«Интервьюирование, как один из методов развития коммуникативных навыков дошкольника».
статья по развитию речи (подготовительная группа)
Формирование коммуникативных навыков – одна из важнейших задач речевого и личностного развития дошкольников. Умение вступать в диалог и поддерживать его, задавать вопросы, отвечать в зависимости от контекста вопроса, адекватно высказывать свою точку зрения и принимать мнение другого, видеть партнёра и понимать его невербальные сигналы, умение слушать собеседника – эти способности должны и могут развиваться в дошкольном детстве.Для развития у детей с нарушениями речи коммуникативных навыков можно использовать нетрадиционный метод работы– интервью.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 620.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18»
(дошкольное отделение)
«Интервьюирование, как один из методов развития коммуникативных навыков дошкольника».
(из опыта работы)
Выполнила: Спицина Татьяна Ивановна
г.о. Серпухов, Московская область.
Один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования – ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения. (ФГОС ДО)
Формирование коммуникативных навыков – одна из важнейших задач речевого и личностного развития дошкольников. Умение вступать в диалог и поддерживать его, задавать вопросы, отвечать в зависимости от контекста вопроса, адекватно высказывать свою точку зрения и принимать мнение другого, видеть партнёра и понимать его невербальные сигналы, умение слушать собеседника – эти способности должны и могут развиваться в дошкольном детстве.
Дети с нарушениями речи имеют свои особенности, влияющие на формирование коммуникативных навыков:
- Низкая речевая активность, страх обратиться с вопросом, робость, стеснительность,
- Трудности в установлении вербального контакта,
- Трудности в удерживании внимания на теме разговора,
- Недостатки звукопроизношения, словарного запаса, связной речи, грамматические ошибки влияют на оформление речевого высказывания.
На протяжении нескольких лет мы используем проект «Юные журналисты», который как раз и помогает решить проблему. Одной из задач нашего проекта является -развитие коммуникативных навыков и личного взаимодействия детей друг с другом в паре, в группе, в коллективе.
Для развития у детей с нарушениями речи коммуникативных навыков можно использовать нетрадиционный метод работы– интервью.
Интервью́ (англ. interview) – это разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.
Конечно, на первом этапе своего проекта мы знакомим детей старшего возраста с профессией репортера, журналиста, играем в игры, создаем газеты.
Прежде чем научить ребенка брать интервью, сами педагоги выступали в роли репортеров и задавали интересные вопросы детям на различные темы, тем самым учили их давать развернутые и содержательные ответы.
Уже потом в игре «Дружеское интервью», дети учились брать интервью сами.
В ходе этой игры один ребенок находится в центре круга, а другие дети передают микрофон друг другу, по очереди обращаются к сверстнику по имени и задают ему интересующий вопрос. Например: «Ваня, можно узнать, с кем ты дружишь? А какое у тебя любимое блюдо?» и т. д.
Эта игра способствует не только развитию активного словаря и умению вступать в диалог, но и формирует у дошкольников социально-коммуникативных навыков.
Во время проведения первых игр дошкольники еще не умели пользоваться микрофоном, забывали следующий вопрос или неточно его формулировали. Также в речи наблюдались паузы, односложные ответы. Некоторые воспитанники говорили тихо, неуверенно, очень волновались и даже боялись видеокамеры.
Вместо микрофона мы использовали игрушки – заместители.
Также, использовали карты-схемы, которые помогали в составлении связного рассказа во время занятий.
С помощью карт-схем ребенок –репортер последовательно задает вопросы.
Мы изготовили атрибуты: детские компьютеры, детские кинокамеры, детские фотоаппараты, блокноты, карандаши, нагрудные знаки, кепки с символикой, косынки-галстуки, микрофоны.
После проведения праздников или значимых мероприятий, или просто после занятий также используем метод интервью.
В рамках нашего проекта были организованы встречи с людьми разных профессий. К этому времени воспитанники научились грамотно задавать вопросы и отвечать на них в соответствии с нормами речевой культуры.
Успех реализации опыта имеет прямую зависимость от заинтересованности родителей. Мы заинтересовали и привлекли родителей к активному участию в реализации проекта
" Мы - журналисты". Также привлекали родителей к изготовлению атрибутов для центра журналистики.
И как результат: Теперь ни один утренник не обходится без использования микрофона.
Дети с удовольствием, без стеснения читают стихи, исполняют песни и даже выступают в роли ведущего на утренниках.
Также дети свободно могут взять интервью у наших сотрудников и детей других групп. Например, задать вопросы заведующей детским садом, взять интервью у медсестры, у повара на кухне.
Нашим юным журналистам было предложено взять интервью у родителей ко Дню города.
Репортер Настя встречала родителей и задавала вопросы.
1) За что Вы любите свой город?
2) Что хотите пожелать нашему городу….
Самый интересный момент в интервью с ребенком – формирование детской мысли, очаровательный в своей непосредственности. Такая возможность предоставляется только в детском саду! Методом интервью мы развиваем не только речь ребёнка, но и предоставляем возможность родителям сохранить частичку детства.
Результативность. В интервью ребенок учится:
• Планировать свою речь;
• Понимать различные ситуации общения;
• Практически усваивать вопросно-ответную форму, что помогает соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания;
• Обогащать словарный запас;
• Овладевать связным описательным и последовательным рассказом об увиденном, умением пользоваться различными типами предложений.
Метод интервью позволяет детям в эмоционально-психологическом плане:
• Развивать личностные качества;
• Учить преодолевать скованность;
• Быть активным и самостоятельным собеседником;
• Развивать уверенность в себе и своих высказываниях, умение строить диалог и устанавливать эмоциональный контакт, а также культуру общения и речи;
Использование интервьюирования в образовательном процессе позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования коммуникативных умений, а также способствующие получению более продуктивного результата в творческом рассказывании. Интервью увеличивает уверенность ребенка в себе и в своих способностях, помогает его развитию как личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника»
Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. Взрослые вдру...
Интервьюирование, как один из приемов развития коммуникативных навыков дошкольника.
В данной статье описаны приемы развития коммуникативных навыков дошкольника. Здесь рассматривается коммуникативный компонент общения и его составляющие. В работе воспитателя основным вопросом становит...

"Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника"
Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. Как же помочь ребен...
Статья «Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника»
Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. Взрослые вдруг заме...

Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника
Данный материал может быть полезен воспитателям детских садов....

«Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника»
Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. Взрослые вдруг заме...

Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника
Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками....

