Конспект занятия По теме: "Звуки (М) (М*)"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Это занятие способствует развитию фонематических процессов. Его могут использовать в своей работе учителя-логопеды, а также дефектологи для построения коррекционно-развивающего процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tri_medvedya.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Звуки  М ,  М*   

«Три медведя»

Цель: формировать умение различать и правильно произносить звуки

(М), (М*).

Программные задачи:

  1. учить детей выполнять звуковой анализ, определять позицию звука в слове (начало, середина, конец слова), подбирать слова на заданный звук.
  2. закреплять представление о согласных звуках, их различиях по твёрдости и мягкости.
  3. упражнять детей в умении делить слова на слоги (части). Развивать фонематическое восприятие, память, внимание, мышление.
  4. воспитывать умение слушать объяснение логопеда.

Методы:

  1. наглядный  (рассматривание картинок, демонстрация предметов)
  2. практический  (упражнения)
  3. игровой  (развивающая игра)

Предварительная работа: занятия по развитию фонематического слуха.

Словарная работа: 

  1. глагольная лексика (пойдём, поедем, побежим, найдём, придём, отнесём, подарим, отдадим, вручим).

Оборудование:

  1. демонстрационный материал (рисунки персонажей к сказке «Три медведя»; набор игрушечной мебели; игрушки, в названии которых есть звуки М, М*; звуковая схема).
  2. раздаточный материал (предметные картинки в названии которых есть звуки М, М*; цветовые символы, зеркала).

Ход занятия

  1. Организационный момент (загадка)

«Ходит летом косолапо, а зимой сосёт он лапу»

Логопед. – Ребята, кто это?

Дети. – Медведь.

Л. – Да.

  1. Психогимнастика.

Л. – Дети, вы помните сказку «Три медведя?»

Д. – Да.

Л. – Изобразите сердитого медведя. Покажите, как испугалась Машенька, увидев Мишутку. Изобразите, как обрадовались возвращению Машеньки её родители.

Д. – (Изображают сердитого медведя, затем испуг Машеньки и радость родителей).

  1. Сообщение темы занятия.  (Выставляется кукла).

Л. – Это Машенька из сказки «Три медведя». Сегодня мы побываем с ней в гостях у трёх медведей, повторим звук (М) и изучим звук (М*).

(Выставляются персонажи сказки).

Л. – Маша в чаще заблудилась,

        К трём медведям в дом явилась,

        Суп у Мишки похлебала,

        Стульчик маленький сломала.

  1. Ребята, в каких словах вы услышали звук (М)?

Д. – В словах: Маша, маленький.

Л. – Какой это звук?

Д. – Согласный.

Л. – В какое окошко мы поселим звук (М).

Д. – В синее.

Л. – Какой это звук, твёрдый или мягкий?

Д. – Твёрдый.

Л. – В каких словах вы услышали звук (М*)?

Д. – В словах: медведи, Мишка.

Л. – А как звучит звук (М*)?

Д. – Мягко, нежно.

Л. – Какой это звук, согласный или гласный?

Д. – Звук (М*) согласный и мягкий.

Л. – А в какое окошко мы поселим звук (М*)?

Д. – В окошко зелёного цвета.

Л. – А ещё звуки (М) и (М*) звонкие, потому что произносятся голосом.

  1.   Развитие фонематических представлений.

Л. – Ребята, давайте покажем Машеньке, какими кружочками мы обозначаем звуки. Если вы в слове услышали звук (М*), то поднимите кружок зелёного цвета. А если вы услышите в слове звук (М), то поднимите кружок синего цвета.

Л. – (Произносятся слова: муха, миска, лампа, мяч, лимон, молоко, мёд, медведь, камень, мышь).

Д. – (Слушают слова и поднимают кружки синего и зелёного цвета, соответствующие услышанному звуку).

  1. Физкультурная минутка.

Л. – Ребята, нам пора отдохнуть, давайте сделаем зарядку.

Д. – Давайте. (Дети вместе с логопедом выполняют движения и произносят слова):

Мы топаем ногами, мы хлопаем руками, киваем головой.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем, мы кружимся потом.

Мы топаем ногами: топ, топ, топ.

Мы хлопаем руками: хлоп, хлоп, хлоп.

Мы руки разведём и побежим кругом,

Мы руки разведём и побежим кругом.

Л. – Ребята, Машенька огорчилась, что сломала стульчик Мишутки. Она решила пойти к медведям, отнести им подарки и попросить прощения. Поможем ей подобрать подарки медведям. В их названии есть звуки (М), (М*).

Д. – Поможем. (Выставляются игрушки: машинка, матрёшка, пирамидка, гармонь, мозаика).

Л. – Каким одним словом можно назвать стол и стулья?

Д. – Мебель.

Л. – Какие игрушки может подарить Машенька?

Д. – Машинку, матрёшку, гармонь, мозаику, пирамидку.

Л. – Ребята, какой звук вы услышали в словах: машинка, матрёшка, гармонь, мозаика?  Звук (М) или (М*)?

Д. – звук (М)

Л.  – А какой звук вы услышали в словах: мебель, пирамидка?

Д. – Звук (М*).

  1. Актуализация глагольной лексики.

Л. – Ребята, мы с Машенькой в лес…Что сделаем?

Д. – Пойдём.

Л. – А если на машине…

Д. – Поедем.

Л. – А если бегом…

Д. – Побежим.

Л. – А тропинку…Что сделаем?

Д. – Найдём.

Л. – К домику…Что сделаем?

Д. – Придём.

Л. – А что мы сделаем с подарками?

Д. – Мы их отнесём, подарим.

Л. – Ребята, какой звук мы произносим в конце этих слов?

Д. – Звук (М).

  1. Игра «Деление слов на части».

Л. – Ребята, вот мы и пришли к медведям. Давайте научим Мишутку делить слова на части.

Д. – Давайте.  (Раздаются картинки, в названии которых есть звуки (М)и (М*)

(Дети делят слова на части с помощью хлопков в ладоши).

  1. Игра «Что изменилось?»

Л. – Мама-медведица предлагает Машеньке и нам поиграть.  (Выставляются игрушки: машинка, матрёшка, гармонь, мозаика, пирамидка). Запомните, как стоят игрушки. Закройте глаза.  (Игрушки переставляются).

Д. – (Открывают глаза, говорят что изменилось).

  1. Л. – Мишутка хочет рассказать нам и Машеньке о том, что ему нравится в лесу, но пора расставаться. А встанет тот, кто назовёт слово со звуком (М) или (М*).
  2. Д. –  (Поочереди называют слова со звуками (М) и (М*). Встают и уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему "Звуки С-Сь" в подготовительной логопедической группе

Занятие по обучению грамоте для детей с ОНР на семинаре для заведующих детских садов города....

Конспект занятия по теме "Звуки Б, Б\'. Буква Б"

Конспект занятия по теме "Звуки Б, Б\'. Буква Б"...

Формирование звукопроизношения (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звуки, буквы" - повторение.

Формирование звукопроизношения и подготовка к школе (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звуки, буквы" - повторение....

Формирование звукопроизношения и обучение грамоте (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звук и буква - А -".

Формирование звукопроизношения и обучение грамоте (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звук и буква - А -"....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по теме «Звук Р в словах и предложениях» (подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста) «Приключения звука [р] и буквы Р» по сказке К.И. Чуковского «Краденое солнце»

Вид занятия: коррекционно-развивающийЦель: закрепить произношение звука Р в словах и предложениях;- правильное произношение звука «р» в речи;- развитие слухо-произносительных навыков;- развитие функци...

Конспект занятия на тему "Звуки Л-Ль"

Групповое занятия с детьми подготовительной группы с общим недоразвитем речи...