Методические рекомендации по развитию речи дошкольников
методическая разработка по развитию речи ( группа) на тему

Журавлева (Полторанина) Екатерина Александровна

Рекомендации по работе с мнемотаблицами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по развитию речи дошкольников.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания».

Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Проблемы речи детей дошкольного возраста:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов:

1 этап:  Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап:  Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап:  После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Последовательность работы с мнемотаблицами:

1. Введение элементов символов (формы, величины, действия).  

2. Использование опорных схем  на всех видах занятий, различных видов деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален).

3. Сочетание символов, чтение цепочки их.

4. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.)

5. Творческое создание детьми опорных схем.

Мнемотаблицы могут быть:

  1. Предметные (таблицы, в которых изображены определенные  предметы/персонажи).

Мнемотаблица к сказке «Маша и медведь»

mnemo_1

2. Предметно - схематические (таблицы, в которых есть определенные предметы/персонажи, а также схематическое изображение предметов/персонажей).

Мнемотаблица к сказке «Колобок»

mnemo_2

3. Схематические (таблицы, в которых предметы/персонажи изображены схематически).

Мнемотаблица к сказке «Курочка Ряба»

mnemo_3

Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется:

 даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее  количество изображений. И только после этого дается    схематическая   мнемотаблица.

Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом.

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

  • Строение рассказа
  • Последовательность рассказа
  • Лексико-грамматическую наполняемость

 рассказа.

Результаты:

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкойпсихического развития. Внимание - это форма познавательной деятельности. Как было выявлено в экспериментальном исследо...

Методические рекомендации по развитию речи для заботливых родителей

Методические рекомендации для родителей, которые хотят, чтобы их дети имели правильную и красивую речь, и в школе не допускали  ошибок на письме....

Методические рекомендации по развитию речи.

учить детей отвечать на вопросы по данной лексической теме, строить законченные предложения самостоятельно или с помощью воспитателя, отгадывать загадки;закрепить представления об овощах, фруктах...

Методические рекомендации для развития речи у детей раннего возраста

Увеличение словарного запаса у детей раннего возраста...

Методические рекомендации по развитию речи детей раннего возраста для начинающих педагогов дошкольного образования. (на основе исследований Б.С. Волкова, Н.В. Волковой , В.В. Гербовой , А.А. Запорожца , М.И. Лисиной и др.)

Именно в дошкольном детстве (как ни в какой другой период) взрослый пользуется огромным авторитетом у ребенка, оказывает решающее влияние на его психическое развитие. Взрослый всегда является для ребе...

Методические рекомендации по развитию речи детей 5-6 лет.

Развитие лексической стороны речи. Расширять и активизировать словарный запас на основе углубления представлений ребенка об окружающей действительности. Много рассказывать и показывать ребенку, ...

Методические рекомендации по развитию речи младших дошкольников в процессе ознакомления их с окружающим миром

Красивая, правильная речь ребенка - залог успешного обучения.  Детям, у которых  есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с взро...