Рекомендации родителям на лето
|
| Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.
Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.
Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры. Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.
В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!
Уважаемые родители! Помогите своему ребенку в его развитии, в преодолении трудностей!
Для своих летних занятий можно использовать следующую литературу:
- Коноваленко, С.В. Коноваленко Домашние тетради для закрепления звуков (Л, ЛЬ, С, З, Ц, Ч, Щ, Ш, Ж, Р, РЬ, СЬ, ЗЬ )В.В.;
- Ю.Б. Жихарева-Норкина Домашние тетради для логопедических занятий с детьми (закрепление звуков Л. ЛЬ, Р, РЬ, С-СЬ, З-ЗЬ-Ц, Ш-Ж, Ч-Щ );
- Т.А. Ткаченко Фонетические рассказы с картинками ( Звуки Л, ЛЬ, Ш-Ж, Р-РЬ, С-СЬ, З-ЗЬ,);
- Л.Н. Смирнова Мы учим звуки Ш, С.
Мы учим звуки Р, Л.;
- Л.А. Комарова Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Автоматизация звука С в игровых упражнениях.
Стихи, тексты для закрепления произношения звуков С, З, СЬ, ЗЬ
Чудесная сумочка
В сумочке чудесной –
Ох и чудеса,
В сумочке прелестной
Сыр и колбаса,
Соль, фасоль, сырочек,
Сахарный песок,
Маслица кусочек,
Ананасный сок.
| Вездеход
Вам сегодня не везет?
Вас автобус не везет?
Вы возьмите вездеход!
Вездеход вас повезет…
Верно, правильно назвали
Вездеходом вездеход
| Склевали гуси
Купила Марусе бусы бабуся.
На рынке споткнулась бабуся о гуся…
Не будет подарка у внучки Маруси:
Все бусы склевали по бусинке гуси.
| Затея
Вот веселая затея –
запускать на нитке змея.
Змей летит выше берез!
Ветер змея не жалея
Прямо к солнышку понес.
| Саня и сани
Маленькому Сане подарили сани.
Посмотрите сами: вот какие сани!
Вез на гору Саня за собою сани.
Съехал с горки Саня, а на Сане – сани!
| Подберезовик
Подберезовик, подберезовик
Ловко спрятался под березою
Да не прячься ты так старательно –
Я найду тебя обязательно.
| Вот так свистнул!
Кто-то принес Сереньке свисток. Носит с тех пор его Серенька всюду с собой и все свистит да свистит.
Один раз Серенька как свиснет! У самого уха кота Васьки. Испугался Васька и скок на стол. А там миска со сметаной. И вот миска пуста, а весь стол и Васька в сметане.
| Зайка и коза
У Зины заводная коза. Заведут ее – она забегает по доске. Забавная такая! Зина сама заводит козу. А о своем зайке совсем забыла. Одна Зоя не забывает зайку. Баюкает его и песенку поет: «Скоро мой зайка заснет, зайку никто не возьмет!»
|
Стихи, тексты для закрепления произношения звуков Ш, Ж
Жадина
Жадину я ни о чем не прошу.
В гости я жадину не приглашу.
Не выйдет из жадины друга хорошего,
Даже приятелем не назовешь его.
| Прибаутка
Уж ты, Мишенька, дружок,
Ты не бегай на лужок,
На крутой бережок.
| Добыча меда
Жалко жадных медвежат,
Пчелы кружатся, жужжат,
Жала к рожицам все ближе…
Мед медведи жадно лижут.
| Наша Маша
Наша Маша рано встала,
Кукол всех пересчитала:
Две матрешки на окошке,
Две Танюшки на подушке.
| Машина каша
Маша каши наварила,
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу
Кошке – в блюдце, Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
| Шмель
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
На лужайке я жужжу!
На лужайке я жужжу,
Над ромашками кружу!
Безобидно я жужжал,
Что же Женя убежал?
| Лошадки
Миша и Женя бежали. Они играли в лошадки. У Миши были вожжи. Он погонял Женю: «Но! Поехали! Живей! Живей!»Женя бежал вперед, поднимая ноги, как лошадь.
Ребятишки убежали далеко, а потом прибежали обратно к дому.
| Школа
Наташа и Гоша – школьники. Они идут в школу. В руках у них – школьные портфели. Там лежат книги и тетради.
Вот и наша школа. У нее пять этажей. В школе Наташа и Гоша вешают одежду в шкафы и переобуваются. У Гоши первым уроком должна быть химия, он идет на второй этаж. Наташе надо не третий этаж, у нее математика.
|
Стихи, тексты для закрепления произношения звуков Л, ЛЬ
Мила и мыло
Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила.
Миле в глаз попало мыло.
- Что ты плачешь, наша Мила?
- Я выплакиваю мыло.
| Лапти
Павка на лавке
Плетет лапти Клавке.
Не годятся лапти
Клавке на ножки,
А годятся лапти
На лапки кошке.
| Плотник
Летят опилки белые,
Летят из-под пилы.
Это плотник делает
Окна и полы.
| Хозяйка
Убежало, убежало
Убежало молоко.
Я с трудом его поймала.
Быть хозяйкой нелегко.
| Любят очень сильно славную малышку,
В ванночке купают Милочку-голышку,
Помогают маме Лада и Алина.
Лада поливает Милу из кувшина,
Мама моет мылом своего младенца,
А Алина вытрет Милу полотенцем.
| Клоун-чудак
Клоун-чудак
Все делал не так:
Ломом копал,
Лопатой ломал,
Пилой колол,
А кистью мел!
| Находка
Мала сидела у окна и услышала жалобный писк. Мила побежала в сад и увидела там маленького, еще слепого щенка. Ему было холодно.
Миле стало жалко его. Она закутала щенка в большой платок и понесла домой.
Дома Мила дала ему теплого молока. Щенок вылакал все молоко и уснул.
| Лодочка
На даче была лодка. Она была плохая. И на ней никто не катался. Но однажды Володя и Клава захотели покататься. Они взяли весла, сели в лодку и поплыли.
Лодка начала наполняться водой. Володя и Клава сильно испугались. Но недалеко была мель. Володя и Клава увидели ее и благополучно довели лодку до мели.
|
Стихи, тексты для закрепления произношения звуков Р, РЬ
Все красное
Красный помидор растет на огороде.
Красный георгин красуется в саду.
Красная брусника краснеет у дороги.
А красную ромашку я что-то не найду.
| Кенгуру
Носит мама-кенгуру
В теплой сумке детвору.
А ребятки-кенгурятки
Целый день играют в прятки
| Алешкина кричалка
Лейся, лейся дождик!
Я хочу расти!
Я не сахар! Я не коржик!
Не боюсь я сырости!
| Три крокодила
Жили в долине Нила
Три больших крокодила.
Первый – только большой.
Второй – с прекрасной душой.
А третий – ну просто милый!..
Но всех их зовут - крокодилы.
| Драчун
На руке у Ромы рана,
И рукав у Ромы рваный.
Дрался Рома утром рано
У своих ворот с бараном
| Варежки
Варежки у Вари пропали на бульваре.
Воротилась Варя вечером с бульвара,
И нашла в кармане
Варежки Варвара.
| В пенале
Хвастались друг перед другом ручка и карандаш.
- Я отлично пишу! – говорила ручка. – Без единой ошибки!
- А я, - вторил ей карандаш, - я и забыл, когда ошибался!
А резинке было стыдно это слушать, ведь она стирала их ошибки.
| Разведчица
- Мамочка, если бы твоя любимая чашка разбилась, ты бы очень расстроилась?
- Наверное, расстроилась. А почему ты спрашиваешь?
- Меня Вовка на разведку прислал.
|
| Работа с детьми младшего дошкольного возраста
| Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: как ни в каком другом возрасте быстро пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов: "апиед" вместо "велосипед"), неправильное ударение и пр.
На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно если не уверенны в правильности произношения), другие — крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.
Предлагаемые ниже игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-, двух-, а также трех-, четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания.
Угадай, что звучит
Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.
Взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. "Что звучит?" — спрашивает он детей. Дети отвечают, и взрослый снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т. д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.
Чудесный мешочек
Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных (утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр.).
Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек.. Родитель, держа мешочек, подходит к ребенку и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее и громко назвать. Родитель добивается, чтобы ребенок правильно и внятно называл игрушку. Если ребенок затрудняется ответить, взрослый подсказывает ему.
Следующие игры и упражнения помогают обучить детей правильному произношению определенных звуков в словах, помочь им чисто, отчетливо выговаривать слова с этими звуками.
Магазин
Наглядный материал : игрушки, в названиях которых есть звуки м – мь, п – пь, б – бь (матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.).
Родитель расставляет на столе игрушки и предлагает ребенку поиграть. "Я буду продавцом", — говорит он и переспрашивает: "Кем я буду?". Ребенок отвечают. "А ты будешь покупателем. Кем ты будешь?" — "Покупателем", — отвечают ребенок. "Что делает продавец?" — "Продает" — "Что делает покупатель?" — "Покупает". Взрослый показывает игрушки, которые он собирается продавать. Ребенок называют их. Затем родитель приглашает к столу ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет, например, мишку. Родитель соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово "пожалуйста" выделяет голосом. Взрослый дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы.
Родитель следит за тем, чтобы ребенок правильно произносил звуки м – мь, п – пь, б– бь в словах, отчетливо выговаривал слова с этими звуками.
Можно ездить или нет
Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов имеющих в названии звук с (сь): санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др.
Дети по очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает свою группе, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Взрослый следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.
На прогулку в лес
Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях которых имеются звуки с (сь), з (зь), ц).
Взрослый выставляет игрушки и просит детей назвать их. Затем он предлагает детям отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Малыши выбирают нужные игрушки, называют их, сажают в машину и отвозят в определенное заранее место. Взрослый следит, чтобы дети верно отбирали предметы, внятно и громко называли их, правильно произносили при этом звуки с (сь), з (зь), ц.
Скажи, как я
Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).
Взрослый предлагает ребенку внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Следить за тем, чтобы ребенок произносил слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.
Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых дети испытывают затруднения.
|
| Работа над слоговой структурой слова
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращения звуков и слогов, значит структура слов воспроизводится неверно. До трех лет это физиологически обусловлено, нормально. Мы нередко слышим от малышей, только начавших говорить, примерно такие слова: "мацицикл" (мотоцикл), "мицанель" (милиционер), "касанавт" (космонавт), и оправданно не беспокоимся о состоянии их речи. Однако если дошкольник в 4-5 лет произносит: "касавока" (сковородка), "писось" (пылесос), "анга" (нога), "липека" (таблетка) и т.п., то это указывает на стойкое нарушение слоговой структуры слова. В таком случае ребенку требуется помощь специалиста - логопеда. В системе языка с тремя основными составляющими - фонетикой, лексикой и грамматикой - слоговая структура занимает, на наш взгляд, особое место. С одной стороны, это, несомненно, часть произносительной стороны речи - фонетики (Т.Г.Егоров, Н.Х.Швачкин и другие). Но с другой - существует связь между структурными искажениями слов и их семантической недостаточностью у дошкольников (Р.Е.Левина, А.К.Маркова и другие). Поэтому лексические единицы, а именно слова с малознакомым значением чаще подвергаются изменениям на слоговом уровне. По данным некоторых исследователей, существует влияние формирования слоговой структуры и на грамматический строй речи. Р.Е.Левина отмечает, что возникновение предложений в речи ребенка тесно связано со слогообразованием. По мнению Д.Б.Эльконина, овладение грамматическим строем напрямую зависит от ориентировки ребенка в звуковой системе родного языка. Улучшая последнюю (и, в частности, воспроизведение слоговой структуры слов), мы создаем основу для усвоения детьми разнообразных грамматических конструкций и грамматики в целом.
Известен и тот факт, что отдельные слова связываются в предложения благодаря грамматическим средствам - окончаниям, а также различным предлогам и союзам. Они же, в свою очередь, нередко образуют в речевом потоке слабые, безударные слоги, звуковые комбинации, содержащие стечения согласных звуков (под столом, в стакане, со скамейки, из-под шкафа).
Итак, при нормальном речевом развитии и в условиях его патологии становление и функционирование всех компонентов языковой системы - фонетики, лексики и грамматики - органически связано с таким понятием, как слоговая структура слова.
При подготовке ребенка к школе нужно поработать над слоговой структурой слова, т.е. определение количества слогов в слове, места слога в слове, выделение гласных звуков в слове. Опора на гласные звуки при слоговом делении позволяет устранить пропуски гласных звуков на письме.
|
| Можно предложить задания:
- Определить количество слогов в слове;
- Разложить картинки в 2 ряда в зависимости от количества слогов;
- Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки (..буз, ут.., лод..).
- После того, как ребенок научится по заданию хлопать в ладоши 1, 2, 3 раза, научите сочетать число хлопков с количеством слогов в словах: ма-ма, ча-сы, ма-ши-на, ли-мо-ны и т.п.
- Учите ребенка подбирать слова с заданным количеством слогов. Легче всего произносить слова, состоящие из слогов типа «согласный-гласный» (ма-ма, му-ка и т.п.), затем подбираются слова, где один слог оканчивается на согласный (ка-ток, мас-ка, бан-ка, пас-та и т.п.), далее – слова, в которых оба слога оканчиваются согласным (лас-тик, бан-тик и т.п.).
- Упражняйте в распределении согласных между двумя соседними слогами. Наибольшие трудности возникают при произнесении стечения согласных: ста-кан, Моск-ва, гра-дус-ник, каст-рю-ля, прос-ты-ня.
- Запишите в «Словарик» слова, в которых ребенок пропускает или переставляет слоги. Учите его считать количество слогов в слове, начиная с боле простых – двухсложных.
После того, как ребенок научится правильно выговаривать слово, обязательно надо следить за тем, как это слово произносится им во фразах, в речевом потоке. Это более сложный вид работы, чем отработка изолированного произнесения.
Дети, умеющие читать, легче воспроизводят ритмический рисунок слов, тем более со сложной слоговой структурой.
- Напишите слово (лучше на клейких листах), разрежьте его на слоги, перемешайте их. Предложите ребенку собрать (склеить) слоги, чтобы опять получилось слово. Сначала задание можно выполнять с опорой на образец, а затем по памяти.
- Выделить первый слог из названия картинок, записать его, прочитать, что получилось ([ма]трешка, [ма]лина, [мы]ло, [ла]сточка, [ра]ма, [му]ха - Мама мыла раму.);
- Такого рода задания не только способствуют правильному воспроизведению слоговой структуры слов, но и формируют навыки контроля и планирования, необходимые в любой деятельности, особенно учебной.
|
|
|
|
Комментарии
Готовлю рекомендации для
Готовлю рекомендации для родителей на лето. Как раз вовремя нашла ваш материал! Огромное спасибо!