Консультация "Изучение родственных слов при работе с детьми с ОНР"
материал по логопедии (старшая группа) по теме

Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР (3ур.) - обогащение словарного запаса за счет обучения их навыкам словообразования. Данная консультация поможет воспитателям логопедической группы научить детей устанавливать родственные связи между однокоренными словами, используя на занятиях занимательные стихи, рифмованные загадки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Изучение родственных слов при работе с детьми с ОНР»

         

Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР (3 ур.) – обогащение словарного запаса за счет обучения их навыкам словообразования. Детей учат устанавливать родственные связи между однокоренными словами, используя на занятиях занимательные стихи, рифмованные тексты, загадки, помогающие раскрыть тему в доступной форме.

  1. На первом этапе объясняется сущность слов – родственников, их похожесть друг на друга общей частью. На доске картинка с изображением яблока, у детей на столах предметные картинки.  Педагог читает стихотворение, дети слушают. После повторного чтения стихотворения дети   выделяют родственные слова. На доске выставляются новые предметные картинки. Например, стихотворение «Яблоко».

На пригорке яблонька стояла,

Яблочко на яблоне поспевало.

Солнышко пригрело – яблоко созрело.

Ветерок подул – яблоко спугнул…

По тропинке яблоко покатилось,

На варенье яблоко пригодилось.

Получилось яблочное варенье,

А пирог с ним яблочный –

Просто объеденье!

Яблоко

                      Яблочко                                                    Яблоня

                      Яблочный                                                Яблонька

Затем с помощью картинок нужно вспомнить и самостоятельно назвать слова – родственники к слову яблоко. Задание усложняется, если предметные картинки детям не раздаются. В этом случае педагог показывает предметную картинку после того, как ребенок назовет родственное слово, тем самым подкрепляя правильный ответ.

                   

Солнечное

Солнышко утром проснулось,

Солнечно всем улыбнулось.

Будет солнечный день,

Подсолнух не прячется в тень.

Солнце по небу гуляет,

Подсолнух за ним наблюдает.

Подсолнух свой наряд

Солнцу показывать рад.

За грибами

Наступила грибная пора,

Отправляемся в лес мы с утра…

На опушке – грибы волнушки,

А вот пеньки, и на них грибки.

Под дубом гриб боровик,

Под березой – грибок подберезовик.

Грибникам про грибы все известно,

И грибам в их корзинках тесно.

А красавец-мухомор

Пусть стоит, как светофор!

Снежное

Снег, снежинки, снегопад!

Назвать слова я эти рад…

Веселой снежною зимой

Играем мы в снежки с тобой.

Из снега будет снеговик –

Ведь к снегопадам он привык.

А Дед Мороз на Новый год

С собой Снегурочку ведет.

Но улетят вдруг снегири,

И стихнут лютые метели,

Подснежник – первенец весны –

Проснется в снежной колыбели.

Лесное

Шел я в лес, пришел в лесок.

Вот растет лесной цветок.

На лесной опушке –

Ягоды, волнушки.

Уже пора домой идти,

А дороги не найти…

Вдруг навстречу мне лесник,

С лесом он дружить привык.

Лесник дорогу указал,

И домой я побежал.

  1. На следующем этапе – работа с загадками, которые имеют секрет – слова-родственники, спрятанные в ней и их надо услышать и назвать.

Если песню он поет,                                               Вот осиновая роща,

Если паром он чихает,                                            Под осинкой я расту.

Значит, чашки он зовет                                          В ярком красненьком берете…

И на чай нас приглашает.                                       Меня заметишь за версту.

                                  (ЧАЙНИК)                                                            (ПОДОСИНОВИК)

Из-под снега в лесочке                                           Длинные и теплые

Появились цветочки.                                              Сапожник сшил из кожи,

Снежок, растай!                                                      Зимой обуть их сможем.

Нам проталинку отдай!                                                                          (САПОГИ)

                                   (ПОДСНЕЖНИКИ)

Любит зверь малину, мед.                                    

Очень грозно он ревет.

Летом ходит без дороги,

А зимой он спит в берлоге.

                                   (МЕДВЕДЬ)

  1. Следующий этап – упражнение на группировку родственных слов и их самостоятельный подбор. Называя лишнее слово, дети подбирают к нему настоящие родственные слова, тем самым вырабатывая привычку задумываться над значением слова.

Баран, бараний, барабан, барашек, баранина.

Дом, домик, домашний, домино, домище.

Лес, лесок, лесник, лиса, лесной.

Собака, собачка, собачий, пес, собачонка.

Лис, лиса, лесок, лисий, лисенок.

Песок, пес, песочек, песочница, песчаный.

Баранка, бараночка, баран, бараночный.

Богатырь, богатый, богатырский.

Строитель – тот, кто …

Учитель – тот, кто …

Посуда, которая нужна для селедки, -…

Тот, кто очень добрый, - добряк.

Тот, кто очень сильный, - силач.

  1. Далее пересказ текстов с установкой на то, что слова-родственники, которые дети должны найти сами, не должны «потеряться». Затем придумывание рассказов со словами-родственниками самими детьми, например,

Лес, лесной, лесник.

Снег, снежки, снеговик.

Снег, снежок, подснежник.

Рыба, рыбак, рыбка, рыбища, рыбный.

Гриб, грибок, грибник, грибной.

Малинник

Осенью дедушка посадил в нашем саду кустики малины. Он сказал: «Скоро у нас будет малинник. Малинка – полезная  ягодка». Весной мы заметили, что какая-то птичка свила в малиннике гнездо. Это была малиновка. Все лето мы лакомились малиной, а бабушка сварила душистое малиновое варенье.

Веснянка

Пришла весна. Выглянули из-под снега подснежники и раскрыли свои нежные лепестки. Только один цветок не хотел раскрываться. Весенний солнечный лучик своей ладошкой погладил его. Тихо раскрылись лепестки, и все увидели, что там спит девочка Веснянка, а на носу у нее золотые веснушки. Улыбнулось ласковое солнышко и сказало: «Просыпайся, Веснянка, твоя пора наступила!»

Использование родственных слов делает речь ребенка богаче и выразительнее. Упражнения способствуют развитию их памяти, поскольку слова-родственники группируются детьми в словообразовательные цепочки языкового чутья и осуществляется пропедевтическая задача: закладывается основа для орфографически грамотного письма в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Использование авторского художественного слова в работе с детьми раннего возраста"

Дети раннего возраста очень эмоциональны и, общаясь с ними, невольно замечаешь их тягу ко всему прекрасному, яркому, интересному. Это касается не только окружающих малыша игрушек, предметов, природы, ...

"Изучение родственных слов в работе с детьми с ОНР"

Последовательность ознакомления с родственными словами и представленный дидактический материал обеспечат коррекционный эффект в работе с детьми с общим недовазвитием речи....

Статья " Изучение родственных слов при работе с детьми с общим недоразвитием речи"

В статье отражены затруднения, возникающие при усвоении лексических значений у детей с ОНР. Последовательность работы над однокоренными словами у детей с ОНР....

Изучение родственных слов при работе с детьми с ОНР III уровня речевого развития.

Дети старшего дошкольного возраста с ОНР Ш уровня речевого развития имеют бедный словарный запас. При обследовании выясняется, что они не понимают, не знают значен...

Изучение родственных слов при работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Одним из самых распространенных речевых нарушений является общее недоразвитие речи. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р. Е. Левиной и коллективом научных с...