" Подготовка детей к овладению навыком письма, как один из факторов обеспечения успешности в школе".
консультация (старшая группа) по теме

Прилепская Елена Александровна

Данная консультация направлена на ознакомление родителей  с понятием мелкая моторика. В ней описана зависимость  интеллекта от уровня развития мелкой моторики. Конусльтация направлена на формирование стремления родителей к работе с  ребенком по овладению навыком письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ 962

Дошкольное отделение №4

Консультация для родителей

" Подготовка детей к овладению навыком письма, как об один из факторов обеспечения успешности в  школе".

Подготовила:

воспитатель

Прилепская Е. А.

Москва, 2015


Цель: дать представление о важности подготовки детей к овладению навыком письма, как об одном из факторов обеспечения успешности в  школе.

Задачи:

1) познакомить родителей   с понятием мелкая моторика;

2) формировать знания о взаимосвязи интеллекта и уровня развития мелкой моторики;

3) формировать стремление родителей к работе с ребенком по овладению навыком письма.

План:

  1. Развитие точных движений, как фактор готовности к школе.
  2. Важность работы по развитию мелкой моторики,
  3. Приемы, направленные на развитие мелкой моторики.


Уважаемые родители!

Чтобы ребенок избежал проблем в освоении письма в школе, уделите внимание этой проблеме уже в дошкольном возрасте.

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребёнок пойдет в школу – это развитие точных движений (тонкой моторики).
В.А. Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.

Одним из основных условий и в то же время показателем физического и нервно-психического состояния ребенка является разностороннее развитие его движений (в данном случае имеются в виду движения рук ребенка): чем они многообразнее, тем совершеннее функции нервной системы.
Систематические упражнения по развитию мелкой моторики помогают также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений. Кинестетический контроль за движением руки во время выполнения практических действий (штриховка, обводка,рисование) - эффективное средство компенсации и коррекции зрительной недостаточности и формирования двигательных навыков. А повторение одного и того же движения способствует автоматизации двигательных навыков, являющихся основой подготовки руки ребенка к обучению письму, развивает компенсаторные возможности мышечного чувства, учит детей рациональному использованию зрительного восприятия.
Тем не менее, надо заметить, что слабое развитие моторики остается основной проблемой детей, поступающих в первый класс.
Плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, например: обвести фигуру, нарисовать по образцу и т.д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
Почему же у дошколят слабо развита мелкая моторика? Причин тому несколько: одна из них заключается в неэффективном подборе игр и упражнений-заданий для развития мелкой моторики, которые ориентируются на работу основных пальцев руки (большого, указательного, среднего), т.к. безымянный палец и мизинец находятся вне активной зоны и в повседневной деятельности практически не участвуют. Однако, оставляя безымянный палец и мизинец вне поля внимания, т.е. не используя их в упражнениях, мы снижаем эффект развития тонкой моторики. Для получения максимального эффекта важно ориентироваться на те упражнения, задания, игры, которые способствуют развитию всех пальцев руки. Подбирая задания на развитие мелкой моторики, важно помнить и о специфике самих движений. Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. При частом использовании движений сжатия без растяжения (и уж тем более расслабления) возникает так называемый «перекос», что может вызвать повышение тонуса пальцев. Упражнения должны строиться на использовании изолированных движений каждого пальца.
Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами (расстегивание и застегивание пуговиц, завязывание и развязывание ленточек, узелков, шнурков, перекладывание мелких предметов, плетение из ниток различных поделок, аппликации, конструирование, лепка, рисование и штриховка, пальчиковая гимнастика и массаж. Приемы могут быть разными. Важно вовлекать в движения больше пальцев, а сами движения производить энергично. Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка: его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции.

Для успешного развития тонкой моторики важно тренировать обе руки. Как правило, одна рука у большинства людей оказывается ведущей, с ней обычно и проводится основная работа, в то время как неведущая рука оказывается ущербной.
Важно в играх равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками. Однако из этого не следует, что надо переделывать левшу на праворукого или наоборот. Надо лишь неведущую руку сделать более активной.


Рекомендуемая литература:

1) Волина В. В. “ Учимся играя” М., 1994;

2) Волина В. В. “Праздник числа” М., 1994;

3) Парамонова Л. Г. “Правописание шаг за шагом“ С – П., 1998;

 4) Парамонова Л. Г. “ Логопедия для всех “ Минск 1997;

5) Лопухина И. С. “ Логопедия, речь, ритм, движение “ С – П., 1999;

 6) загадки, пословицы, кроссворды для детей.

Используемая литература:

1) “Логопедия” под ред. Л.С. Волковой М., 1989;

2) Парамонова Л. Г. “ Правописание шаг за шагом “ Псков, 1998 ;

3) Садовникова И. Н. “ Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников“ ;

4) Парамонова Л. Г. “ Логопедия для всех“ М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трансдисциплинарный подход к организации в ДОУ подготовки детей к овладению функциональным базисам навыка чтения.

Трансдисциплинарный подходк организации в ДОУ подготовки детей к овладениюфункциональным базисом навыка чтенияСовременные требования к эффективности обучения грамоте становятся все выше из года ...

"Подготовка руки ребенка к овладению навыками письма"

Письмо - сложный координационный навык, требующий работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела.Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем д...

Подготовка детей к овладению графикой письма

презентация создана в помощь воспитателям дошкольного образования, для ознакомления детей с олимпиадой, используя ИКТ.задачи : привлечь внимание детей к  олимпийскому движению на примере Олимпиад...

Система развития графомоторных навыков у дошкольников с ОНР для успешного овладения навыками письма.

Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Небрежный‖ почерк в школьных тетрадях, ошибки, замены в написании...

Проблема влияния невербальных функций на овладение навыком письма у детей с общим недоразвитием речи

В статье приведен обзор исследований разных авторов о становлении навыка письма. Описывается проблема несформированности предпосылок готовности к овладению письмом у дошкольников с общим недоразвитием...

Конструктор ТИКО «Грамматика» как средство подготовки детей к овладению навыком чтения

Конструктор ТИКО «Грамматика» как средство подготовки детей к овладению навыком чтения...