интервьюировании детей главное - слушая, уметь слышать, т.е. впитывая в себя их слова, улавливать скрывающиеся за ними мысли и чувства. Ребенку есть что рассказать - но главное, чтобы собеседник его услышал. А дети прекрасно это улавливают и никогда не раскроются перед человеком, который не умеет их слушать. Проверьте себя, а вы умеете слушать? Во время интервью вас интересует то, что говорит интервьюируемый, или вы сосредоточены только на собственных вопросах и ответах? Вам нравится слушать людей, или у вас часто возникает желание прервать их? Чем больше вы преуспеете в этом искусстве, тем лучше сложится ваша работа с детьми.
Выбранная стратегия обучения соответствует тенденции диалогизации межличностного общения, о которой все более настоятельно говорят педагоги и лингвисты и которая направлена на обеспечение сознательного и компетентного использования языка во всех видах речевой деятельности и различных ситуациях общения.
Многолетний опыт работы с детьми убеждает в том, что раннее обучение основам родного языка, когда у ребенка еще сохранно интуитивное «чувство языка», позволяет эффективно и осознанно освоить языковые и речевые умения, что впоследствии успешно скажется на обучении ребенка в школе.
Использование интервьюирования в образовательном процессе позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования коммуникативных умений, а также способствующие получению более продуктивного результата в творческом рассказывании. Интервью увеличивает уверенность ребенка в себе и в своих способностях, помогает его развитию как личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профессиональная компетентность педагогов, как один из способов развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста".
Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм, распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выс...

Консультация для родителей и воспитателей "Импровизация - как один из приемов развития творческих способностей дошкольников на занятиях по хореографии"
Импровизация в хореографии - это танец в настоящем!...

Методы и приемы развития коммуникативных навыков у детей с аутизмом
В презентации педставлены материалы по теме "Методы и приемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с аутизмом"...

Методы и приемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением речи
Актуальность проблемы развития умения общаться у дошкольников определяется тем, что число контактов с миром взрослых и сверстников у современного ребенка постоянно увеличивается, а эффективность и усп...

Методы и приемы развития коммуникативных навыков у детей с нарушением речи в условиях реализации ФГОС ДО. Использование "Игровизора" в работе учителя-логопеда ДО."
Данная презентация направлена на повышение интереса педагогов к изучаемой теме....

«Мнемотехника как один из приемов развития речи у дошкольников»
Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на ка...
Сюжетно-ролевая игра как один из способов развития коммуникативных навыков.
Основным видом деятельности дошкольного детства является игра, где он проводит большую часть своего времени. Для детей старшего дошкольного возраста она имеет высокое развивающее значение, так к...
Комментарии
спасибо за статью. Мне очень
спасибо за статью. Мне очень пригодилась в работе с родителями.