Консультация для молодых специалистов «Лепка как один из способов развития пластических навыков у дошкольников»
методическая разработка

Тимирбаева Елена Сергеевна
Консультация для молодых специалистов «Лепка как один из способов развития пластических навыков у дошкольников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_dlya_mol_spets_lepka.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 4» г. Аши Челябинской области

Консультация для молодых специалистов

«Лепка как один из способов развития пластических навыков у дошкольников»

Воспитатель Е.С.Тимирбаева

Аша

2021

  Своеобразность лепки состоит в том, что с помощью этого вида деятельности передаётся форма предмета в трёх измерениях.

    Рабочим материалом для лепки может быть как глина так и пластилин или солёное тесто.

   Дети с удовольствием лепят людей, животных, посуду, транспортные средства, овощи, фрукты, игрушки. Предметы, которые они создают, используются в игровой деятельности.

   Во время подготовки к лепке ребёнок получает много знаний о предмете (название, форма, строение, цвет, назначение). Вместе с тем обогащается и развивается его словарь, связная речь, с помощью которой можно описать образ по памяти. Это оказывает содействие развитию его мышления, внимания, воображения и других процессов.

   На занятиях ребёнок получает сведения о способах лепки и сам учится это делать. На основе своего опыта он старается самостоятельно решить учебные задачи, а со временем эта самостоятельность перерастает в творчество.

  В процессе лепки больше, чем в какой-либо деятельности, можно добиться максимальной активности обеих рук, развивать и укреплять пальцы, особенно большие, указательные, средние. Чтобы усвоить технику лепки, ребёнку нужно развить специальные движения относительно их силы, точности, темпа, направленности, плавности, ритмичности. Эти качества помогут дошкольнику в дальнейшем овладеть разными видами учебной, трудовой деятельности.

  Во время ознакомления с предметом ребенок учится понимать его красоту. Он сам начинает передавать в лепке отдельные выразительные его признаки, старается тщательно обработать поверхность изделия, разукрашивает его орнаментом и т.д.

  Лепка помогает воспитать любопытство к изобразительной деятельности. Ребёнок ставит перед собой определённую цель и доводит начатое дело до конца, а это оказывает содействие развитию организованности, целеустремлённости и настойчивости, дисциплинирует его.

   Взрослым нужно помнить, что они должны учить ребёнка лепить, а не делать из него скульптора, и лепка не самоцель, а лишь средство всестороннего развития и воспитания.

   Используются два типа занятий по лепке: на тему, предложенную педагогом (изучение нового материала, повторение пройденного), и на тему, выбранную ребёнком (по его замыслу).

  Центральное место в первом случае отводится усвоению нового программного материала. В присутствии детей взрослый лепит образец, рассказывает о приёмах работы и её последовательность. Каждое действие педагог подчёркивает словами, движениями рук и пальцев. На занятиях по лепке, где дети закрепляют ранее приобретённые знания, взрослый использует частичный показ лишь той части предмета, которую дети не знают или плохо усвоили, ставит задачу построить композицию, запомнить предметы и вылепить их по памяти.

  На занятиях второго типа - по замыслу - дети самостоятельно, основываясь на своих знаниях и умениях, выбирают тему, продумывают композицию, определяют последовательность работы, ищут приёмы выполнения. Цель этих занятий - развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей детей. Проведение их даёт возможность проявить интересы детей, степень развития их творческих замыслов, овладение изобразительными умениями и навыками.

    В работе с детьми дошкольного возраста значительное место отводится лепке с натуры. Критерием оценки таких работ является сходство натуры. Ребёнок изучает предмет, выявляет основную форму, строение, пропорции, соотношение частей, характерные особенности, приёмы лепки предмета. Если возникает необходимость, педагог показывает отдельным детям приёмы лепки на отдельном кусочке глины.

  Довольно популярна и сюжетная лепка. Дети старшего дошкольного возраста делают многофигурные композиции, стремятся изображать людей, животных в разных позах. Это большей частью несложные бытовые сценки, эпизоды сказок и др.

    В работе с детьми разного возраста можно использовать такие способы лепки: конструктивный, пластический и комбинированный. 

   Конструктивный – простейший из них. Предмет лепится с отдельных частей. Например, птичка: сначала лепится туловище, головка, подставка, а дальше соединяются все части и придают фигурке характерных признаков. Конструктивным способом лепки дети пользуются в младшей группе детского садика. Этот способ применяется в дальнейшем во всех возрастных группах, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.

    Пластический способ более сложный. Эта лепка из целого куска глины, из которого вытягиваются все мелкие детали, части изделия и др. Начинают дети лепить этим способом со средней группы (овощи, фрукты, игрушки). Например, во время лепки мышки из общего кусочка глины ребёнок создаёт нужную форму, вытягивает мордочку, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаёт ей характерные признаки. Пластическим способом дети лепят на протяжении всего дошкольного возраста.

    Комбинированный способ объединяет в себе и лепку из целого куска глины и из отдельных деталей или частей. Например, из куска глины лепим часть курочки: туловище, голову, а мелкие детали и подставку готовим отдельно, потом соединяем их.

    Кроме того, во время изготовления птиц, животных, людей пользуются приёмы рельефной лепки: небольшие кусочки глины или пластилина накладываются на основную форму, а потом стекой или пальцами примазываются. После чего изделию придают нужной формы.

   Рабочим материалом для лепки может быть как глина так и пластилин или солёное тесто.

   Глина более эластичная, послушная и податливая, имеет нейтральный цвет. Добыть её можно на берегу реки или озера, при дороге. Но не всякая глина пригодная для лепки, её надо проверять на пластичность. Для этого кусочек глины раскатывают, делают из него колбаску, сгибают в кольцо. Если его поверхность осталась гладкой и не потрескалась, то глина пригодная для лепки.

   Пластилин не такой пластический, но он даёт возможность создавать цветные композиции из отдельных предметов, игрушек и др. Он хуже подвергается обработке, нуждается в разогревании, хуже смывается водой и оставляет жирные пятна. В том случае, когда глину приобрести невозможно, используют пластилин. Для того чтобы изделие из него долго сохраняло свою форму, не брался к рукам, был твёрдым, его обсыпают мукой. После того, как мука впитает в себя жир из пластилина, изделие можно раскрасить и покрыть лаком.

  В последнее время лепка из солёного теста набирает все большую популярность. Приёмы лепки из теста те же, что и при лепке из пластилина.

   Какими умениями и навыками по лепке должен овладеть ребёнок на каждом возрастном этапе. Так, детей третьего года жизни педагог учит:

  • отрывать кусочки глины и круговыми движениями обеих рук образовывать несложные предметы из глины (конфетки, шарики, орешки), разрывать глину на части, мять, раскатывать и расплющивать её ладонями;
  • делить глину на части и прямыми движениями рук, образовывать несложные предметы (столбики, сосиски, конфетки);
  • раскатывать глину прямыми движениями рук и создавать столбики, края которых соединяют (бублики);
  • раскатывать глину круговыми движениями рук и сплющивать между ладонями, образовывая дископодобные формы (пирожки, коржики, котлеты и др.);
  • делить глину на 2-3 части, раскатывать её прямыми и круговыми движениями и лепить несложные предметы (гриб, птичка, зайчик, неваляшка).

   Для ребёнка четвёртого года жизни, который уже имеет определённый опыт работы с глиной, эту работу нужно несколько усложнить, одновременно закрепляя навыки, которые он приобрёл в предыдущей группе:

  • делить глину на части и раскатывать её между ладонями прямыми движениями рук, образовывая несложные предметы (столбики, колбаски, рогалики, конфетки);
  • раскатывать глину круговыми движениями рук и образовывать разные предметы (орешки, конфетки, мячики);
  • расплющивать глину, образовывая диск, и на основе этой формы лепить несложные предметы (пирожки, вареники, котлеты), сгибать и защипывать форму пальцами рук;
  • делить глину на 2-3 части и лепить предметы, в основе которых лежит шар (башенка, матрёшка-неваляшка, птичка), диск и цилиндр (гриб);
  • соединять части прикладыванием и прижиманием.

   С детьми пятого года жизни повторяют и закрепляют приобретённые прежде знания и умения, а кроме того, им дают новые знания и умения, а именно:

  • делить глину на части и образовывать несложные предметы, в основе которых лежит шар (орех, яблочко);
  • создавать предметы, в основе которых лежит цилиндр (огурец);
  • раскатывать глину прямыми движениями рук и создавать овальную форму и на основе этой формы лепить такие предметы: слива, лимон, груша;
  • заострять и закруглять предметы;
  • раскатывать глину круговыми движениями рук, расплющивать, загибать, защипывать края, вдавливать глину пальцами и создавать такие предметы: мисочка, чашечка, рыбка, грибок, корзина, пирожки, вареники;
  • делить глину на части и соединять их в целое прикладыванием и нажатием, примазываннем (кукла-неваляшка, снеговик, птичка, зайчик).

    С детьми шестого года жизни, как и в предыдущих возрастных группах, сначала повторяют и закрепляют навыки и умения, а потом вводят новые задачи:

  • делить глину на 3-4 части и создавать несложные предметы, в основе которых лежит шар, цилиндр, конус (лепка овощей, фруктов, ёжика, мышки, котика, лисички);
  • лепить части в основе которых лежит диск (тарелочка, чашечка);
  • лепить предметы комбинированным и пластическим способами, приёмам крепкого соединения деталей, сглаживание поверхности пальцами, стекой и увлажнённой тряпкой (собака, зайчик, белочка, самолёт, черепаха, курочка, петушок, птичка - свистулька, лисичка и др.).

  Взрослый обращает внимание на то, чтобы ребёнок передавал характерные признаки предметов, их форму, придерживался пропорций и использовал усвоенные навыки и умения: скатывание, сплющивание, вдавливание, вытягивание, загибание, примазывание и т.п.

 

 

Литература:

1. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 112с.

2.Сакулина Н.П. Рисование и лепка в детском саду. - М., 1950.

3. Святелик З.И. Учим детей лепить: Альбом. - Киев, 1989. - 26с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профессиональная компетентность педагогов, как один из способов развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста".

Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм, распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выс...

Консультация для молодых специалистов "Роль проектной деятельности в речевом развитии детей"

Подходы к организации работы по познавательно-речевому развитию дошкольников, которые обогащают содержание деятельности по развитию речи детей, позволяют развивать личностные субъективные качества реб...

Фонопедический метод развития голоса как один из способов развития вокального музицирования старших дошкольников

В данной разработке рассматриваются вопросы использования, внедрения фонопедических упражнений в музыкальные занятия ДОУ. Данные упражнения являются здоровьесберегающей технологией, а потому их исполь...

Консультация для молодых специалистов ДОУ «Проектная деятельность в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста»

Консультация познакомит молодых специалистов дошкольного образования со значением, преемуществом использования проектной технологии в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста. На пр...

Консультация для молодых специалистов «Роль дидактической игры в речевом развитии дошкольников»

Консультация для воспитателей «Роль дидактической игры в речевом развитии дошкольников»...