Сообщение из опыта работы: «Музыкально – педагогическая технология «Хор рук» в музыкальном развитии детей».
материал

Саюшева Ирина

Технология «Хор рук» является одной их форм арттерапии,

артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация. Ее применение в работе направлено на развитие двигательной фантазии детей, способствует развитию чувства ритма, развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_ns_portal_4.docx15.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкально – педагогическая технология «Хор рук»

в музыкальном развитии детей».

№ 1 Современные тенденции и стремительные перемены в социуме

приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники несколько лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников.    

№2 Одной из инновационных форм в работе «художественного-эстетического развития» дошкольников является музыкально-педагогическая технология нашего современника Татьяны Боровик - русского музыковеда, педагога, исследователя.

 Использование данной технологии направлено на развитие:

-координационной свободы движения,

-слухового восприятия музыки,

-чувства ритма,

-внимания,

-ансамблевой слаженности,

-способности к двигательной импровизации.

                                             

   № 3 Эта форма работы интересна тем, что подводит детей к пониманию двухголосия в целом, и в частности к пониманию двигательного двухголосия. Здесь все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров».

Предварительно ребята прослушивают музыкальное произведение, высказываются о его характере, музыкальном образе. Затем детям предлагается изобразить музыкальный образ руками, поучаствовать в хоре рук.

«Первую двигательную партию» исполняют руками одна група детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего 1 ведущего - «дирижера», «вторую» - другая группа детей, стоящая позади первой группы, соответственно копируя движения стоящего 2 ведущего - «дирижера».

№ 4 Для того, чтобы детям проще было вникнуть в процесс, я начала работу с «одноголосия», где я выполняла роль дирижера, а ребята были моим хором и повторяли движения за мной. Затем место «дирижера» предлагается занять одному из детей. По мере накопления детьми двигательных навыков ребята с удовольствием берут на себя эту роль.

Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в хоре рук, начнем мы тоже с одноголосия. Я приготовила для вас атрибуты – это бабочки. Мы будем руками изображать полет, танец бабочек. Пока я буду выполнять роль ведущего – дирижера. С музыкой я уже знакома, поэтому предлагаю сразу перейти к показу. № 5 (показ) Спасибо. Я продолжу.

№ 6 После того, как дети с уверенностью справляются в «одноголосием» можно начать работу над «двухголосием». Здесь дошкольники делятся на 2 партии, где поначалу ведущими дирижерами выступают один из детей и один взрослый. А со временем, накопив опыт двигательных навыков и справившись с застенчивостью, дети самостоятельно выступают в роли дирижеров всех партий.

№ 7 Для более глубокого восприятия музыки и развития творческого воображения ребят, можно использовать дополнительные атрибуты, которые закрепляются на запястье детей, либо перчатки, к которым можно прикрепить: снежинки, листья, цветы, бабочек, птиц и т. д. В зависимости от музыкального образа, темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс», «Танец птиц», «Вальс цветов и бабочек» и др.).

Я предлагаю вам поучаствовать в двухголосном хоре, для этого нам понадобятся 2 ведущих дирижера. Бабочки у нас уже есть, мы к ним добавим цветы. Наверно многим уже хочется весны, тепла, ярких красок, давайте сами попробуем создать весеннее яркое настроение. Я предлагаю вам прослушать музыкальный фрагмент (Е. Крылатов «Увертюра из к/ф «Звезда Венера»), представить образ и его движениями рук. № 8 (слушаем, беседуем о музыке), № 9 (показываем хор рук). Спасибо большое, очень красиво получилось.

Также данная форма может использоваться для развития тембрового восприятия. При слушании музыкальных произведений, ребята определяют тембр (или группу) звучащего инструмента и выбирают определенный атрибут, соответствующий звуку тембра. Например, при звучании определенного инструмента дети руками передают музыкальный образ. Постепенно можно усложнить задачу, при звучании инструментов одной группы можно использовать одни атрибуты – например «птицы», «бабочки», при звучании инструментов другой группы, соответственно другие атрибуты – «цветы», «листья», снежинки и т.д. Для успешного выполнения данной задачи дети должны хорошо знать музыкальный фрагмент, так сказать он должен быть у них на слуху, считаю, что такая форма работы может использоваться при закреплении материала. Все зависит от поставленных задач педагога и творческого воображения ребят.

№ 10 Особенностями технологии является то, что она может:

Применяться для самых разнообразных ситуаций: от занятия до

концертного показа; с детьми разного возраста и с взрослыми (на совместных мероприятиях), в зависимости от поставленных задач.

Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку,

в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы. Именно данная форма предлагает каждому их детей попробовать себя в роли лидера.

Пластическое соучастие с музыкой направлено на рецептивное

восприятие музыки, когда музыкальная ткань и проживание образа при помощи пластических произвольных движений имеет своей целью гармонизацию психологических функций организма ребенка. Погружение в программное содержание музыкального произведения, когда ребенок представляет себя листиком дерева, снежинкой, цветком, бабочкой и т.д. несет огромный эстетический комплекс художественного погружения в мир, миросозерцание и понимание себя неотъемлемой и прекрасной частицей мира.

Технология «Хор рук» является одной их форм арттерапии,

артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация. Ее применение в работе направлено на развитие двигательной фантазии детей, способствует развитию чувства ритма, развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия

Форма «двигательного двухголосия», заложенная в основе технологии,

активизирует внимание и способности подражания, а также развивает слуховое восприятие и творческое воображение. Она является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков.

Если некоторые исполняемые жесты комментировать, то данную

технологию можно считать формой развития ассоциативно-образного мышления.

Показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли

ведущего благотворно влияют на личностные качества. Ведущим может быть любой взрослый, а не только музыкальный руководитель. Поэтому эту форму могут использовать педагоги, не имея специального музыкального образования. Данная технология подходит для использования в работе как с группами общеразвивающего вида, так и коррекционными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы. Тема: «Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Сообщение из опыта работы. Тема: «Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста»....

Сообщение из опыта работы на педагогический совет "Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста.

Сообщение из опыта работы " Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возрата"...

Сообщение из опыта работы «Методика и технология педагогической поддержки в воспитании одаренных детей»

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни....

Сообщение из опыта работы на тему: "Технологии развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста"

Ведущей задачей развития речи дошкольников является становление связной речи детей. В связной речи достигается единство содержания мысли и ее выражения.   Основная ф...

Сообщение из опыта работы на педагогическом совете «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей средней группы» от 19.02.2020г.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Поэтому решение задачи  преемственности дошкольного и начального уровней образования относится к числу ...

Сообщение из опыта работы "Использование современных технологий в музыкальной деятельности"

Творческая работа музыкального руководителя невозможна без использования современных педагогических технологий. Автор делится опытом использования ряда инновационных технологий (ИКТ, моделирования муз...