«Подготовка детей к овладению техникой письма»
статья (подготовительная группа)

Прокопчик Оксана Викторовна

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Подготовка детей к овладению техникой письма»

Как вы думаете, какое задание больше всего не хочется делать первоклашке? Правильно, писать в прописях!

Это не значит, что дети ленятся выполнять такую монотонную работу. Просто ребенку действительно трудно писать: сильно устаёт и даже болит рука, устаёт спина, буквы не получаются ровными и красивыми, результат не нравится.

СЛАЙД 2 «История письма ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы» - считал известный русский психолог Л.С. Выготский.

Развитие «ручной умелости – одна из важнейших задач дошкольного воспитания по подготовке детей к школе.

Врачи утверждают, что у ребенка старшего дошкольного возраста очень слабо развиты мелкие мускулы пальцев и кисти руки, которые как раз необходимы для письма.

В беседе с учителями начальных классов мы часто слышим, что наши дети не умеют сидеть за столами во время занятий, неправильно держат тетрадь, и карандаш, быстро устают, так как мышцы их рук не подготовлены к письму, слабо развиты; долго учатся различать страницы тетради и строчки на страницах.

И это мнение, конечно же, справедливо. Слушая неоднократно пожелания учителей начальных классов, мы ставим перед собой следующие задачи:

СЛАЙД 3

1. Развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация),

2. Развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать слово и движение в определенном ритме,

3. Развитие графических умений (это происходит в процессе рисования и графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и других видов заданий),

4. Развитие пространственной ориентации (умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке)

Остановимся на каждой задаче

1. Развивать мелкую моторику (мелкие мышцы рук) мы начали буквально на третьем году жизни: пальчиковые игры планировали и планируем ежедневно в утренний отрезок времени, на занятиях по изобразительной деятельности.

У детей младшего дошкольного возраста мышцы рук развиты еще недостаточно, поэтому традиционные занятия по прописям им не подходят. В этот период очень полезно выполнять упражнения, которые тренируют мелкую моторику и плавно готовят руку к письму: игры с крупами, перекладывание из ёмкости в ёмкость, просеивание, выкладывание дорожек, бросание в отверстие СЛАЙД 4

Особенно нашим детям нравится раскручивание юлы и волчка. Чтобы привести юлу в движение, ребенку необходимо напрягать руку и удерживать ее в определенном положении, а также производить движения вверх и вниз. Это отлично укрепляет кисти рук, а со временем, когда малыш научится запускать юлу тремя пальцами, тренирует правильный захват. Волчок внешне и по принципу действия схож с юлой. Чтобы раскрутить волчок, ребенку нужно совершить вращательное движение кистью, держась за ось тремя пальцами.

Почему мы заостряем внимание на захват тремя пальцами, именно тремя пальцами дети держат карандаш, а в дальнейшем и ручку

Как уже отмечалось, «ручная умелость» начинается довольно рано. Коротко остановимся на таких этапах

Пальчиковая гимнастика. СЛАЙД 5

Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с «пальчиковых игр», чтобы размять пальчики, для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений.  Игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоровительное действие.

Более старшим детям предлагаем:

 - сортировать,

- угадывать с закрытыми глазами,

 - катать между большим и указательным пальцем. Нашим детям очень нравятся такие упражнения как перекатывание пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, вылепить букву в сезонной одежде, силуэты различных предметов из семян, пуговиц, веточек. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!

Вырезывание ножницами. СЛАЙД 6

Предусматривает навык резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Необходимо побуждать детей давать словесную характеристику движениям рук при вырезывании, то есть ребенок проговаривает свои действия

Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов — полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников. Так, например, дети с удовольствием вырезывали из старых журналов полоски, накручивали их на палочки и мастерили различные украшения.

СЛАЙД 7, 8

Пластилинография, нетрадиционная аппликация из нитей, скручивание толстой синтетической нити, шитье иголкой, игра на пианино (или имитация этих движений), мозаика, конструктор, квилинг и работа с фольгой, салфетками стали ежедневными занятиями с нашими детьми 6 лет.

СЛАЙД 8. 9

2. Казалось бы, что общего между задачей развитие у детей чувства ритма и письмом?

Развивая у детей чувство ритма, мы учим детей мысленно или вслух сочетать слова и движения при письме. Например, каждое занятие по математике, работая в тетрадях, мы начинаем с работы по инструкции.

- Мы отправляемся в полет. Я буду диспетчером, а вы летчиками. Я, диспетчер, командую полетом, а вы внимательно и аккуратно выполняете мои команды. Если линии полетов будут неровные, кривые, ваш самолет будет «трясти»». Дети рисуют линии  и хором, а в дальнейшем шепотом, не мешая рядом сидящих, ритмично выполняют рисунок - полет

А с каким удовольствием дети пальчиками изображают игру на пианино. И если дети 4-5 лет просто жмут на клавиши, то старшие дети более обдумано выполняют движения рук: то медленно, то убыстряя ритм согласно тесту песен или чтении стиха. Работая над задачей развития ритма, мы используем в работе клавиатуру от компьютера, изображения клавиш пианино, игру на барабане (при игре на барабане палочки держат тремя пальцами).

СЛАЙД 10

3. Переходя к третей задаче, необходимо помнить, что в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Поэтому в старшем дошкольном возрасте предлагаем детям такие формы работы, как рисование по клеточкам, штриховка цветными карандашами изображения в раскраске, пальчиковая гимнастика, работа в рабочей тетради

Практический материал поможет более полно обеспечить развитие ребенка в дошкольном возрасте и сформировать предпосылки к учебной деятельности.

В группе накоплен разнообразный практический материал для развития графических умений: альбомы и книги с заданиями, тетради, картотеки, сундучок с материалами для развития моторики.

Чтобы как можно лучше подготовить руку детей к систематическому письму, мы со старшей группы начинали проводить специальные занятия, цель которых направлена на тренировку мелкой моторики руки, при этом стараемся сочетать их с решением умственного развития детей.

Работу по развитию элементарных графических навыков письма целесообразно проводить систематически 2 -3 раза в неделю по пять – десять минут как часть комплексного занятия по обучению грамоте, математике, рисовании (штриховка) или при индивидуальной работе

В занятия включаем три пункта, например:\

Занятие № 1

1. Пальчиковая игра «Моя семья»

2. Штриховка «Морской конек»

3. Рисование по клеточкам (тетрадь)

Занятие № 2

1. Пальчиковая игра «Прятки»

2. Штриховка «Улитка»

3. Продолжи узор (тетрадь)

Занятие № 3

1. Пальчиковая игра «Пальчик - мальчик»

2. Штриховка «Зонтик»

3. Головоломка «Раскраска по цифрам»

Пункты можно менять, добавляя в третий раздел такие виды как:

- работа со счетными палочками;

- работа в альбомах, раскрасках;

- нетрадиционная аппликация;

- изготовление мелких предметов; (пример-самолетик);

-  графических предметов и т. д

Принцип нашей работы «От простого к сложному», поэтому работа по

формированию графических навыков проводится в следующих направлениях:

  • следить за правильной позой воспитанника за столом и правильным захватом карандаша (здесь может помочь специальная насадка на карандаш) и обращать на это внимание самого ребенка;
  • начинать работу над формированием графических навыков с крупных изображений, постепенно переходя к более мелким (сначала на листах формата А4);
  • осуществлять с детьми отработку контуров (многократное обведение изображения пальцем, разноцветными мелками, выкладывание фасолинками и т. д.);
  • проводить работу с «дорожками» (рисовать линии по заданной «дорожке» — это является одним из этапов подготовки к работе в строке);
  • учить детей рисовать плавные линии («волны», «лианы», «гоночные трассы для автомобилей»): сначала на больших листах, затем постепенно переходя к формату А4;
  • рисовать заданные линии или фигуры с открытыми и закрытыми глазами, правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно;
  • использовать необычные способы рисования, которые активизируют тактильное восприятие (рисование песком, на песке или крупе, гелем для бритья, зубной пастой, пластилином,
  • процарапывание на пластилине, рисование мелом на доске или на асфальте и т. д.).
  • рисование по алгоритму (ребенку предлагаются схемы, как нарисовать человека, дерево, птицу, животное и т. д.);
  • работа с лабиринтами;
  • графические диктанты;
  • создание орнаментов (раскрашивание, рисование по образцу);
  • обучение поэтапному копированию изображений.

Вся образовательная работа   проводится в игровой форме, поэтому вызывает у детей интерес и не приводит к переутомлению.

Каждое занятие заканчиваем самомассажем кистей рук и пальцев

В результате проводимой работы у детей улучшилось ручная умелость, они производят более точные движения кистью и пальцами рук, ориентируются на листе бумаги. Дошколята соблюдают гигиенические правила письма (положение корпуса, карандаша, тетради)