"Подготовка руки ребенка к овладению навыками письма"
презентация к уроку по логопедии по теме

Замахина Юлия Вячеславовна

Письмо - сложный координационный навык, требующий работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела*.

Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму – один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya_po_podgotovke_ruki_k_pismu.rar2.53 МБ

Подписи к слайдам:

Замахина Ю.В.
*
Подготовка к письму – один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению.Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко.
Замахина Ю.В.
*
слабо развиты мелкие мышцы руки;несовершенна координация движений; не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев;зрительные и двигательные анализаторы находятся на разной стадии развития;
Замахина Ю.В.
*
недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий; дети с трудом ориентируются в пространственных характеристиках (правая и левая сторона, верх - низ, ближе - дальше, под - над, около - внутри и т.д).
Замахина Ю.В.
*
Сам процесс письма является чрезвычайно трудным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические, графические и орфографические навыки. Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.
Замахина Ю.В.
*
Наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с семьёй подготовить руку ребенка к письму: развить механизмы, необходимые для его осуществления; создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта и прежде всего «ручной умелости»;обращать внимание на формирование правильной позы при письме.
Замахина Ю.В.
*
Успешность работы по формированию двигательных навыков зависит от ее систематичности и регулярности. Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления.
Замахина Ю.В.
*
развитие «ручной умелости» с первых дней посещения детскогосада (создание поделок с помощью различных инструментов, впроцессе чего развиваются точность произвольных движений руки,глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность); развитие мелкой моторики рук; развитие пространственной ориентации детей, а в старшем дошкольном возрасте на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз, вперёд-назад).развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест (на музыкальных ифизкультурных занятиях);развитие изобразительных и графических умений детей (в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений).
Замахина Ю.В.
*
Пальчиковая гимнастика, театр Занятия с пластилиномЗанятие с конструкторами. Закручивание гаек, шуруповРисование различными материалами - ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом, акварелью и т.д.
Замахина Ю.В.
*
Работа с бумагой. Складывание (оригами). Плетение. АппликацииГрафические упражнения. ШтриховкаРаскрашивание картинок в книжках-раскраскахИгры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешкамиВырезание ножницами.
Замахина Ю.В.
*
ДЛЯ ВСЕХ ВОЗРАСТОВИгра «Чудесный мешочек» – определи на ощупь овощи и фрукты,Игра «Кто спрятался в комочке»,Определение на ощупь , что спрятано в песке.Шнуровки,Нахождение фигурок в сухом бассейне, Строительные наборы,Собирание разрезных картинок,Украшение новогодней елки,Аппликации,Цепочки – из конструктора,Цветная мозаика,Игры с массажной щеткой.
Замахина Ю.В.
*
ДЛЯ ВСЕХ ВОЗРАСТОВ Игры с пальцами:Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит ( проводится правой, а потом левой рукой),Махать в воздухе только пальцами,Кистями рук делать «фонарики»,Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе,Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе — разбежались),Рисовать в воздухе.
Замахина Ю.В.
*
ДЛЯ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА Игра «Собираем урожай» – лепка разноцветных шариков из пластилина. Назвать похожие на шарики по цвету овощи и фрукты,Игра «Птичьи следы на песке» – рисовать на песке пальчиками, рисовать большие и маленькие предметы, имитировать процесс клевания зерен птичками,Игра «Застегни одежду»,Игра «Снегопад в лесу» – на трафарете елки разложить комочки ваты,Игра «Сушка белья» – пристегнуть прищепками к веревке носовые платочки.Игра «Покормим животных» – мелко или полосками рвать зеленую бумагу.Заполнение объема трафарета животного или птицы бумагой, солью, пластилином.Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок — бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул — закрылся, спрятался).
Замахина Ю.В.
*
ДЛЯ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТАСтроить забор, дом, дерево и т.п. – из счетных палочек. Заготовка корма для зимующих птиц – рассортировать фасоль и горох,Выкладывание из геометрических фигур или семян животных,Игры с карандашами, орехами, крупой; сортировка семечек, Игра «Поможем бабушке» развязать, завязать узелки на бельевой веревке,Игры с маленьким мячом,Игры со шнурочком : выкладывание шнурка по нарисованным взрослым линиям или выкладывание контура птицы.Сматывание толстых ниток в клубок,Обведение трафаретов, рисование, раскрашивание,Обсыпание манкой, намазанного клеем трафарета, например, дерева (зимний пейзаж).
Замахина Ю.В.
*
ДЛЯ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТАПлетение коврика из полосок цветной бумаги,Игры с водой и пипеткой – капли по контуру лужи,Кляксография.Складывание красивых узоров из мелких предметов, скрепок.Катание по очереди каждым пальцем камешек, мелких бусинок, шариков,Закручивание шурупов, гаек.
Замахина Ю.В.
*
ДЛЯ СТАРШЕГО ВОЗРАТАВыкладывание букв из различных материалов.Игра «Вижу руками» – определение на ощупь материалов, из которых сделаны предметы.Складывание оригами.Вырезание ножницами по контуру изображения разной степени сложности.Работа иголкой.
Замахина Ю.В.
*
Игровой самомассаж является средством повышения иммунитета, т.к. на ладонях расположены нервные окончания. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг ребенка поступает мощный поток импульсов от мышц и суставов, поступает информация (в речеслуховые, эмоциональные и творческие зоны) Массаж способствует приливу крови к нервным окончаниям,что оказывает положительное воздействие на головной мозг. Используются следующие приемы: поглаживание, растирание, вибрация;Упражнения на расслабление пальцев и кистей рук.Задания на удержание позы кисти руки.
Замахина Ю.В.
*
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте;развивается речь и мышление ребенка. Обычно малыш, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка руки ребенка к письму

Консультация для педагогов и родителей по подготовке детей к школе. Речь идет о важности сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет; как распознать неправильный навык, как исправить; как ...

Подготовка руки ребенка к письму как один из путей педагогической готовности ребенка к школьному обучению

        Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышени...

" Подготовка детей к овладению навыком письма, как один из факторов обеспечения успешности в школе".

Данная консультация направлена на ознакомление родителей  с понятием мелкая моторика. В ней описана зависимость  интеллекта от уровня развития мелкой моторики. Конусльтация направлена на фор...

Система развития графомоторных навыков у дошкольников с ОНР для успешного овладения навыками письма.

Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Небрежный‖ почерк в школьных тетрадях, ошибки, замены в написании...

Самообразование воспитателя по теме: "Графические упражнения как средство подготовки руки ребенка 6 лет к письму"

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного...

Консультация для родителей на тему: « Психолого-педагогическая характеристика леворукого ребёнка. Подготовка леворукого ребенка к овладению графическим навыком».

Леворукие дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие: -зрительно - моторной координации; -точности пространственного восприятия; -зрительной памяти; -наглядно - образного мышлен...

Развитие мелкой моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму

В статье приводятся примеры упражнений на развитие мелкой моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму....