Актуальность проблемы подготовки детей к овладению грамотой
консультация по обучению грамоте по теме

В статье отражена значимость подготовки к овладению грамотой детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost_problemy_podgotovki_detey.docx13.56 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность проблемы  подготовки детей

к овладению грамотой.

Важной особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является повышенная чувствительность, во-первых,                                    к усвоению нравственных норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения.                          Можно сказать, что в этот период у ребенка возникает состояние,                           которое можно назвать обучаемостью. Чувствительность этого периода                       и высокая обучаемость проявляются и в процессе подготовки к освоению грамотой. Если педагоги и родители упустят этот момент, запоздают,                              то в дальнейшем ее освоение может проходить с большими трудностями. Необходимо вовремя удовлетворить познавательный интерес ребенка                          и направить его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями.

Предмет, который в школе именуется «русский язык», часто называется детьми в числе самых нелюбимых. Возможно, это связано с тем, что учебный материал требует довольно высокого развития способности                              анализировать, и побуждает как бы даже "препарировать" живое явление, которое пронизывает всю жизнь ребенка, начиная с первых лет. Язык присутствует в опыте детей в целостном виде, и к моменту, когда он становится предметом изучения в школе, у многих еще не сформировалась потребность расчленить его на составляющие между этими элементами,                               - а именно этого требует программа.

Овладение грамотой - это усвоение определенной системы знаний,                    где выделяются основополагающие средства языка. В настоящее время проблема подготовки детей к овладению  грамотой является особо                           актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с отклонениями   в развитии, в том числе                        и речевом. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей                     в общении. В дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются                          особые требования, небольшие   отклонения  не беспокоят родителей                                   и воспитателей. Но дело резко   меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму  такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками,   и как результат плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз. Этого можно избежать целенаправленной работой по подготовке детей с отклонениями в речевом развитии                  к школьному обучению  в условиях логопедических групп дошкольных                      учреждений.

Вторая причина актуальности этой проблемы - возросшие                                         школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам.                            Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает                  в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу. Дети                        с общим недоразвитием речи освоить эти процессы без                            специального обучения не могут. Поэтому решение этой задачи                          является одним из основных направлений работы логопеда.                                Кроме этого, занятия по подготовке детей к овладению грамотой              носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических                           процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности               ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический план занятий по формированию фонетико-фонематической стороны речи, подготовки к овладению грамотой детей страшего дошкольного возраста с ОНР

Тематический план занятий по формированию фонетико-фонематической стороны речи, подготовки к овладению грамотой(старшая группа – ОНР)...

Использование современных образовательных технологий в процессе работы по подготовке детей с тяжелыми речевыми нарушениями к овладению грамотой

Проблема готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи существует давно. Подготовка к обучению грамоте находится в есной связи со звуковой культурой речи. Если р...

Повышение эффективности формирования предпосылок готовности к овладению грамоте.

статья интересна будет логопедам и воспитателям логопедических групп....

ЛОГОПЕД СОВЕТУЕТ: К овладению ГРАМОТОЙ РЕБЁНОК ДОЛЖЕН БЫТЬ ГОТОВ!

Логопел советует - к овладению грамотой ребенок должен быть готов...

Консультация для педагогов "Овладение грамотой при дизартрии"

Консультация для педагогов "Овладение грамотой при дизартрии"...

Развитие фонематического восприятия как одного из базовых условий успешного овладения грамотой

Фонематическое восприятие – первая ступень пути к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая;  фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в более п...