«Интервьюирование, как один из методов развития коммуникативных навыков дошкольника».
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Спицина Татьяна Ивановна

 Формирование коммуникативных навыков – одна из важнейших задач речевого и личностного развития дошкольников. Умение вступать в диалог и поддерживать его, задавать вопросы, отвечать в зависимости от контекста вопроса, адекватно высказывать свою точку зрения и принимать мнение другого, видеть партнёра и понимать его невербальные сигналы, умение слушать собеседника – эти способности должны и могут развиваться в дошкольном детстве.Для развития у детей с нарушениями речи коммуникативных навыков можно использовать  нетрадиционный метод работы– интервью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx620.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18»
(дошкольное отделение)

«Интервьюирование, как один из методов развития коммуникативных навыков дошкольника».
(из опыта работы)

Выполнила: Спицина Татьяна Ивановна

г.о. Серпухов, Московская область.

Один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования – ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения. (ФГОС ДО)

 Формирование коммуникативных навыков – одна из важнейших задач речевого и личностного развития дошкольников. Умение вступать в диалог и поддерживать его, задавать вопросы, отвечать в зависимости от контекста вопроса, адекватно высказывать свою точку зрения и принимать мнение другого, видеть партнёра и понимать его невербальные сигналы, умение слушать собеседника – эти способности должны и могут развиваться в дошкольном детстве. 

Дети с нарушениями речи имеют свои особенности, влияющие на формирование коммуникативных навыков:

  • Низкая речевая активность, страх обратиться с вопросом, робость, стеснительность,
  • Трудности в установлении вербального контакта,
  • Трудности в удерживании внимания на теме разговора,
  • Недостатки звукопроизношения, словарного запаса, связной речи, грамматические ошибки влияют на оформление речевого высказывания.

На протяжении нескольких лет мы используем проект «Юные журналисты», который как раз и помогает решить проблему. Одной из задач нашего проекта  является -развитие коммуникативных навыков и личного взаимодействия детей друг с другом в паре, в группе, в коллективе.
Для развития у детей с нарушениями речи коммуникативных навыков можно использовать  нетрадиционный метод работы– интервью.

Интервью́ (англ. interview) – это разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.
Конечно, на первом этапе своего проекта мы знакомим детей старшего возраста с профессией репортера, журналиста, играем в игры, создаем газеты.  
Прежде чем научить ребенка брать интервью, сами педагоги выступали в роли репортеров и задавали интересные вопросы детям на различные темы, тем самым учили их давать   развернутые и содержательные ответы.

Уже потом в игре «Дружеское интервью», дети учились брать интервью сами.
В ходе этой игры один ребенок находится в центре круга, а другие дети передают микрофон друг другу, по очереди обращаются к сверстнику по имени и задают ему интересующий вопрос. Например: «Ваня, можно узнать, с кем ты дружишь? А какое у тебя любимое блюдо?» и т. д.
Эта игра способствует не только развитию активного словаря и умению вступать в диалог, но и формирует у дошкольников социально-коммуникативных навыков.

Во время проведения первых игр дошкольники еще не умели пользоваться микрофоном, забывали следующий вопрос или неточно его формулировали. Также в речи наблюдались паузы, односложные ответы. Некоторые воспитанники говорили тихо, неуверенно, очень волновались и даже боялись видеокамеры.

Вместо микрофона мы использовали игрушки – заместители.

Также, использовали карты-схемы, которые помогали в составлении связного рассказа во время занятий.

С помощью карт-схем ребенок –репортер последовательно задает вопросы.

Мы изготовили атрибуты: детские компьютеры, детские кинокамеры, детские фотоаппараты, блокноты, карандаши, нагрудные знаки, кепки с символикой, косынки-галстуки, микрофоны.

После проведения праздников или значимых мероприятий, или просто после занятий также используем метод интервью.

В рамках нашего проекта были организованы встречи с людьми разных профессий. К этому времени воспитанники научились грамотно задавать вопросы и отвечать на них в соответствии с нормами речевой культуры.  

Успех реализации опыта имеет прямую зависимость от заинтересованности родителей. Мы заинтересовали и привлекли родителей к активному участию в реализации проекта
" Мы - журналисты". Также привлекали родителей к изготовлению атрибутов для центра журналистики.

И как результат: Теперь ни один утренник не обходится без использования микрофона.

Дети с удовольствием, без стеснения читают стихи, исполняют песни и даже выступают в роли ведущего на утренниках.

Также дети свободно могут взять интервью у наших сотрудников и детей других групп. Например, задать вопросы заведующей детским садом, взять интервью у медсестры, у повара на кухне.

Нашим юным журналистам было предложено взять интервью у родителей ко Дню города.

Репортер Настя встречала родителей и задавала вопросы.

1) За что Вы любите свой город?

2) Что хотите пожелать нашему городу….
 Самый интересный момент в интервью с ребенком – формирование детской мысли, очаровательный в своей непосредственности. Такая возможность предоставляется только в детском саду! Методом интервью мы развиваем не только речь ребёнка, но и предоставляем возможность родителям сохранить частичку детства.
Результативность.
В интервью ребенок учится:

•        Планировать свою речь;

•        Понимать различные ситуации общения;

•        Практически усваивать вопросно-ответную форму, что помогает соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания;
•        Обогащать словарный запас;

•        Овладевать связным описательным и последовательным рассказом об увиденном, умением пользоваться различными типами предложений.

Метод интервью позволяет детям в эмоционально-психологическом плане:

•        Развивать личностные качества;

•        Учить преодолевать скованность;

•        Быть активным и самостоятельным собеседником;

•        Развивать уверенность в себе и своих высказываниях, умение строить диалог и устанавливать эмоциональный контакт, а также культуру общения и речи;
Использование интервьюирования в образовательном процессе позволяет решать многие  педагогические  задачи,  касающиеся формирования коммуникативных умений, а также способствующие получению более продуктивного результата в творческом рассказывании.  Интервью увеличивает уверенность ребенка в себе и в своих способностях, помогает его развитию как личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника»

Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. Взрослые вдру...

Интервьюирование, как один из приемов развития коммуникативных навыков дошкольника.

В данной статье описаны приемы развития коммуникативных навыков дошкольника. Здесь рассматривается коммуникативный компонент общения и его составляющие. В работе воспитателя основным вопросом становит...

"Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника"

Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. Как же помочь ребен...

Статья «Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника»

Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. Взрослые вдруг заме...

Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника

Данный материал может быть полезен воспитателям детских садов....

«Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника»

Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. Взрослые вдруг заме...

Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника

Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками....