Конспект открытого логопедического занятия на тему «Дикие животные наших лесов. Как звери зимуют» для детей с ФФНР (подготовительная группа)
план-конспект занятия (логопедия, подготовительная группа) по теме

Нечеснюк Нина Витальевна

В конспект включены: программное содержание, оборудование и ход занятия. Занятие проводится с использованием здоровьесберегающих технологий. В альбоме "Логопедическое занятие "Как звери зимуют" содержатся фотографии, отражающие ход занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_14_razryad.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие на тему

«Дикие животные наших лесов. Как звери зимуют»

для детей с ФФНР

(подготовительная группа)

Программное содержание:

  1. расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий диких животных наших лесов.
  2. развитие мышления детей на материале описательных загадок
  3. автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков в спонтанной речи детей
  4. развитие связной речи детей.
  5. закрепление умения составлять предложения с заданными словами по предложенной схеме.
  6. совершенствование навыков звуко-слогового анализа слов. Составление схемы слов из фишек.
  7. закрепление умения делить слова на слоги.
  8. закрепление умения из выделенных первых звуков составлять новое слово.
  9. развитие навыков чтения путем составления слов из слогов.
  10. развитие общей и мелкой моторики пальцев рук
  11. развитие памяти, мышления, зрительного и слухового восприятия
  12. воспитание умения взаимодействовать друг с другом
  13. воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к диким животным наших лесов

Оборудование и материалы: 

  1. предметные и силуэтные (для штриховки) картинки с изображением лесных зверей
  2. картинки лесных зверей, подвешенные под потолком
  3. магнитная доска
  4. фишки для составления схемы слова
  5. пазлы «составь слово»
  6. картинки для дидактических  игр "Где чей дом?", "Чьи это следы?"
  7. картинки для игры "Составь новое слово"
  8. ребусы
  9. простые карандаши и шариковые ручки на каждого ребенка

Лексический материал: медведь, лиса, заяц, еж, белка, волк, лось, кабан, барсук, берлога, логово, нора, дупло, дикие животные, лесные звери и т.д.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться.

Упражнение «Думающая шапочка»

(способствует развитию внимания, памяти, мышления, речи).

Логопед. Чтобы на занятии слышать все внимательно, надо делать массаж ушей старательно.


Улыбнулись.

Взяли наши ушки, 

Тянем до макушки,                (Тянуть указательным и большим

Тянем их старательно,        пальцем верхние края ушей вверх)

Слушаем внимательно.

Тянем, тянем наши ушки,

Но уже не до макушки,         (Тянуть боковые края ушей в стороны)

Тянем ушки в стороны,

Чтобы все запомнить здорово.

Тянем наши ушки снова,         (Мочки ушей – вниз)

Четко произносим каждое слово.

Дыхательная гимнастика. Наращивание слов в предложении.

Логопед. Какое сейчас время года? Верно, зима! (Дети за логопедом повторяют глубокий вдох через нос и на  выдохе произносят следующие фразы)

        Падает снег.

        Тихо падает снег.

        Тихо падает белый снег.

        Тихо падает белый, пушистый снег.

        Тихо падает белый, пушистый снег за окном.

Речевая гимнастика.

(Дети за логопедом произносят чистоговорки)

Су-су-су – мы увидели лису

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Ла-ла-ла – в лесу белка жила.

Ся-ся-ся – в чаще видели лося.

Олк-олк-олк – в логове зимует волк.

Сы-сы-сы – скачет зайка от лисы.

Ведь-ведь-ведь – спит зимой медведь.

Гимнастика для глаз "Найди названного зверя". 

(По заданию логопеда дети находят глазами, не поворачивая головы, подвешенную под потолком картинку с изображением лесного зверя)

Логопед. Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.

2. Обобщение материала по теме "Дикие животные наших лесов". Развитие фонематического восприятия.

Логопед. Дети, вы наверное догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии.

(Ответы детей.)

Правильно, о диких животных наших лесов.

Назовите известных вам диких животных наших лесов (дети называют лесных зверей, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения – медведь, лиса, волк, барсук, лось, заяц, еж, белка).

Логопед. Какие это животные? (Лесные, дикие) Где живут эти животные? (В лесу) Правильно. Все эти животные – лесные жители.

А теперь давайте определим количество слогов в словах – названиях этих животных. (дети выполняют задание логопеда, отделяя слоги в словах хлопками)

Слова: барсук, волк, лисенок, кабан, еж, медведица, белка.

Сейчас предлагаю вам  отгадать загадки о лесных жителях (дети отгадывают загадки, при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске)

Летом бродит без дороги,

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

                        (Медведь)

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

                        (Еж)

Кто зимой холодной

Бродит серый, злой, голодный?

                        (Волк)

Зимой – беленький.

Летом – серенький.

Никого не обижает,

А сам всех боится

                        (Заяц)

Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко.

                        (Лось)

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом.

                        (Белка)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса!

А зовут ее …

                        (Лиса)

Логопед. А теперь еще отгадайте загадки. Предлагаю сыграть вам в игру «Составь слово»

(дети выделяют первые звуки из слов, изображения которых представлены на картинках на магнитной доске и составляют из них новое слово)

Проводится звуко-слоговой анализ полученных слов (лиса, волк, кабан, лоси) и составляются их схемы с помощью разноцветных фишек (один ребенок выполняет задание на доске, другие – на своих рабочих местах)

3. Физминутка.

Логопед. А теперь мы отдохнем – в зимний лес гулять пойдем. (дети становятся в круг)

а) Массаж биологически активных зон.

Да-да-да

Наступили холода                (потереть ладонями друг о друга)

Да-да-да                        (провести большими пальцами рук

Превратилась в лед вода         по шее сверху вниз)

Ду-ду-ду

Я по снегу иду                (растереть ладонями уши)

Ды-ды-ды                        (растереть лоб движениями в стороны

На снегу есть следы                от середины лба)

б) «Зимний лес» (дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом)

В зимний лес мы все пришли

И следы зверей нашли

Вот зайчишка в шубке белой

По полянке проскакал

И за кустик забежал

Ну а вот лиса-плутовка,

Не найдя пока еды

Тихо-тихо по снежочку

Ходит у норы

По сугробам серый волк

Пробежал и был таков

Из дупла, как из окошка

Выглянула белочка

Распушила серый хвост

Белочка-умелочка

Логопед раздает каждому ребенку по одной картинке из пары «след»-«жилище животного» из дидактических игр «Где чей дом? Чьи это следы?»

А теперь - не зевай

Где чей след?

И где чей дом?

Быстро угадай!

Дети должны найти парную картинку к своей у другого ребенка и образовать с ним пару (взять его за руку)

Пары картинок: лисьи следы - нора; волчьи следы - логово; медвежьи следы - берлога; беличьи следы – дупло; заячьи следы – заросли.

Логопед. Молодцы. Садитесь на свои места.

4. Развитие речи.

Логопед. Где чей след и где чей дом вы угадали. А сможете ли вы составить названия лесных животных из предложенных слогов? (Дети составляют названия животных из слогов-пазлов, лежащих у них на подносах. Затем каждый читает вслух свое слово)

А сейчас я предлагаю вам придумать предложения о своем животном в соответствии со схемой на доске. (Логопед выкладывает на доске схемы предложений)

|_____  _____  _  _____.

|_____  _____  _____  _  _____.

Логопед. А сейчас, ребята, давайте вспомним и прочтем стихи, в которых говорится о том, как лесные звери зимуют. (Дети читают стихи).

Спать зимой ложатся

Ежик и барсук.

В дереве трухлявом

Спит усатый жук.

Спит медведь в берлоге,

Спит в норе сурок.

Ну а зайка белый

Спать зимой не лег.

Не зарылся в листья,

Не залез в нору –

Бегает по лесу

Да грызет кору.

                К.Робик.

- Мишка, мишка,

Что с тобой?

Почему ты спишь зимой?

- Потому что снег и лед

Не малина и не мед!

                В.Орлов.

Спит зимой в берлоге бурый мишка,

        под кустом дрожит зайчишка,

Лисичка рыжая – в норе,

        ежик спит в сухой траве.

Волчица в логове сидит,

        а белка из дупла глядит.

- Где ты, белочка, живешь,

Что ты, белочка, грызешь?

- На сосне в дупле пустом

У меня уютный дом.

- А мороз трескучий, злой

Не страшит тебя зимой?

- Нет! Мороз трескучий, злой

Не страшит меня зимой.

Греет сильно серый мех,

Эта шубка лучше всех!

Логопед. Молодцы! Стихи о лесных жителях вы знаете.

А сейчас посмотрите на силуэтные изображения лесных зверей на листочках, лежащих у вас на столах. Я предлагаю вам заштриховать синей ручкой силуэты тех зверей, которые впадают в зимнюю спячку, а простым карандашом тех, кто не спит зимой. Но чтобы ваши пальцы лучше вас слушались, давайте погреем их.


Пальчиковая гимнастика "Сидит белка на тележке"

Сидит белка на тележке.        (Сжимание и разжимание пальцев обеих рук)

Продает она орешки:                (Делают кружок указательным и большим пальцами)

Заиньке усатому,                (Пальчиковое упражнение "Заяц")

Мишке толстопятому,                (Стучат ребром ладони по столу)

Серому волчонку,                (Пальчиковое упражнение "Волк")

Колючему ежонку.                (Пальчиковое упражнение "Ёж")

5. Закрепление материала

Логопед. Мы сегодня хорошо поработали на занятии. Для закрепления изученного, давайте поиграем в игру "Четвертый лишний".

        Волк, собака, лиса, заяц

        Лиса, кабан, кошка, белка

        Корова, заяц, лось, волк

        Барсук, лошадь, белка, еж

        Лось, кабан, лиса, собака

        Медведь, барсук, лиса, еж.

Логопед. А теперь давайте решим ребусы и попробуем угадать, названия каких животных здесь зашифрованы.

        Слова: волк, лиса, кабан, зайка

Логопед. Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями.

6. Итог занятия.

Логопед в беседе с детьми уточняет, о чем сегодня шла речь на занятии, дается дифференцированная оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме: «Дикие животные наших лесов»

Цель: Коррекционно-образовательная:- учить правильно, употреблять притяжательные прилагательные;Коррекционно-развивающие:- активизировать словарь по теме, развивать связную речь;- развивать мысли...

конспект логопедического занятия на тему: "Дикие животные наших лесов"

Коррекционно-образовательная:- учить правильно, употреблять притяжательные прилагательные;Коррекционно-развивающие:- активизировать словарь по теме, развивать связную речь;- развивать мыслительную дея...

Конспект логопедического занятия по теме "Дикие животные наших лесов"

Данный конспект разработан для проведения занятия по теме "Дикие животные наших лесов" в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Занятие направлено на закре...

Конспект индивидульного логопедического занятия по теме: "Дикие животные наших лесов. Автоматизация звука [л] во фразе"

Индивидуальное занятие с дошкольником старшего возраста (5 лет) по лексической и фонетической темам....

Конспект группового логопедического занятия по теме:"Дикие животные наших лесов

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о диких животных.Задачи: упражнять в образовании сложных прилагательных, притяжательных прилагательных; упражнять в согласовании числительных...