Сюжетно-ролевая игра как один из способов развития коммуникативных навыков.
консультация (старшая группа)
Основным видом деятельности дошкольного детства является игра, где он проводит большую часть своего времени. Для детей старшего дошкольного возраста она имеет высокое развивающее значение, так как в процессе обучения наибольший интерес к даваемой информации проходит именно в игровой форме. Игры способствуют мышлению, дают ребенку возможность проверить и развивать свои способности, а в коллективных играх еще и развивать навыки общения и поведения в обществе. Помимо того участие в играх со сверстниками развиваются способности к размышлению, планированию, оценки успеха содеянного, выбору альтернативы и многие другие качества способствующие успешной социализации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевая игра как один из способов развития коммуникативных навыков.
Основным видом деятельности дошкольного детства является игра, где он проводит большую часть своего времени. Для детей старшего дошкольного возраста она имеет высокое развивающее значение, так как в процессе обучения наибольший интерес к даваемой информации проходит именно в игровой форме. Игры способствуют мышлению, дают ребенку возможность проверить и развивать свои способности, а в коллективных играх еще и развивать навыки общения и поведения в обществе. Помимо того участие в играх со сверстниками развиваются способности к размышлению, планированию, оценки успеха содеянного, выбору альтернативы и многие другие качества способствующие успешной социализации.
Понятие сущности и значение игры привлекал и до сих пор продолжает волновать многих исследователей. Разные подходы к форме природы сущности детской игре отражены в работах: как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.), как форма деятельности, в том числе усвоение деятельности взрослых (Эльконин Д. Б.), как формы общения (Лисина М.И.). Но для объяснения сущности, каждый из этих подходов ставящий акцент на определенной стороне игры, является недостаточным для ее определения. Л.С. Выготский отмечал в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд, образуют два основных русла, по которым протекает деятельность дошкольников. Он видел в игре неиссякаемый источник развития личности сферу определяющую «зону ближайшего развития»
Такая деятельность как игра, помогает разностороннему развитию ребенка, подготавливая его к школьному обучению и нахождению себя в обществе. Игровая деятельность создает положительное эмоциональное влияние на ребенка, что способствует активному развитию всех психических процессов и тем самым способствует его гармоничному развитию.
Видов игр большое множество, определенная игра по-своему оказывает свое влияние на развитие ребенка. В дошкольный период выделяют три основных ее класса:
- игры, возникающие по инициативе ребенка - самодеятельные игры;
- игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего из с образовательной и воспитательной целью;
- игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.
В свою очередь каждый такой класс подразделяется еще на виды и подвиды и разделяется игры по содержанию, форме, место проведения, составу и количеству участников.
Определяющей стороной игры является ее содержание и определяется единством всех элементов входящих в нее: свойство, внутренний процесс, основная идея ее социального значения. Составляющие предмет, интригу и основную проблему игры определяют ее направленность. Игры с готовыми правилами по содержанию подразделяются на спортивные, мобильные, дидактические(интеллектуальные), строительно-технические, ритуально-церемониальные, музыкальные, медицинские, коррекционные(психологические игры-упражнения), комические(развлечения) и др. Содержание «Свободных» игр различают по той сфере жизни которую они отражают: бытовые игры, игры в профессию, военные, театральные, художественные и т д.
Так же игры разделяют по структуре и количеству участников: одиночные, индивидуальные, парные, групповые, командные и массовые. Игры по возрасту: младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Самодеятельные игры включают в себя: сюжетно-образовательную, сюжетно-ролевую, театрализованную и режиссерскую. Этот вид игры способствует развитию творчества ребенка, интеллектуальной инициативы, навыкам общения и организационного взаимодействия со сверстниками, умению договариваться и совместному планированию дальнейших действий. Именно самодеятельная игра является ведущей деятельность в дошкольном возрасте.
Игра для ребенка приобретает основную форму существования в детском саду. Необходимо мотивировать ребенка дошкольного учреждения на предмет ролевой игры, заинтересовать ее привлекательностью, сделать ее интересной. Чтобы сам процесс принес ребенку удовольствие и радость в манипуляции с объектами и действиями. Только в этом случае игра покажет положительный результат на развитие коммуникативных навыков. Дети с удовольствием включаются в игры проектирующие жизнь действия взрослых в обычной жизни. Такие роли как «врача», «почтальона», «продавца» научат терпению, умению согласовывать в выборе атрибутов, научат распознавать ошибки. В хорошо проигранной жизненной ситуации, нормы общения и поведения будут реализовываться в самостоятельной деятельности ребенка.
В образовательном учреждении для проведения сюжетно-ролевых игр могут использоваться следующие методические приемы: показ игровых действий только с педагогом или с участием детей; показ новых игрушек; участие педагога в ведущей или второстепенной роли; рефлексия действий ребенка (проектирование игровых действий); сюжет иллюстрации (рисунки, схемы, элементы мультипликационных фильмов и сказок); чтения художественной литературы с ее последующим обыгрыванием; предварительное обсуждение игры и построение сюжетного плана.
Ролевая игра положительно влияет на развитие коммуникативной активности детей в ДОУ. Дошкольник осознает причины различных действий людей, как по отношению к нему лично, так и по отношению к взрослым и его сверстникам. Сюжетно-ролевая игра стимулирует развитие у дошкольника познавательной сферы. Он легко входит образ и исполняет действия персонажа игры. Проигрывая сюжеты из жизни, ребенок открывает для себя новые возможности, мотивы, поступки, учиться их оценивать. В такой игре очень хороше формируются навыки и умение общению со сверстниками, так в ее процессе необходимо уметь договариваться, умение подчинять и подчиняться, умение прислушаться к интересам других людей. Она способствует развитию поведения ребенка в положительную сторону, так как он учиться управлять своим поведением, подчиняя его правилам сюжетно ролевой игры. В процессе игры проявляется доброжелательное отношение к партнерам игры, умение отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. Но не всегда дети дошкольного возраста находят способы правильного реагирования в ситуации игры и могут возникнуть конфликтные ситуации, продолжительность и глубина таких конфликтов во многом проектирует их модель поведения в семье.
В дошкольном образовательном учреждении сюжетно-ролевая игра направлена на:
- формирование самостоятельности, самоконтроля и регулирования собственных действий;
- усвоение правил, норм и ценностей в обществе;
- формирование готовности совместной деятельности со сверстниками, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование уважительного отношения к сверстникам и взрослому, чувства принадлежности к семье, группе детского сада;
- формирование взаимодействия с взрослыми и сверстниками, развитие коммуникативной компетенции;
Игровая деятельность в ФГОС дошкольного образования выделена как самостоятельная единица в структуре развития личности ребенка.
Для того чтобы понять как сюжетно-ролевая игра влияет на развитие коммуникативных навыков дошкольника, рассмотри ее основные структурные компоненты: сюжет, содержание и роль.
Сюжет, эта та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми. Он представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. Одно из средств реализации сюжета – игровые действия (готовить обед, стоить дом, продавать в магазине и т.д.). Сюжеты игр разнообразны, в основном их делят на бытовые (детский сад, игр в семью), производственные, отражающие профессиональный труд люде ( магазин, пожарные, парикмахерская), общественные (школа, день рождение, путешествие).
Содержание игры зависит от возрастной категории дошкольника. Д.Б. Эльконин отмечает содержание игры как то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности. В зависимости от глубины понимания ребенком о деятельности взрослых меняется и содержание игры.
Отличия содержания игр разной возрастной категории дошкольника связаны с особенностями развития воображения, мышления, речи и приобретенного опыта.
К примеру ребенок в 3-4 года (младший школьный возраст) может осуществлять условные действия с игрушками и предметами-заместителями, выстраивает их в смысловые цепочки, вступает в кратковременный контакт со сверстниками.
В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) может принимать и последовательно изменять игровые роли, реализуя их через действия с предметами и ролевую речь, вступает в ролевые взаимоотношения с партнером сверстником.
В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) может развертывать в игре разнообразные последовательные события, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслу 2-3 партнеров. Способен реализовывать сюжетные события через ролевые взаимоотношения и предметные действия.
Таким образом, с возрастными изменениями дошкольника происходит усложнение содержания игры: усиление целенаправленности изображаемого, постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщения изображаемого в игре (использование условны и символический действий, словесных замещений).
На разнообразие сюжета игры влияет знание детей тех сторон действительности, которые изображаются в игре, и соприкосновение с их интересами, личного опыта и чувства ребенка. От умения дошкольника выделять характерные особенности деятельности и взаимоотношений взрослых зависит развитие содержания игры.
Реализующим звеном и главным компонентом сюжетно-ролевой игры является роль. Для ребенка роль – это его игровая позиция. Он соотносит себя с персонажем игры и действует в соответствии с его поведением. Определенная роль содержит свои правила поведения, взятые из жизни мира взрослых. Подчинения этим правилам ролевого поведения является важным элементом сюжетно-ролевой игры и является образцом поведения. Следовательно, ребенок дает оценку своему поведению и поведению участников игры.
На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам. У младшего дошкольного возраста преобладают бытовые действия: мыть, купать, одевать ит.д. В последовательности возрастных изменений появляется ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я – врач, я - продавец, я – учитель и пр.
К старшему дошкольному возрасту в играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражается отношения между персонажами и устанавливается игровое взаимодействие. Следует иметь ввиду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые по их представлению не соответствуют их полу. В этом возрасте выполняя роль ребенок принимает во внимание не только внешнюю логику, но и последовательность действий (полоса свободна, значит самолет может приземлиться), смысл социальных отношений (полоса свободна, но запросить диспетчера, чтобы избежать аварии).
Возраст 5-7 лет является заключительным этапом в детском саду для перехода в школу. Если у ребенка в этом возрасте недостаточно развиты коммуникативные навыки, то процесс обучения в школе пойдет сложнее. Исходя из этого, необходимо поставить акцент важности на включение сюжетно-ролевых игр в процесс обучения дошкольного детства.
Важным элементом сюжетно-ролевой игры является общение. В сюжетно-ролевой игре дети учатся всему тому, что необходимо для коммуникации: разрешать конфликты, адекватно взаимодействовать с окружающими, используя социальные правила и нормы, выражать свои и понимать эмоции партнера по игре.
Воспитатель детского сада должен косвенно влиять на игровой план, обогащая содержание сюжета, расширяя представление дошкольника об окружающем мире и взаимоотношений между людьми в определенных ситуациях. Самым эффективным методом для управления процессом, является непосредственное участие педагога в игре. С помощью выполняемой ему роли, он может влиять на события, сюжет и содержание игры, тем самым помогая ее участникам, в том числе и застенчивым, раскрепоститься.
Непосредственно проигрывая такой сюжет игры как «Школа», дети познают нормы и правила поведения в среднем образовательном учреждении. Формирует мотивационную готовность к школе, позитивное отношение к обучению, воспитывать дружеское отношение дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профессиональная компетентность педагогов, как один из способов развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста".
Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм, распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выс...
Интервьюирование, как один из приемов развития коммуникативных навыков дошкольника.
В данной статье описаны приемы развития коммуникативных навыков дошкольника. Здесь рассматривается коммуникативный компонент общения и его составляющие. В работе воспитателя основным вопросом становит...

Сюжетно – ролевая игра «Детский сад» как средство развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Этапы организации работы с детьми по сюжетно-ролевой игре "Детский сад"...
Презентация на тему "Коллективное изготовление макетов как эффективный способ развития коммуникативных навыков дошкольников"
Значительное количество детей, несмотря на имеющиеся у них навыки и умения, испытывают трудности в творческом выражении. Основной причиной является: недостаточный уровень познавательных интересов, отс...

Консультация для молодых специалистов «Лепка как один из способов развития пластических навыков у дошкольников»
Консультация для молодых специалистов «Лепка как один из способов развития пластических навыков у дошкольников». ...
Консультация для родителей «Игра, как способ развития коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи»
Основным направлением коррекционно-образовательной деятельности является формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Процесс формиров...

Игра как способ развития коммуникативных навыков у дошкольников
Сюжетно-ролевые игры выступают важным средством коммуникативного развития детей. Они способствуют усвоению норм и правил поведения в социуме, овладению определёнными умениями и социальными навыка...