"Учись говорить правильно" проект
проект по логопедии (старшая группа) на тему

Характерной особенностью речевого дизонтогенеза у детей с общим недоразвитием речи является факт длительного сосуществования предложений грамматически правильно и неправильно оформленных. Эти дети нуждаются в специальных дополнительных заданиях по осознанному формированию различных видов словосочетаний и предложений, и включения в логопедическую работу разделов, содержание которых направлено на развитие осознанных навыков и умений  использования слов в составе предложения.

Именно поэтому обучение дошкольников с общим недоразвитием речи 5-6 лет навыкам правильного построения предложений – одна из основных задач в системе логопедических занятий на протяжении всех периодов обучения, что и обусловило актуальность нашего исследования «Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) построению предложений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sam.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ: «Учись говорить правильно!»

Авторы: учитель-дефектолог Масленникова С.С.

Вид проекта: познавательно – речевой

Длительность проекта: 2 года

Участники проекта: воспитанники 6-го- 7-го года жизни, педагоги группы ,  родители.

Образовательная область: развитие коммуникативной функции речи, качества общения.

Актуальность проблемы:

Характерной особенностью речевого дизонтогенеза у детей с общим недоразвитием речи является факт длительного сосуществования предложений грамматически правильно и неправильно оформленных. Эти дети нуждаются в специальных дополнительных заданиях по осознанному формированию различных видов словосочетаний и предложений, и включения в логопедическую работу разделов, содержание которых направлено на развитие осознанных навыков и умений  использования слов в составе предложения.

Именно поэтому обучение дошкольников с общим недоразвитием речи 5-6 лет навыкам правильного построения предложений – одна из основных задач в системе логопедических занятий на протяжении всех периодов обучения, что и обусловило актуальность нашего исследования «Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) построению предложений

Цель: изучение и формирование структуры предложения у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

1. Подобрать методики для обучения дошкольников с ОВЗ построению предложений.

2. Разработать систему обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья построению предложений.

3. Развивать грамотную речь, при составлении предложений при помощи схем-моделей.

4. Создать базу дидактических материалов, необходимую для занятий с воспитанниками дошкольного возраста с привлечением к этому   родителей.

5. Оказать консультационную помощь родителям в преодолении нарушений при построении предложений.

6. Активизация речевой деятельности.

Предполагаемый результат:

- воспитанники должны научиться оперировать понятиями слово, предложение, подлежащее, сказуемое, предлог, определение, дополнение;

- стараться строить предложение синтаксически и грамматически правильно;

- умение пользоваться схемой-моделью;

- в общении быть свободными, раскрепощенными, проявлять самостоятельность, инициативу.

Ресурсное обеспечение проекта:

Наглядный материал:

•         Книги , иллюстрации, схемы-модели

               Методическое сопровождение проекта:

•        Конспекты организованной деятельности

•        Консультативный материал для родителей.

•        Картотека игр

                 Основные направления работы с детьми:

                Непосредственно образовательная  деятельность.

                Совместная партнёрская  деятельность педагогов и дошкольников.

                Совместная  деятельность родителей  и дошкольников.

                Самостоятельная деятельность воспитанников.

                 Формы работы:

•        Подвижные игры

•        Игровые упражнения, игровые  ситуации

•        Сюжетные игры

•        Театрализованные игры

•        Чтение, обсуждение

•        Заучивание, рассказывание

•        Беседа

•        Самостоятельная художественно- речевая деятельность              

•         Вопросы и ответы

•         Выставки в книжном уголке

•        Экскурсии

•        Конструирование

•        Составление и отгадывание загадок

Принципы реализации проекта:

1. Возрастной адресованности – содержание дидактического пособия соответствует возможностям воспитанников к усвоению речевого материала.

2. Поэтапности – работа с каждым дидактическим пособием начинается и соответствует задачам логопедической работы на данном этапе коррекции.

3. Индивидуально - дифференцированного подхода – учет пола, возраста ребенка, накопленного им опыта, особенности эмоциональной сферы и др.

4. Словесного сопровождения – работа с дидактическим пособием сопровождается точной и конкретной речью.

5. Взаимодействия – партнерские взаимоотношения между ребенком и взрослыми.

Методы и приемы:

- образец

- повторение

- объяснение

- указания

- словесное упражнение

- оценка детской речи

- вопрос

- показ

- дидактическая игра

- игра – драматизация

- напоминание

- совет

- подсказ

- исправление

- замечание

Предварительная работа:

- показ педагогом своих речевых умений и навыков, соответственно заинтересовывая этим воспитанников;

РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ

РАСПРЕДЕОЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ.

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность дошкольников

I этап

организационный (2 недели).

1. обсуждение темы, цели и задачи пректа

2. диагностическое обследование детей

3. создание условий, необходимых для реализации проекта

1. вникание в проблему

2. принятие задач

II этап  реализации (2 учебных года).

1. проводит работу над словом

2. проводит работу над предложением

3. учит правильному построению предложений с помощью схем моделей

4. продолжает работу, начатую в старшей группе, на более сложном речевом материале (подготовительная группа)

5. оказывает практическую помощь

6. усложняет речевой и игровой материал

1. дети включаются в работу, выполняют все задания педагога по образцу и самостоятельно.

2. выполняют домашнее задание.

3. формируют знания, умения, навыки.

III этап завершающий (2 недели).

1. сбор и обработка практических материалов.

2. соотнесение прогнозируемых результатов с полученными.

1. систематизируют информацию

2. планируют совместную деятельность

IV этап

1. подготовка к презентации.

2. защита проекта

1. совместно готовятся к презентации

Перспективное планирование на 2012-2013 гг.

Периоды

Тема занятия

Схемы - модели

I период

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

I Этап:

Работа над словом

«Семья»:

слово-предмет (живые предметы).



«Овощи – фрукты»:

слово-предмет (неживые предметы);



слово- действие;


слово-признак.



«Сад-огород», «Осень»:

слово-предмет;



слово-действие;



слово-признак;

_____

(коричневый цвет)

Папа


_____

(черный цвет)

Банан


˗˗˗˗˗˗˗

Растет


ᵕᵔᵕᵔᵕᵔᵕ

Сладкий



˗˗˗˗˗˗˗˗

Листок


˗˗˗˗˗˗˗

Падают



ᵔᵕᵔᵕᵔᵕᵔ

Желтые

II этап:

Работа над предложением

слово-определение;



слово-дополнение.



«Сезонная одежда, обувь»:

нераспространенное предложение;



распространенное предложение.



«Посуда», «Продукты питания» :

распространенное предложение.



«Птицы, звери и их детеныши»

работа над предлогами.

ᵔᵕᵔᵕᵔᵕᵔ

Осеннее


                               

Осенью


|___ ˗˗˗˗˗.

Мальчик одевается.



          |___ ˗˗˗˗˗ .      .

Девочка надевает куртку.


|___ ˗˗˗˗˗ ᵔᵕᵔᵕᵔᵕ          .

Мама взяла большую кастрюлю.


|___ ˗˗˗˗˗ □        .

Птицы сели на ветку.

II период

(декабрь, январь, февраль)

«Зима»:

с различными предложными конструкциями с использованием вопросов где?


«Деревья»:

с различными предложными конструкциями с использованием вопросов куда?


 «Новогодний праздник»:

с различными предложными конструкциями с использованием вопросов что с чем?


«Мебель»:

с различными предложными конструкциями с использованием вопросов что за чем?


«Профессии»

|___ ˗˗˗˗˗ □        .

Снег лежит у ворот.




|___ ˗˗˗˗˗ □        .

Саженцы посадили в землю.



|___ ˗˗˗˗˗ □        .

Шарик висел с сосулькой.




|___ ˗˗˗˗˗ □        .

Кресло стоит за диваном.




|___ ˗˗˗˗˗         .

Врач лечит людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учить говорить красиво

Как важно уметь выразить свои мысли и донести все оттенки эмоций собеседнику....

Учимся говорить правильно в 6-7 лет

В данном пособии сделана попытка обобщения моего опыта работы  в специализированной группе для детей с речевыми патологиями.Разработанные конспекты представляют собой систему специальных логопеди...

Учимся говорить правильно.

Обучающий материал, который помогает повысить интерес детей к логопедическим занятиям. Представлены разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по коррекции звукопроизношения....

Консультация "Учимся говорить"

консультация в помощь воспитателям в работе с родителями и детьми....

Учимся говорить правильно

Игры, дидактические упрожнения на формирование грамматически правильной речи у детей старшего возраста....

«Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации (Центры:«Учимся говорить» и «Будем говорить правильно»)»

Развивающая  предметно-пространственная  среда  дошкольной  организации должна быть:• содержательно-насыщенной, развивающей;• трансформируемой;• полифункциональной;• вариативной;• ...

Консультация для родителей "Учусь думать - учусь говорить"

Консультация "Учусь думать - учусь говорить" поможет родителям правильно подготовить ребенка 6-7 лет к обучению в школе....