Компьютерная игра для развития речи "Учимся говорить правильно "
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) по теме

Шевченко Елена Евгеньевна

Методические рекомендации

по использованию пособия «Учимся правильно говорить»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Пособие «Учимся  правильно  говорить»  предназначено  для  коррекционно-развивающей

работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками, имеющими нарушения речи.

Данное  пособие  является  образовательным  ресурсом  для  индивидуальных  и  подгрупповых

занятий  по  развитию  фонематического  слуха,  темпо-ритма,  лексико-грамматического  строя

речи  и  связной  речи. Цифровые  образовательные  ресурсы  содержат  тестовые  интерактивные

игры,  тренажеры,  статический  и  динамический  видеоряды,  звуковые  материалы (звуки неречевые и речевые, звукоподражания).

            Наглядно-дидактическое пособие включает в себя следующие разделы:

1.  Неречевые звуки

2.  Звукоподражание

3.  Речевые звуки

4.  Развитие связной речи

Раздел «Неречевые  звуки»  представлен  видеорядом,  состоящим  из  серии  тематических и сюжетных иллюстраций, и экспериментальных заданий, которые можно использовать

при  изучении  лексических  тем «Профессии», «Транспорт», «Наш  дом», «Зима», «Весна»,

«Лето», «Осень». Учитель-логопед,  используя  представленные  иллюстрации, может  проводить лексическую работу по уточнению, расширению и закреплению словарного запаса детей и грамматического строя речи.

Экспериментальные  задания  представлены  в  двух  уровнях  сложности: «Изучение»  и

«Задание»,  что  позволяет  учителю-логопеду  осуществлять  дифференцированный  подход  в

процессе коррекционно-развивающей работы. 

Так например, при работе с задание «Музыканты» в режиме «Изучение» дети получают

инструкцию: «Найди все музыкальные инструменты на  экране. Назови их. Выбери инструмент и послушай, как он звучит». Таким образом, дети соотносят звучание с изображением

предмета. 

Переходя  в режим «Задание», дети получают инструкцию: «Послушай  внимательно и

запомни, какие инструменты звучали. Потом выдели инструменты в последовательности их

звучания». Если задание выполнено неверно, звучит голос диктора «Попробуй еще раз». При

правильном  выполнении  задания –  поощрение.  В  данном  задании  предусматривается  не-

сколько уровней сложности: 

1-й, 2-й уровень: звучит один музыкальный инструмент

3-й уровень: два музыкальных инструмента и т.д.

Аналогичным образом представлены  задания «Транспорт», «Наш дом», «Лес», «Колокольчики», «Дождик».

Раздел «Звукоподражание»  представлен  видеорядом,  состоящим  из  серии  тематических и сюжетных иллюстраций и экспериментальных заданий, которые можно использовать

при изучении лексических тем «Домашние животные», «Птицы», «Домашние птицы», «Моя семья». Учитель-логопед, используя представленные иллюстрации, может проводить лексическую работу по уточнению, расширению и  закреплению словарного  запаса детей и грамматического строя речи. 

В  разделе представлены  следующие  экспериментальные  задания: «Кто живет  рядом  с

нами», «Скотный двор», «Птичий двор», «Голоса». Задания этого раздела, так же представ-

лены в двух уровнях сложности, аналогично заданиям раздела «Неречевые звуки».

Раздел «Речевые  звуки»  представлен  мультимедийными  играми-заданиями  двух  типов. К первому типу относятся задания «Услышь звук У», «Услышь звук А», «Услышь звук

О», «Услышь звук Э» «Услышь звук Ы», «Услышь звук И», «Услышь звук С», «Услышь звук

Сь»,  «Услышь звук Ш», «Услышь звук Л», «Услышь звук Ль», «Услышь звук Р», «Услышь  

звук Рь», «Услышь  звук З», «Услышь  звук Зь», «Услышь  звук Ж», «Услышь  звук Ч», «Услышь звук Ц», «Услышь звук Щ».

Ко  второму  типу  заданий относятся  задания «Определи место  звука У  в  слове», «По-

мести картинки в ящики. Звуки А, У», «Помести картинки в корзины. Звуки А, У, О», «Игра

«Кто это? Что это?», «Сосчитай звуки», «Помести картинки в корзины. Звуки С, Сь», «Определи место звука Ш в слове. Распредели по домикам», «Помести картинки в корзины. Звуки

С, Ш», «Определи место  звука Л  в  слове,  распредели  по  домикам», «Помести  картинки  в

корзины.  Звуки Л, Ль», «Помести  в  ящики.  Звуки Р, Л», «Помести  в  домики.  Звуки С,  З»,

 

«Помести в ящики. Звуки Ш, Ж», «Посчитай слоги. Помести слова в корзины», «Посчитай

слоги. Помести слова в домики», «Помести в ящики. Звуки Ц, С, Т», «Помести в корзины.

Звуки Щ, Сь».

В первом типе заданий предусмотрены три уровня сложности, которые позволяют развивать фонематическое восприятие на уровне звукоряда, слогоряда и ряда слов. Например, в

игре-задании «Услышь звук У» перед началом задания предлагается выбрать уровень сложности. После нажатия на кнопку «Начать» звучит инструкция. По щелчку мыши по самолету

из него вылетает шарик, которому соответствует озвученный текст (первый уровень – звук,

второй уровень – слог, третий уровень – слово). Если в слышимом есть звук У, то необходимо щелкнуть мышью по шарику. Если задание выполнено верно – поощрение. В случае не-

верного ответа звучит голос диктора «Попробуй еще раз». Аналогично проводится работа со

всеми заданиями первого типа.

Во втором типе заданий дети получают инструкции на дифференциацию звуков, звуков

по их количеству, слов в зависимости от места расположения заданного звука, слов, в зависимости  от  количества  слогов  и  слов,  обозначающих  одушевленные  и  неодушевленные

предметы. Например, в игре-задании «Помести картинки в ящики. Звуки А, У» после нажатия на кнопку «Начать» звучит инструкция диктора, побуждающая ребенка назвать картинки, выделить в названиях звуки «А» или «У» и помесить картинки в соответствующие ящики. При верном выполнении задания звучит поощрение, затем дается следующий набор картинок.  В  случае  неверного  выполнения  задания  звучит: «Попробуй  еще  раз».  Учитель-логопед  может  оказать  ребенку  определенный  вид  помощи  в  зависимости  от  затруднений ребенка (сконцентрировать внимание, обратить внимание на артикуляцию звука и т.д.).

Четвертый  раздел «Развитие  связной  речи»  представлен мультимедийными  играми-

заданиями двух типов. К первому типу заданий относятся игры «Слово-действие», «Подбери

действия», «Слово-признак», «Подбери  признаки»  и «Составляем  рассказ-описание».  Ко

второму типу заданий относится игра-задание «Перескажи рассказ».

В первом типе заданий представлено по несколько вариантов заданий. Так например, в

игре-задании «Слово-действие»  перед  каждым  из  вариантов  заданий  звучит  инструкция:

«Оживи картинку. Подбери к предмету действие. Составь предложение из двух слов». В случае правильного выполнения задания, с помощью мыши можно перейти к следующему. Задача детей состоит в переносе карточки с картинкой к ячейке со словом, т.е. в соотнесении действия с предметом. В случае неверного выполнения задания – голос диктора «Попробуй еще раз». В случае необходимости учитель-логопед оказывает помощь ребенку. Аналогично

выполняются другие игры-задания этого типа. 

Игра-задание «Перескажи рассказ» (второй тип) ориентирована на работу с серией картинок и обучению пересказу небольшого рассказа с опорой на картинки. В игре представлены четыре набора картинок и четыре рассказа. Логопед может выбирать рассказы в зависимости  от  уровня  речевого  развития  детей  и  изучаемой  лексической  темы. На  экране  представлен  ряд  картинок.  Детям  дается  инструкция «Рассмотри  картинки. Послушай  рассказ.

Расставь  картинки  в  последовательности  рассказа. Перескажи  рассказ  с  опорой  на  картинки».

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект парциальной образовательной программы по речевому развитию "Давайте говорить правильно"

В программе указано обоснование выбора парциальной программы, цели, задачи, принципы реализации программы, планируемые результаты освоения программы.Тематическое планирование раскрывает содержание ...

Смотр-конкурс центров речевого развития "Будем говорить правильно!"

С 18 по 25 января 2019 года в нашем учреждении проходил смотр-конкурс на создание лучшего речевого центра "Будем говорить правильно!"....

Лепбук по развитию речи "Говорим правильно"

Данное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) В пособии представлены игры и упражнения, направленные на совершенствование произносительных навыков и умений детей, разв...

Программа кружковой работы по развитию речи «Говорим правильно» в средней группе

Программа дополнительного образования «Говорим правильно» направлена на развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие гр...

Рабочая программа кружка по развитию речи "Говорим правильно"

представлена рабочая   программа кружка "Говорим правильно"...


 

Комментарии

Елена Евгеньевна,очень интересная подача материала. Возьму на вооружение. Спасибо!

Полезная информация.Спасибо!

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

Елена Евгеньевна! А у меня эта игра уже несколько лет есть. Я её приобрела на курсах. И очень она мне понравилась. Дети ёё очень любят.Очень нравятся речевые и неречевые звуки. Спасибо Вам огромное! Желаю Вам продолжать творить!!!!

Спасибо. Все очень пригодится.