КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по теме «Звук Р в словах и предложениях» (подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста) «Приключения звука [р] и буквы Р» по сказке К.И. Чуковского «Краденое солнце»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Яйкова Наталия Александровна

Вид занятия: коррекционно-развивающий

Цель: закрепить произношение звука Р в словах и предложениях;

- правильное произношение звука «р» в речи;

- развитие слухо-произносительных навыков;

- развитие функции звукобуквенного анализа и синтеза;

- развитие мелкой моторики пальцев рук;

- обогащение словарного запаса.

Развивающие задачи:

- развитие внимания, памяти;

- активация речемыслительной деятельности;

- развитие коммуникативных навыков и инициативы.

Воспитательные задачи:

- воспитание речевого этикета;

- воспитание уважения к взрослым и ровесникам;

- воспитание доброжелательного отношения к окружающему миру.

Образовательные задачи:

- повышение  общего уровня образованности воспитанников.

Здоровьесберегающие задачи:

- способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Краденое солнце27.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 р.п. Татищево

Татищевского муниципального района Саратовской области»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по теме

«Звук Р в словах и предложениях»

(подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста)

«Приключения звука [р] и буквы Р»

по сказке К.И. Чуковского «Краденое солнце»

Составила:

учитель-логопед

Яйкова Наталия Александровна

2013 г.

Вид занятия: коррекционно-развивающий

Цель: закрепить произношение звука Р в словах и предложениях;

- правильное произношение звука «р» в речи;

- развитие слухо-произносительных навыков;

- развитие функции звукобуквенного анализа и синтеза;

- развитие мелкой моторики пальцев рук;

- обогащение словарного запаса.

Развивающие задачи:

- развитие внимания, памяти;

- активация речемыслительной деятельности;

- развитие коммуникативных навыков и инициативы.

Воспитательные задачи:

- воспитание речевого этикета;

- воспитание уважения к взрослым и ровесникам;

- воспитание доброжелательного отношения к окружающему миру.

Образовательные задачи:

- повышение  общего уровня образованности воспитанников.

Здоровьесберегающие задачи:

- способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Оборудование:

- магнитная доска;

- книга К.И. Чуковского «Краденое солнце»;

- разноцветные рисунки зверей и птиц (рак, баран, крокодил, ворона, сорока, воробей);

- картинки гор, болота;

- звуковые замки;

- наборы для составления схем;

- дом – алфавит;

- макет дерева;

- солнышко – сувенир (по количеству детей).

План занятия

  1. Начальный этап (1 минуты).

- приветствие.

- организационный момент.

- фонетическая зарядка.

2.  Основной этап (18 минут).

- произношение звука «р» в слогах, слоговых сочетаниях и словах.

- звуко-слоговой анализ  слова.

- произношение звука «р» в чистоговорках.

- физминутка.

- буквенный анализ и синтез слова «сорока».

- знакомство с буквой Р.

3. Заключительный этап (1 минуты).

- подведение итогов.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

этапы

Речь логопеда

Речь детей

Наглядные пособия

Начальный

Здравствуйте, дети! Вы все знаете замечательные сказки чудесного писателя К.И. Чуковского. Герои одной из его сказок помогут нам сегодня красиво и правильно произносить звуки. Но сначала хочу, чтобы вы угадали, в какую же сказку мы с вами отправимся? Послушайте!

- А сороки – белобоки

Поскакали по полям,

Закричали журавлям:

Горе! Горе! Крокодил

Солнце в небе проглотил!

Назовите сказку.

Чтобы узнать, какой звук у нас в гостях, мы с вами вспомним героев этой сказки.

Какой  звук во всех словах повторяется?

Давайте вспомним, что мы знаем об этом звуке. Какой он? Радостный или грустный? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Мягкий или твердый?

В каком замке живут твердые согласные звуки?

Здравствуйте!

«Краденое солнце»

Называют сказочных персонажей

Звук «р»

Радостный

Звонкий

Согласный

Твердый

В синем

Книга

Иллюстрации к книге с изображениями вороны, сороки, воробья, рака, барана, крокодила

Замок твердых согласных

Основной

Скажите и покажите, как себя чувствовали звери и птицы, когда крокодил солнце проглотил?

А с каким выражением медведь налетел на крокодила?

Как испугался крокодил?

Хотим мы помочь животным и заставить крокодила отдать солнце?

А почему все так опечалились?

Давайте поможем нашим друзьям. Для этого нам нужно выполнить несколько заданий.

- Крокодил спрятался в болоте. А болото находится за высокими горами. Горы расступятся и пропустят нас, если мы отгадаем, где в словах – названиях персонажей сказки, находится звук «р»: в начале, середине или в конце слова.

Вы были внимательны и правильно справились с заданием. Сейчас мы произнесем волшебное заклинание…

Горы расступились.

Подошли мы к болоту, а крокодила не видно. Давайте пригласим на помощь звуку «р» гласные звуки и составим слоги. В каком замке живут гласные звуки?

Прилетел звук «а» (аналогично со звуками а,у, о, ы)

Мы идем, шумим, крокодила пугаем.

Физминутка.

Шагаем и слоги повторяем.

Вспомним как медведь сначала пугал крокодила?

Говорю тебе, злодей,

Выплюнь солнышко скорей!

А не то гляди, поймаю,

Пополам переломаю!

Вот как медведь говорит!

Мы тоже хотим быть грамотными, правильно произносить звуки и читать слова, не так ли?

Давайте вспомним, какая птица первая закричала о том, что крокодил солнце проглотил.

Попробуем угадать, сколько слогов в слове сорока.

Составим схему этого слова.

Какой первый звук в слове (аналогично все остальные), последний?

 Где в слове спрятался звук «р»?

Как он произносится? Твердо или мягко?

Сколько звуков в слове?

Сколько гласных?

Сколько согласных?

Правильно ли мы разделили слово на слоги?

Молодцы! Вы хорошо запомнили правило: «Сколько в слове гласных , столько и слогов».

Ребята, пока звери бегали по лесу, горам и болотам , они потеряли звук. Плачут. Непонятные слова получились. Со_ока, во_она, _ак, ба_аны.

Догадались, какого звука не хватает? Произнесите правильно эти слова.

Ребята, а вы хотите составить слово сорока из букв?

Но все ли из вас знакомы с буквой Р?

Где она живет в нашем волшебном доме- алфавите?

Почему-то все буквы этого слова перепутались. Расставим их по порядку. Какое слово получилось?

Вспомним, как рассердился медведь, когда крокодил не захотел отдать солнце.

- и как зарычит на него:

Уж он мял его и ломал его!

Подавай сюда наше солнышко!

Наконец-то солнышко выкатилось из пасти Крокодила. И все стали его радостно приветствовать:

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Все рады, улыбаются, веселятся.

Давайте еще раз, перечислим героев сказки К.И. Чуковского «Краденое солнце».

Прикрепим портреты героев на Волшебное дерево.

Слева – со звуком «р»,

Справа без звука «р».

Как звери и птицы выразили свою благодарность медведю?

Грустно Печально, они плакали, горевали.

Смелым, решительным.

Растерялся.

Да, конечно.

Без солнца погибнут все животные и растения.

Дети отвечают

Ра-ро-ру-ры

В красном

Ар, ор, ур, ыр

ар-ар-ар

ор-ор-ор

ур-ур-ур

ыр-ыр-ыр

Повторяют

Да, конечно.

Сорока.

3 слога

С….А

В середине слова

Твердо

6

3

3

Да, правильно. В слове сорока 3 гл. звука, значит 3 слога.

Повторяют

Звука «р»

Сорока, ворона, рак, бараны

Да.

Да

На 3этаже, в квартире № 4

Сорока.

Р – р – р

Повторяют

Повторяют

Называют героев

«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»

Картинки животных

Картинки гор, болота

Замок гласных звуков

Картинка сороки.

Набор для составления схемы слова

На магнитной доске

Картинки: сорока, ворона, рак, баран.

Рисунок сороки

Иллюстрации к сказке

Рисунки зверей и птиц.

Большое солнце на полянке.

Заключительный

Вы отлично справились со всеми заданиями, помогли солнышку вновь засиять на небе, старались правильно, четко произносить звук «р». На память о нашем занятии каждый из вас получит маленькое солнышко. Какая буква нарисована у него вместо носика?

Буква Р

Маленькое солнышко для каждого ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное логопедическое занятие по теме: Звук Р в словах и предложениях.

Для реализации целей и задач любого логопедического занятия необходимо четко структурировать предстоящую образовательную деятельность. В предлагаемом конспекте занятия соблюдены все требования к соста...

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: «Звуки [л]-[р]. В гостях у лисы и рыси». Составила учитель-логопед МБДОУ «ЦРР № 99» Зимановская Татьяна Павловна.

Технология: игровая.Речевое заключение: ФФН.Этап коррекционной работы: автоматизация, и дифференциация звуков [л] [р] в словах, и предложениях....

Методическая разработка интегрированного коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему: "Звуки Л, Ль, Р, Рь в словах, словосочетаниях, предложениях. Овощи"

Я предлагаю свою методическую разработку для такого вида интегрированного занятия, как коррекция звукопроизношения и развитие речи....

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: «Звук [л]»

Тема: звук [Л]Этап: автоматизация звука [Л] в предложениях.Цель: закрепление правильного произношения звука [Л] в словах, слогах и предложениях.Задачи:Образовательные:Закреплять формирование артикуляц...