Специфические особенности обучения детей математике, вытекающие из коррекционно - логопедических задач.
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) по теме

Лизунова Алла Павловна

Обучение математике в логопедической группе имеет некоторые отличительные черты. Выполнение програмных собственно математических задач обязательно сочетается с решением задач коррекционно-логопедических : 1. формирование лексико- грамматического строя

                                 2. автоматизация речи

В основе поэтапного формирования устной речи лежит обучение дошкольников составлению различных видов предложений, сравнению предметов по цвету, форме, величине, согласовании числительных с существительными.Все это необходимо развивать на занятиях по обучению математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл specificheskie_osobennosti_obucheniya_detey_matematike.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

Специфические особенности обучения детей математике, вытекающие из коррекционно-логопедических задач.

На первом этапе выводы в основном оречевляет сам воспитатель, так как дети имеют дефектное произношение звуков. Воспитатель дает лаконичные образцы грамматически правильных, фонетически чистых и отчетливых ответов. Вопросы к детям должны быть тщательно сформулированы, а также должны исключать возможность ответов детей на дефектном  речевом материале. Воспитатель внимательно следит за фонетической и грамматической правильностью речи детей. Для закрепления правильного употребления падежных форм существительных с количественными числительными необходимо именовать каждое число при:

  1. пересчете предметов (один конь, два коня, …пять коней);
  2. изучении состава числа;
  3. ознакомлении со смежными числами;
  4. простейших счетных операций и т.д.

На начальном этапе обучения необходимо отчетливое, даже утрированнное проговаривание падежных окончаний числительных и  существительных. Обучение детей математике в старшей -подготовительной к школе  логопедической группе имеет некоторые отличительные черты.

Выполнение программных собственно математических задач обязательно сочетается с решением задач коррекционно - логопедических:

1. Автоматизация звуков речи

2. формирования лексико-грамматического строя.

    Для формирования элементарных математических представлений пособия, игрушки, лексический материал отбираются воспитателем совместно с учителем-логопедом с учетом результатов мониторинга. Учитывается коррекция дефектов звукопроизношения и план проведения совместной деятельности и индивидуально-совместной деятельности.

 Последовательность в усвоении падежных форм  количественных  числительных и особого согласования числительных и существительных.

  1. Количественные числительные  ОДИН, ОДНА, ОДНО согласуются с существительными в роде, числе, падеже
  1. Упражнение в употреблении этих числительных с существительными в именительном падеже;
  2. Изменение вместе с существительными в косвенных падежах: ОДНОГО КОНЯ, С ОДНИМ      КОНЕМ, ОДНУ КНИГУ…
  1. Количественные числительные  ДВА,  Две согласуются с существительными в роде:

  1. Им. Падеж числительных употребляется с существительными в родительном падеже единственного числа:
  2. две книги, два кубика;
  3. Числительные в косвенных падежах  (кроме винительного ) согласуются с существительными в падеже:
  4. двух книг, двум домам.
  1. Количественные числительные от ПЯТИ до ДЕСЯТИ употребляются с существительными в родительном   падеже множественного числа:
  1. Пять домов, девять коней, семь ульев;
  2. Пять конфет, девять лошадей;
  3. Пять окон, девять полей, шесть перьев.
  1. При изменении по падежам числительных от ПЯТИ до ДЕСЯТИ существительные согласуются с ним в падеже.
  2. С количественными числительными ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, в винительном падеже
  1. Одушевленные существительные употребляются в родительном падеже множественного числа:

Вижу двух медведей...

Вижу трех кошек…

Нет четырех коней…

  1. Неодушевленные  существительные употребляются в родительном падеже единственного числа

Принес две книги…

Взял два утюга…

 Творительный и предложные падежи числительных от ДВУХ до ДЕСЯТИ трудно усваиваются детьми – логопатами и требуют длительных упражнений!

Система коррекционной работы: дидактические, речевые игры и упражнения для закрепления звукопроизношения и лексико-грамматических категорий в процессе совместной деятельности по формированию коммуникативных способностей блок «Познание».

Сентябрь

Количественные числительные

ОДИН, ОДНА, ОДНО, ДВА, ДВЕ

в именительном падеже

«Что изменилось?»

«Что добавилось?»

«Чего не стало?»

«1-2-5» (утка, утенок, кубик, ванна)

«Закончи предложение»:

В реке плавает….(одна утка)

На листике сидят…(две улитки)

По двору ходят…(один утенок, два петуха) и т.д.»

«Путаница» (исправь ошибку):

Кухня два на умывальника-…

Катя одно вымыть окно

Лексический материал, демонстрационный материал  подбирается в рамках лексической темы.

Октябрь

Количественные числительные

ОДИН, ДВА, ПЯТЬ, ДЕВЯТЬ

в именительном и творительном падежах

« 1-2-5-9»

«Закончи предложение»

У Тани (Марины…) 2…, 5… (утка, конфета, яблоко…)

У Вовы (Пети…)2…,5…(веник, бант, батон, тыква…)

У Марины (Никиты…) 2…, 5…( танк, петух, майка…)

Таня идет с 1…,2…, 3…,4…,5…9…(утка, конфета, машина..)

У Кати  2…(тапка ,туфля ..)

« Путаница» (для подготовительной группы)

Саша девять у веник-

Петя танк пять у

Катя одна у шапка-

Вова две у машина-

Лексический и демонстрационный материал подбирать в рамках лексической темы.

Ноябрь

Количественные числительные

ОДИН, ДВА, ПЯТЬ,  ДЕВЯТЬ

В дательном и винительном падежах

Дидактические, речевые игры и упражнения

« Что добавилось?»

«К чему добавилось?»   Составление предложения по демонстрации действий:

           К одной собаке прибавили двух собак.

           К двум гусям прибавили одного гуся.

« Закончи предложение»:

          На  остановке к двум автобусам приехали  еще… (два автобуса)

           Две синички прилетели…( к двум воробьям).

«Путаница» (подготовительная групп)

2 гуся добавили один гусь к

Лексический и демонстрационный материал подбирать в соответствии с лексической темы.

Декабрь

Количественные числительные

ОДИН – ДЕСЯТЬ (кроме трех, четырех)

в родительном падеже

Дидактические и речевые игры и упражнения

« 1-2-5-6-7-8-9-10»  с различными предметами

« Чего не стало?»

           2 ванн, 5 ваз, 7 сов, 6 диванов

Составление предложений по демонстрации действий: числительные в родительном падеже с существительными.

«Закончи предложение»

«Путаница»

«Лиса и гуси» -  сюжетно-ролевая игра

Лексический материал подбирается в соответствии с лексической темы

Январь

Количественные числительные

ОДИН – ДЕСЯТЬ ( кроме трех, четырех )

во всех падежах

Дидактические и речевые игры и упражнения

«1-2-35-6-7-8-9-10»

«Что с чем?»

«Кто с кем?»

«Закончи предложение»

«Путаница»

«Головоломка»   составление и преобразование фигур из палочек

«Зрительные диктанты»    рисование по клеточкам

Лексический и предметный материал подбирается в соответствии с лексической темой.

Февраль

Количественные числительные

ОДИН – ДЕСЯТЬ

 во всех падежах

Дидактические и речевые игры и упражнения

«Сложи сам»   из геометрических фигур, мозаики

«Чего не хватает?»

«Сколько предметов не хватает?»

«До – между – за»

«Ниже – выше»

«Путаница»

«Зрительные диктанты»

Прямой и обратный счет с существительными и прилагательными.

Особенности согласования прилагательных с числительными  ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ:

Мужской род:     2, 3, 4     колючих  ежа,

                                2, 3, 4    неуклюжих  медведя

Средний род:      2, 3, 4      больших одеяла одеяла

Женский род:     2, 3,  4    колючие ветки

                     2, 3, 4     полосатые кошки

Лексический материал подбирается в соответствии с лексической темы

Март

Количественные числительные

ОДИННАДЦАТЬ – ДВАДЦАТЬ

Дидактические и речевые игры и упражнения

Прямой и обратный счет  с существительными и прилагательными

« Кто с кем?»

«У кого кто?»   лото

«Запомни, что с чем?»  

  Ваза с пятью яблоками…

 « Сложи фигуру»    из геометрических форм, мозаики, с оричевлением действий

« Чего не хватает?»   сколько предметов

     «До – между – за»

«Путаница»

«Больше – меньше»

 Зрительные диктанты

Сюжетно – ролевые игры

Сказки драматизации о зверях и их детенышах

Потешки и загадки с математическим содержанием

Лексический материал подбирается в соответствии с лексической темой

Апрель

Количественные числительные

ОДИННАДЦАТЬ – ДВАДЦАТЬ

  во всех падежах

Дидактические и речевые игры и упражнения

Прямой и обратный счет с существительными и прилагательными

«Путаница»

«Закончи предложение»

«Больше – меньше»

«Ниже – выше»

«Магазин»  сюжетно – ролевая игра

Игры и сказки – драматизации с математическим содержанием

Головоломки

Зрительные диктанты

Скороговорки с математическим содержанием

Лексический материал подбирается в соответствии с лексической темой

Май

Количественные числительные

ОДИН – ДЕСЯТЬ

 во всех падежах    (повторение)

Повторение всего материала за учебный год

Потешки, шутки, чистоговорки,  скороговорки, пословицы, поговорки, загадки с математическим содержанием

Зрительные диктанты

Головоломки

Сюжетно – ролевые игры

Лексический и предметный материал подбирается в соответствии с лексической темой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАЧИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ МАТЕМАТИКЕ.

Подборка упражнений для развития логического мышления дошкольников....

Консультация по математике на тему: «Роль игровых занимательных задач при обучении детей математике».

     Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры, вызывают у детей большой интерес.  Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, переклады...

Специфические особенности развития детей дошкольного возраста с выраженным нарушением интеллекта (В помощь учителям дефектологам, работающим с детьми с ОВЗ)

Этот материал рекомендован педагогам, которым впервые предстоит работать в коррекционных группах для детей с интеллектуальными нарушениями.  В данном материале обобщены основные особенности...

Консультация для родителей "Роль игровых занимательных задач при обучении детей математике".

     Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры, вызывают у детей большой интерес.  Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, переклады...

Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы в обучении детей математики.

Из многообразия математических игр и развлечений детям в дошкольном возрасте доступны и интересны загадки и задачи-шутки.В загадках математического содержания анализируется предмет  с количествен...