Консультация для педагогов из опыта работы:
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Захарова Лариса Ивановна

Консультация для логопедов, и педагогов ДОУ,-по использовагию сказкотерапии в коррекционной работе со старшими дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya_dlya_logopedov.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное Бюджетное Учреждение

Детский сад №2 «Росинка»

Комбинированного вида

Консультация для педагогов

из опыта работы:

Тема: «Сказка- в развитии связной монологической речи у дошкольников с ОНР»

                                                                Подготовила:

                                                                учитель-логопед:

                                                                Захарова Лариса Ивановна

г.Тында-2013г.

 «Сказка- как средство развития связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи».

«Надо беречь детский огонёк пытливости,

       любознательности, жажды знаний.

     Через игру, через фантазию, через неповторимое

    детское творчество путь к сердцу ребёнка».

В.Сухомлинский.

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной  литературы, примитивная речь с экранов телевизоров, всё –это создаёт предпосылки  и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.

В поисках новых форм и методов работы мы интегрируем в логопедию знания смежных дисциплин и инновационных технологий. Одной из таких форм является – сказкотерапия.

Концепция сказкотерапии разработана российскими учеными:Л.Б. Фесюковой, Л.Д. Коротковой, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и др.) Этот метод дает возможность для эффективной логопедической и психологической коррекционной работы с детьми с ОНР, задержкой психического развития и другими речевыми нарушениями

Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён.

Так, В.Г. Белинский- ценил в сказках их народность, национальный характер. Он полагал что  в сказке  за фантазией и вымыслом стоят реальная жизнь, действительные социальные отношения.

Н.А. Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выражает отношение к жизни, современности.

К.Д. Ушинский –включил сказки в свою педагогическую систему.

Причину успеха сказок у детей он видел в простоте непосредственности народного творчества, которые соответствуют свойствам детской психологии.

Слушая сказки, ребёнок учится звукам родной речи, её мелодике. Ритмичность сказочному языку придают повторы и устойчивые обороты, которые привлекают внимание малыша, вызывают желание их повторять,

Сказка побуждает юного слушателя произносить звукоподражания (мяу, му, ква-ква, ) короткие,  многократно звучащие в тексте фразы (бабка за дедку, дедка за репку);

        Основным моментом сказкотерапии является выполнение сказочной роли. В процессе игры ребенок создает образ действием и словом, что способствует активному развитию его речевой деятельности.
Животные герои сказок имеют не только имена, но и созвучные имени прозвища,  которые невозможно не запомнить: лягушка-квакушка,  мышка -норушка,  лисичка-сестричка, волчок серый - бочок).Чем старше становится ребёнок, тем больше он чувствует красоту и точность исконной русской речи,  проникается её поэзией.

Сказки- важное воспитательное средство.  Жизнь и народная практика воспитания убедительно доказали их педагогическую ценность, дети и сказка - неразделимы.

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР, относится формирование у них связной монологической речи. Значительные трудности  в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (Фонетико -фонематического, лексического, грамматического строя речи), недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи.

Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики.

Сказка как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с детьми  дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.

Знакомство ребёнка с художественной литературой  начинается  с миниатюр народного творчества- потешек, песен, затем он слушает сказку.

Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка- особенность сказок.

Народная сказка в системе воспитания решает следующие задачи:

*Развивать умение связно, последовательно т выразительно пересказывать литературные произведения (сказки, рассказы).

*Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.

*В процессе рассказывания по игрушкам развивать умение составлять  сюжетные рассказы, сказки, соблюдая композицию  и выразительность  изложения. Давать описание и характеристику персонажей сказки.

*Пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

*Формировать умение оценивать объяснения товарищей по содержанию и структуре ( соблюдение логической последовательности при передаче содержания, а также по словесному оформлению).

*Приобщать детей к богатству русского языка.

*Развивать коммуникативные умении ребёнка.

*Развивать творческое воображение, социальную и языковую компетентность, навыки общения.

Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму:

*Слушаем;

*Рассказываем;

*Проживаем;

*Сочиняем сказку;

Перед прочтением сказок проводится пропедевтичекая работа, цель которой организовать внимание детей, подготовить их к восприятию.

Это отгадывание загадок о персонажах произведения,   уточнение отдельных слов, или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок.

Тексты сказок читаются дважды в медленном темпе. При повторном чтении используется приём завершения детьми отдельных предложений.

Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме,

Вопросы направлены на выделение  основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.

В качестве вспомогательного средства  при обучении детей навыкам связной речи, можно назвать использование моделирования, плана высказывания.

Каждая организационная образовательная деятельность сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом.

«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

Сказка служит наилучшим материалом для игры –инсценировки.

Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребёнка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности.

Используются такие основные виды рассказывания как:

Придумывание и завершение сказки,

Составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстративный материал,

Коллективное сочинение сказок.

        Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.

У детей повысился уровень знаний о сказках, умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними, понимание детьми сказки, повысилась речевая активность. Прослеживается связь сказки  с приобретённым опытом, занятия, развито воображение, выявляется выразительность речи, активность в процессе создания сказочных

образов.

Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения,  восприятия и выразительности, совершенствованию, лексико- грамматических средств языка, расширению словарного запаса. Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально -чувственной сферы ребёнка.

Я считаю, если в логопедической работе     использовать сказкотерапию – это может быть важнейшим источником  и резервом успешного речевого и эмоционального развития старших дошкольников.

Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов(из опыта работы) - "Роль театрализованной деятельности в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

В активизации речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста играет огромную роль театрализованные игры.Театрализованные игры  один из самых эффективных способов воздействия на детей, в...

Консультация для педагогов (Из опыта работы) «Использование нетрадиционной техники рисования для детей с ОВЗ»

Здесь я делюсь со своим омытом работы.Коллегам рассказала о  работе кружка.Познакомила их с одним из способов нетрадиционной техники рисования - выдувание из трубочки "кляксография"....

Консультация для педагогов из опыта работы : «Социализация дошкольников средствами игровой деятельности»

      Игра выступает средством социализации дошкольников, она является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов из опыта работы «Инновационные педагогические технологии»

Актуальность  Не для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение зву...

Дистанционные формы работы воспитателя детского сада с родителями (законными представителями) воспитанников Консультация для педагогов (из опыта работы)

Дистанционные формы работы воспитателя детского сада с родителями (законными представителями) воспитанниковКонсультация для педагогов (из опыта работы)...

Консультация для педагогов. Из опыта работы.

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ И РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ...