Методические рекомендации по развитию речи для заботливых родителей
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа) по теме

Методические рекомендации для родителей, которые хотят, чтобы их дети имели правильную и красивую речь, и в школе не допускали  ошибок на письме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._rekomendacii_dlya_roditeley.rar709.72 КБ

Предварительный просмотр:

Г.П.Баженова

учитель-логопед

Методические рекомендации по развитию речи

для заботливых родителей.

                       

г. Новый Уренгой

2011

     

Г.П.Баженова, учитель-логопед

Методические рекомендации по развитию речи для заботливых родителей.

2011г. , г.Новый Уренгой

      Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. К сожалению, многие дети приходят в школу недостаточно подготовленными или даже совсем не подготовленными. Это объясняется как непониманием большинством родителей всей важности этой проблемы, так и отсутствием конкретных и понятных неспециалистам рекомендаций по данному вопросу. Именно этим и вызвана необходимость составления методических рекомендаций.

Развитие лексико-грамматических категорий и фонематического восприятия.

  1. Артикуляционная гимнастика «Сказка о Веселом язычке».

     Жил-был Веселый Язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось

Язычку порезвиться. Открыл он сначала одну дверку домика (губы), затем вторую дверку (зубы). (Ребенок  улыбается, обнажая нижние и верхние передние зубы. Приоткрывая рот, раздвигает зубы).

        Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать. (Упражнение «Лопаточка» - приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Подержать его в таком положении, считая про себя до пяти).        

        Позагорал и опять спрятался в домик.

        Снова выглянул из домика Язычок, посмотрел направо, потом налево. Понравилось ему смотреть по сторонам и закачался он, как маятник в старинных часах: вправо-влево. Покачался –покачался и в домик спрятался.

        Через минутку непоседа выглянул снова. Увидел, как девочка на качелях качается: вверх-вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быстрее. (Упражнение «Качели» - открыть рот, как при звуке а. Опустить широкий кончик языка за нижние зубы и подержать под счет «раз». Поднять широкий язык за верхние зубы и подержать под счет «два». Повторить несколько раз) . И он также покачался.

        Посмотрел Язычок, а перед ним стоит сказочный домик с тремя ступеньками. Язычок пошел гулять, по ступенькам шагать.

        Прыгнул он сначала на первую ступеньку, затем на вторую и на третьей весело попрыгал: д-д-д. (Упражнение «Ступеньки» - приоткрыть рот. Широким языком обнять верхнюю губу – это первая ступенька. Широким языком обнять верхние зубы – это вторая ступенька. Широкий кончик языка прижать к верхним бугоркам – это третья ступенька).

        Любопытный Язычок заглянул в окошко и увидел там… Девочка собралась чистить зубы! Решил язычок вместе с девочкой и свои зубы почистить. ( Упражнение «Почистим зубы» - улыбнуться ,приоткрыть рот. Почистить кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в стороны. Почистить верхние зубы). Чистил он их старательно, вычистил до бела.

        В это время девочка умылась и ушла. Загрустил Язычок, но ненадолго. Огляделся вокруг и увидел, как возводится новый многоэтажный дом.

        Интересно стало Язычку, что делают внутри дома, и он с любопытством посмотрел в окно. Кого же он там увидел? Маляра! Стал он ему помогать. (Упражнение «Маляр» - улыбнуться, открыть рот. Поднять язык к бугорочкам. Водить, поглаживая кончиком языка, как кисточкой, по небу вперед-назад).

        Хорошо потрудился Язычок, устал и спрятался в домик  поспать. Спит Язычок, и снятся ему Чебурашка с крокодилом Геной, поют они свою песню. Весело стало Язычку, проснулся он и запел: «Ла-ла-ла, ла-ла-ла -..».

        Вдруг услышал язычок веселую дробь барабана. Это Буратино стучит своими барабанными палочками по красному барабану. Д-д-д – слышалось вокруг. «Д-д-д», - повторял за барабаном Язычок. (Упражнение «Барабанщик» - улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка за верхними зубами, отчетливо произнося твердый звук д). Увидел Язычок лошадку и вспомнил, что давно не катался. А лошадка хороша! (Упражнение «Лошадка» - цоканье языком.

        

  1. Игра «Найди и назови» (3-7 лет).

Ребенок в 3-4 года рассматривает  таблицу, в клетках которой нарисованы группы  предметов, объединенных обобщающим понятием и называет эти группы одним словом.  

Для детей старшего возраста (5-7лет)  задание усложняется. Ребенок должен отгадать, какую клетку задумал взрослый: «В верхнем ряду первая клетка справа».  Ребенок находит эту клетку и отвечает. Задание можно усложнить, когда взрослый  называет картинку, а ребенок определяет местоположение картинки в таблице.

         Можно дать следующие инструкции: «Назови, что между мебелью и одеждой», «Назови, что находится над фруктами», «Назови, что в клетке под дикими животными».

  1. Игра «Один – много» (3-7лет)

Взрослый называет слово в единственном числе, а ребенок должен назвать это слово во множественном числе.   

Например, стол – столы.

Двор – дворы

Нос – носы

Гора - горы

Нора - норы

Банка - банки

Тетрадь - тетради

Вещь - вещи

Дом - дома

Глаз - глаза

Луг - луга

Город - города

Провод - провода

Холод - холода

Дерево – деревья

Стул – стулья

Лист – листья

 Перо – перья

Крыло – крылья

Кусок – куски

Носок – носки

Чулок – чулки

Кружок – кружки

Дружок – дружки

День – дни

Сон – сны

Лоб – лбы

Ухо – уши

Котенок – котята

Мышонок – мышата

Утенок – утята

Гусенок – гусята

Цыпленок  - цыплята

Теленок – телята

Жеребенок – жеребята

Поросенок – поросята

  1. Игра «Назови ласково» (3-7лет)

Взрослый называет слово, когда предмет большой, а ребенок  называет слово, когда предмет маленький.

Например, ключ – ключик.                                    Белка – белочка

Стол – столик                                                Шар – шарик                                                 Шапка – шапочка                                         Утка - уточка

Шарф – шарфик                                            

Полка – полочка

Книга – книжечка                                           Жук – жучок

Ложка – ложечка                                            Гриб – грибок  

Шишка – шишечка                                        Паук - паучок

Кошка – кошечка                                           Круг – кружок

Брошка – брошечка                                       Петух – петушок                                                                                                  

Вишня – вишенка                                        Платье – платьице                                        

Башня – башенка                                         Кресло – креслице                                      

Голова – головка                                          Перо – перышко

Картина – картинка                                     Стекло – стеклышко  

Сковорода – сковородка

Кастрюля – кастрюлька

Мыло – мыльце

Зеркало - зеркальце

                                                                       

  1. Игра «Скажи наоборот» (5-7лет) .  Подбор слов с противоположным значением.

                        

Высокий дом – низкий дом                       Острый карандаш – тупой карандаш

Белый пудель – черный пудель

Толстая палка – тонкая палка

Широкое полотенце – узкое полотенце

Больная девочка – здоровая девочка

Старый человек – молодой человек

Грязные руки – чистые руки

Веселый мальчик – грустный мальчик

Большой мяч – маленький мяч

  1. Игра «1,2,…5» (5-7лет). Согласование существительных с числительными.

1 слон – 2 слона – 5 слонов                           1 гусь – 2 гуся – 5 гусей

1  стол – 2 стола – 5 столов                           1 лебедь – 2 лебедя – 5 лебедей

1  шкаф – 2 шкафа – 5 шкафов                      1 лошадь – 2 лошади – 5 лошадей

1 молоток – 2 молотка – 5 молотков            1 корабль – 2 корабля – 5 кораблей

             

1палец – 2 пальца – 5 пальцев

1 заяц – 2 зайца – 5 зайцев

1 платье – 2 платья – 5 платьев

1 шапка – 2 шапки – 5 шапок                           1  майка – 2 майки – 5 маек

1 перчатка – 2 перчатки – 5 перчаток              1 шишка – 2 шишки – 5 шишек

1 банка – 2 банки – 5 банок                              1 кошка – 2 кошки – 5 кошек

1 булка – 2 булки – 5 булок                             1 бочка – 2 бочки – 5 бочек

1 марка – 2 марки – 5 марок                            1 ручка – 2 ручки – 5 ручек

1 папка – 2 папки – 5 папок                             1 точка – 2 точки – 5 точек

1 рукавица – 2 рукавицы – 5 рукавиц         1 утенок – 2 утенка – 5 утят

1 пуговица – 2 пуговицы – 5 пуговиц         1 котенок – 2 котенка – 5 котят

1 мыльница – 2 мыльницы – 5 мыльниц    1 мышонок – 2 мышонка – 5 мышат

1 сахарница – 2 сахарницы – 5 сахарниц   1 слоненок – 2 слоненка – 5 слонят

1 салатница – 2 салатницы – 5 салатниц    1 волчонок – 2 волчонка – 5 волчат

1 шляпа – 2 шляпы – 5 шляп

1 книга – 2 книги – 5 книг

1 конфета – 2 конфеты – 5 конфет

1 собака – 2 собаки – 5 собак

1 лиса – 2 лисы – 5 лис

  1. Игра «Кто как голос подает?» (3-7лет). Подбор глаголов к существительным.

             шипит                                                   мяукает

 

тигр рычит                                         свинья хрюкает

корова мычит                                    лягушка квакает

комар пищит                                     утка крякает

жук жужжит                                      ворона каркает

лошадь ржет                                     кукушка кукует

овца блеет                                         голубь воркует

медведь ревет                                  

соловей поет                                    

                                                         

собака лает

волк воет

 

  1. Игра «Что из чего?» (5-7лет). Образование относительных прилагательных.

                          Гвоздь из железа – железный

                       

                              Самолетик из бумаги – бумажный      

Шуба из меха – меховая

Перчатки из кожи – кожаные

Шапка из шерсти – шерстяная

Дом из кирпича – кирпичный

Ваза из стекла – стеклянный

Стол из дерева – деревянный

Одеяло из пуха – пуховое

Мяч из резины – резиновый

Чашка из фарфора – фарфоровая

Машина из металла – металлическая

  1. Игра «Чья голова, чей хвост?» (6-7лет). Образование притяжательных прилагательных .

 

 

Голова лисья, хвост лисий

Голова собачья, хвост собачий

Голова кошачья, хвост кошачий

Голова козья, хвост козий

Голова лошадиная, хвост лошадиный

Голова овечья, хвост овечий

Голова коровья, хвост коровий

Голова волчья, хвост волчий

Голова заячья, хвост заячий

Голова беличья, хвост беличий

Голова медвежья, хвост медвежий

Голова ежовая, хвост ежовый

10.Игра «Какой сок?» (5-7лет). Образование относительных прилагательных.

                                                                             

Сок из апельсина –                                           Сок из ананаса -

  апельсиновый                                                    ананасовый

Сок из моркови –                                          Сок из яблока –

   морковный                                                      яблочный

Сок из груши – грушевый

Сок из лимона – лимонный

Сок из помидора – томатный

Сок из сливы – сливовый

Сок из персика – персиковый

11. Игра «Какое варенье?» (5-7лет). Образование относительных прилагательных.

Варенье из брусники –                                       Варенье из малины –

     брусничный                                                           малиновое

Варенье из смородины –                                  Варенье из вишни -

      смородиновое                                                     вишневое

Варенье из черники – черничное

Варенье из клубники – клубничное

Варенье из клюквы – клюквенное

Варенье из голубики – голубичное

12. Игра «С какого дерева ветка?» (5-7лет). Образование относительных прилагательных. 

Ветка с дуба – дубовая                           Ветка с рябины – рябиновая

Ветка с ивы – ивовая

Ветка с ели – еловая

Ветка с сосны – сосновая

Ветка с березы – березовая

Ветка с клена – кленовая

13. Игра «Подбирай, запоминай, называй» (3-7лет). Подбор прилагательных и глаголов к существительным. 

Лев какой?                                                     Лев что делает?

Веселый                                                            сидит

Добрый                                                             смотрит

Мягкий                                                             улыбается

Пушистый                                                        

Зонт какой?                                                 Что с ним можно делать?

Разноцветный                                               вешать на вешалку

Новый                                                            раскрывать

Старый                                                          закрывать

Шелковый                                                     мочить дождем

 14. Игра «Расскажи, где что (кто) находится» (3-7лет). Работа с предлогами. 

Мяч лежит на ковре.

Книги стоят в шкафу.

Машинка укатилась под стул.

Люстра весит над ковром.

  1.  Игра «Поймай звук» (4-7лет). Развитие фонематического слуха.

Предложите ребенку послушать ряд звуков. Услышав звук а (или другой звук), нужно хлопнуть в ладоши.  Звуки: а, у, и, н, а, а, и, а, к, а. 

    16. Игра «Определи звук».  Развитие фонематического слуха.

Взрослый  произносит слова, начинающиеся на гласные звуки. Ребенок  должен назвать гласный звук, на который начинается данное слово.  

  1. Игра «Эхо».  Развитие фонематического слуха.

Взрослый  произносит заданный звук громко, ребенок  – тихо, а затем наоборот. Во время этой игры взрослый  даёт установку на чёткое, утрированное произнесение заданного звука.

  1.  Игра «Вспомни и назови» (5-7лет).

Предложите ребенку вспомнить и назвать 4-5 слов со звуком ш (или с другим звуком). Шапка, душ, шахматы, шишка.

  1.  Игра «Определи место звука в слове» (5-7лет)

Попросите ребенка определить, в каком месте слова (начало, середина, конец) слышится звук с (или другой звук) в предложенных словах.

Сумка, санки, нос, каска, бусы, сыр, рис.

  1.  Игра «Какой звук первый, какой второй?» (5-7лет)

Произнесите сочетание из двух гласных звуков (АУ). Спросите ребенка, какой звук он слышит первым, а какой – потом. Затем поменяйте звуки местами.

Произнесите сочетание, состоящее из гласного и согласного звуков (АХ, ОХ,УХ). Спросите ребенка, какой звук он слышит первым, а какой – после него.

 Произнесите сочетание, состоящее из согласного и гласного звуков (ХА, ХО, ХУ). Спросите ребенка, какой звук он слышит первым, а какой – после него.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию речи.

учить детей отвечать на вопросы по данной лексической теме, строить законченные предложения самостоятельно или с помощью воспитателя, отгадывать загадки;закрепить представления об овощах, фруктах...

Методические рекомендации для развития речи у детей раннего возраста

Увеличение словарного запаса у детей раннего возраста...

Методические рекомендации по развитию речи дошкольников

Рекомендации по работе с мнемотаблицами...

Методические рекомендации по развитию речи детей раннего возраста для начинающих педагогов дошкольного образования. (на основе исследований Б.С. Волкова, Н.В. Волковой , В.В. Гербовой , А.А. Запорожца , М.И. Лисиной и др.)

Именно в дошкольном детстве (как ни в какой другой период) взрослый пользуется огромным авторитетом у ребенка, оказывает решающее влияние на его психическое развитие. Взрослый всегда является для ребе...

Методические рекомендации по развитию речи детей 5-6 лет.

Развитие лексической стороны речи. Расширять и активизировать словарный запас на основе углубления представлений ребенка об окружающей действительности. Много рассказывать и показывать ребенку, ...

Методическая разработка по развитию речи для заботливых родителей и их детей. "Я и моя семья"

Семья является персональной средой жизни ребенка и во многом определяет его развитие.Дети способны интуитивно чувствовать и понимать взрослых. Родители должны стремиться к преодоле...

консультация для родителей Методические рекомендации по развитию речи у детей 4–5 лет

Одним из главных условий гармоничного психического развития ребёнка является полноценное и правильное развитие его речи. Это достаточно сложный, творческий процесс. Но не может быть нас...