Консультация для педагогов из опыта работы «Инновационные педагогические технологии»
консультация (старшая группа) на тему

Иванова Валентина Викторовна

Актуальность  Не для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. Поэтому встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_iz_opyta_raboty.docx17.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов из опыта работы «Инновационные педагогические технологии»


Консультация для педагогов из опыта работы «Инновационные педагогические технологии»

Актуальность Не для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. Поэтому встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.

В практике своей работы я использую различные методы и приёмы. Это и

художественное слово, вопросы, беседа, рассказ, толкование (разъяснение понятия, составление плана, повторное чтение с договариванием, дидактические игры и др.

Но всего перечисленного было недостаточно, чтобы решить проблему. Изучив литературу, я пришла к выводу, что помочь мне в решении проблемы развития связной речи может мнемотехника. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Что же такое мнемотехника?

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по – разному: Воробьёва В. К. называет эту методику сенсорно - графическими схемами, Ткаченко Т. А. - предметно – схематическими моделями, Глухов В. П. - блоками-квадратами, Большёва Т. В. - коллажем, Ефименкова Л. Н. - схемой составления рассказа.

Мнемотехника — «искусство запоминания» — это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и, безусловно, развитие речи.

Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи:

1. Способствовать развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления; умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);

2. Развивать связную речь, расширять и обогащать словарный запас детей;

3. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

4. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;

5. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.

6. Развивать мелкую моторику рук;

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала коллажа и мнемотаблицы.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.

Работа по мнемотаблицам состоит из трёх этапов:

1. Составление и рассматривание таблицы, разбор того, что на ней изображено.

2. Преобразование из абстрактных символов в образы (перекодирование информации).

3. Пересказ с опорой на символы (образы).

4. Метод наглядного моделирования

Коллаж - лист картона (ватмана, где изображены, буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они между собой одной целью. Цель коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, умения связно говорить, рассказывать.

Работа по мнемотехнике строится от простого к сложному. Начинаю с простейших мнемоквадратов, которые применяю при обучении детей младшего возраста. Затем последовательно перехожу к мнемодорожкам для среднего возраста, и позже – к мнемотаблицам для старшего возраста. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично – графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Работу веду по подгруппам. Приёмы мнемотехники начинаю использовать на занятиях с детьми младшего возраста. Чтобы выработать у детей определённые навыки и умения, ввожу в обучающий процесс, мнемоквадраты, из которых составляем мнемодорожку для разучивания потешек. Например, «Водичка – водичка…», где на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Использование мнемотаблиц (коллажа, облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а затем и слова.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем, моделей удалось достичь следующих результатов:

- большинство детей стали лучше осознавать структуру, т. Е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец,

- легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить,

- правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый текст без помощи воспитателя,

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Список использованной литературы:

1. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб. ,2005.

2. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С. 102 -115.

3. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание. 1990. №10. С. 16-21.

4. Громова, О. Е., Соломатина, Г. Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.

5. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб.: Детство-Пресс, 2009.

Воспитатель Иванова В.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Инновационные педагогические технологии в детском саду"

Наш педагогический  коллектив  начальная школа-детский сад интенсивно внедряет в работу инновационные технологии.  Основная задача  – выбрать методы и формы организации работы с де...

Выступление из опыта работы "Инновационные образовательные технологии и мастерство педагогов ДОУ"

Материал из опыта работы МБДОУ детского сада "Ромашка" г.Урень Нижегородской области о применении инновационных технологий педагогами в группах детского сада....

Консультация для педагогов ДОУ на тему «Инновационная педагогическая технология в работе с дошкольниками на тему «Лэпбук – развивающая книга»

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятель...

Сообщение из опыта работы: «Музыкально – педагогическая технология «Хор рук» в музыкальном развитии детей».

Технология «Хор рук» является одной их форм арттерапии,артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация. Ее применение в работе направлено на развитие двигательной фантазии детей, спо...

Консультация для педагогов: «Метод проектов как инновационная педагогическая технология в дошкольном образовании»

Консультация для педагогов: «Метод проектов как инновационная педагогическая технология в дошкольном образовании»...