Учимся говорить правильно
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Игры, дидактические упрожнения на формирование грамматически правильной речи у детей старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya___govorit_pravilno.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Учимся   говорить правильно

           

       Развлечение для   детей  старшего возраста  « В гостях у  Золотой  осени».

Автор: Старушок Светлана Анатольевна, воспитатель 1 квалификационной категории.

МДОУ детский сад №18 г.Ржев, Тверская область.

  Задачи:

1. Развивать навык образования относительных прилагательных от существительных;

2. Закрепить умение  подбирать слова-действия к существительным;

3. Закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными;

4. Учить отгадывать загадки;

5. Закрепить знания  об основных признаках осени;

6. Обогащать словарь, формировать темп речи, дикцию.

Материал: карточки с изображением дождя, ветра, листьев, птиц, зверей;  листья разных деревьев  (из цветного картона) на каждого ребёнка;  корзинка; натуральные овощи.

Персонажи: Кленовый листочек, Осень, Дождик, Ветерок.

 Ход праздника:    

Воспитатель:          Поспевает брусника,

                                      Стали дни холоднее.

                                      И от птичьего крика

                                      В сердце только грустнее.

                                      Стаи птиц улетают

                                      Прочь, за синее море.

                                      Все деревья блистают

                                      В разноцветном уборе.   (К. Бальмонт)

- О каком времени года говорится  в стихотворении?              

 Ребята, сегодня мы отправимся в гости в  королевство « Золотой  осени».

      Дети  заходят  в  зал,  украшенный  листочками.  Их  встречает  персонаж  - Кленовый  листочек.

Кленовый листочек:   Здравствуйте, дети! Вы пришли в королевство Золотой осени.   Но встретиться с ней вы сможете только тогда,  когда ответите на все мои вопросы.  

-Почему  осень  называют «золотой»?

-Назовите осенние месяцы

-Как можно назвать осень в сентябре?   (Ранняя, золотая)

-Как можно назвать осень в октябре?      (Дождливая, грустная)

-Как можно назвать осень в ноябре?        (Поздняя)

-Расскажите, что происходит осенью в природе?

Проводится  дидактическое упражнение « Подбери слова-действия»

Детям раздаются карточки с изображением  птиц,  дождя, ветра, листьев, зверей.  Дети подбирают слова-действия.

Дождь – моросит, льёт, идёт, капает.

Птицы – улетают, перелетают, поют, курлыкают.

Ветер – дует, воет, завывает, разгоняет тучи, срывает листья.

Листья – желтеют, вянут, опадают, шуршат, шелестят, сохнут, кружатся в воздухе.

Звери – меняют шубку, готовят запасы, впадают в спячку.

Кленовый листочек:       Ходит осень по дорожке,

                                                 Промочила в лужах ножки.

                                                    Льют дожди,

                                                    И нет просвета.

                                                    Затерялось где-то

                                                    Лето.

                                                    Ходит осень,

                                                    Бродит осень.

                                                    Ветер с клёна листья

                                                    Сбросил.

                                                    Под ногами коврик новый,

                                                    Жёлто- розовый –

                                                    Кленовый.                 (В. Авдиенко)

                                             (разбрасывает по залу  листья)

Проводится хороводная игра   «На дворе листопад»

Дети идут по кругу,  взявшись за руки.  

На дворе листопад,

Парк теряет  свой наряд.

По дорожке мы пойдём,

Все листочки соберём.

Бегают врассыпную по залу, останавливаются, берут  листочек.

1  ребёнок:   -  У кого  кленовый лист,  ко мне в кружочек становись!  (дети с кленовыми листьями образуют круг)

2 ребёнок:  -  У кого дубовый лист, ко мне в кружочек становись!    (дети с дубовыми листочками  образуют круг)

3 ребёнок:  - У кого рябины  лист ко мне в кружочек становись!  (дети с  листьями  рябины образуют круг)

Дети идут  хороводом в маленьких кружках.

Разбросал листопад

Разноцветный свой наряд.

Отыскали мы листок,

Принесли его в кружок.

Ребёнок-«Ветерок»:    Ветерок вдруг налетел,    

                                              Зашуршал, зашелестел,

                                              Разорвал кружочки,

                                              Разбросал листочки.  

                                                                                                                                                 

    Бежит  по залу,  разрывает круги. Дети с листочками   кружатся,  приседают,  кладут листочки  на пол.

                                                            Входит  персонаж  -  Осень

Осень: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы посетили моё королевство.

Воспитатель:

- Здравствуй, Осень, здравствуй, Осень,

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, Осень, спросим,

Что в подарок принесла?

Осень:    -  А  принесла я вам…

              (проводится игра «Узнай по описанию»)

- Круглое, спелое, сочное, вкусное….  (яблоко)

- Продолговатый, зелёный, хрустящий, твёрдый… (огурец)

- Продолговатая, оранжевая, хрустящая, сочная, сладкая… (морковь)

- Круглый, сочный, красный, мягкий… (помидор)

- Круглая, бордовая, твёрдая, сладкая… (свёкла)

Воспитатель:     -  Мы знаем, что на зиму заготавливают не только овощи, но и фрукты, и ягоды.

Ребята, что готовят впрок из фруктов и ягод?  ( Компот, сок, варенье, джем).

 

                                           Проводится д/игра «Назови, одним словом»

- Варенье из малины  …  (малиновое)

- Варенье  из яблок …

- Компот  из груш …

- Компот  из слив …

- Джем из вишни …

- Сок из смородины …

- Сок из винограда …

Осень:  -  А сейчас отгадайте мои загадки.

1.  Сидит – зеленеет,

     падает – желтеет,

     лежит  - почернеет.     (Листья)

2.  Пришла без красок

     и без кисти,

     И  перекрасила

     все листья.                 (Осень)

3. В красном платьице девица,

    Вышла с осенью проститься,

    Осень проводила,

    Платье снять забыла.

    И на красные узоры

    Первый снег ложится.            (Рябина)

4.  Шёл долговяз, да в земле увяз.  (Дождь)

   Выбегает  персонаж Дождик. На нём плащ-дождевик, в руках блестящие ленточки из фольги. Он бежит за детьми. Дети убегают. Кого коснётся  Дождик, тот рассказывает  стихотворение или пословицу,  загадывает загадку  про осень.

Литература:

  1. Тарабарина Т.И.  Детям о времени. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  2. Елкина Н.В., Мариничева О.В.  Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  3. Кыласова Л.Е.  Развитие речи.  - Волгоград:  Учитель, 2007.
  4. Епифанова О.В.  Развитие речи  Окружающий мир.  – Волгоград: Учитель,  2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся говорить правильно в 6-7 лет

В данном пособии сделана попытка обобщения моего опыта работы  в специализированной группе для детей с речевыми патологиями.Разработанные конспекты представляют собой систему специальных логопеди...

Учимся говорить правильно.

Обучающий материал, который помогает повысить интерес детей к логопедическим занятиям. Представлены разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по коррекции звукопроизношения....

Проект "Учись говорить правильно"

Цель проекта: стимулирование произносительной стороны речи, снижение количества детей с нарушением звукопроизношения путем профилактических мероприятий на этапе  становления речи в условиях дошко...

Компьютерная игра для развития речи "Учимся говорить правильно "

Методические рекомендациипо использованию пособия «Учимся правильно говорить» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Пособие «Учимся  правильно  говорить»  предназначено  для  коррек...

"Учись говорить правильно" проект

Характерной особенностью речевого дизонтогенеза у детей с общим недоразвитием речи является факт длительного сосуществования предложений грамматически правильно и неправильно оформленных. Эти дети нуж...

Семейный праздник "Учимся говорить правильно"

Данное мероприятие способствует повышению интереса родителей воспитанников к логопедической работе дошкольного учреждения....