Публикация в журнале "Музыкальная палитра" № 4 2013 г. "Взаимосвязь учителя - логопеда и музыкального руководителя через современные образовательные технологии. Домик Весёлого Язычка". (коррекционно - развивающие игры для детей старшей группы).
учебно-методический материал (логопедия) на тему

Мануилова Татьяна Александровна

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  общеразвивающего вида № 20 станицы Каневской муниципального образования Каневской район Краснодарского края

  

 

 

 

 

 

Публикация в журнале "Музыкальная палитра" № 4 2013 года в разделе "Коррекционная страничка"                                             

Взаимосвязь

 

учителя – логопеда и музыкального руководителя

 

 через современные образовательные технологии.

Домик Весёлого Язычка. 

Коррекционно - развивающие игры для детей старшей группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Учитель – логопед:

                                   Мануилова

                            Татьяна

                                         Александровна

 

                                                                  Музыкальный руководитель:

                               Кривошея

                              Светлана

                                        Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

2013 г.

Взаимосвязь учителя – логопеда и музыкального руководителя

 через современные образовательные технологии.

 

         Анализ литературы показывает, что нетрадиционные методы преодоления нарушений речи представляют для учителя - логопеда не часть содержания логопедического воздействия, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в речевом развитии ребёнка. На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (арома - , хромотерапия, смехо - , изо - , глина - , воско - , су – джок, кристаллотерапия и др.), но хочется остановиться на тех, которые являются наиболее целесообразными и эффективными: игро - , сказко - , музыкотерапия. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который нарушен при расстройствах речи) и улучшение психоэмоционального состояния детей.

Осуществляя взаимосвязь учителя – логопеда и музыкального руководителя через современные образовательные технологии при совместной работе с детьми - логопатами, в  непосредственно образовательной деятельности мы используем такие современные образовательные технологии, как:  игро - , сказко - , музыкотерапию.

Цель применения современных образовательных технологий: создавать положительный эмоциональный фон реабилитации (снятие фактора тревожности, неуверенности); развивать дыхательный и артикуляционный аппарат; растормаживать и развивать речевую функцию; стимулировать двигательные функции;   развивать и корректировать сенсорные процессы (ощущения, восприятия, представления) и сенсорные способности.

Во время логопедической НОД музыкальный звук в коррекционных целях способствует активизации резервных возможностей человеческого организма, то есть работают здоровьесберегающие технологии. Классическая музыка несёт в себе огромный потенциал. Тем более, что большинство классических произведений уже аранжированы и адаптированы для малышей.

Музыку мы широко используем для коррекции двигательных и речевых нарушений, речевого дыхания, недостаточного психомоторного развития, чувства ритма в форме

подгрупповой логопедической НОД в сопровождении с музыкой. Автор музыки: музыкальный руководитель Кривошея Светлана Владимировна. Ритмические игры, дыхательная и артикуляционная  гимнастика, пальчиковые игры с использованием мимики и без неё, игры - диалоги  проводим с помощью многофункционального пособия – тренажёра логопедической ширмы «Домик Весёлого Язычка». Автор ширмы: учитель – логопед Мануилова Татьяна Александровна. Ширма  помогает детям преодолеть речевые трудности, приобрести уверенность в себе, активизировать речь, вызвать интерес к ьречевому общению и повысить активность в НОД, а также обучить детей различным вариантам игровых заданий и упражнений. Она имеет привлекательный вид и вызывает интерес многократной игры с ней.  Представляет собой настольную ширму, состоящую из пяти частей. В каждой части ширмы имеются прорези для лица и кистей рук. С лицевой стороны ширмы с помощью липучек прикрепляются фигурки персонажей (домик, дедушка, бабушка, лиса, заяц и др.) в другие прорези просовываются руки.

В НОД мы используем следующие приёмы музыкотерапии:

Ø  прослушивание музыкальных произведений;

Ø  ритмические движения, под музыку;

Ø  сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса с использованием мимики, игр - диалогов;

Ø  пение чистоговорок под музыкальное сопровождение.

 Во время музыкальных сеансов следует соблюдать такие принципы:

·         продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 мин в течение всей НОД;

·         использовать только те произведения, которые нравятся абсолютно всем детям;

·         лучше использовать одно музыкальное произведение.

Использование музыки может быть этапом коррекционного воздействия, но и мягким, уютным, ненавязчивым фоном любой другой НОД.

Музыкотерапевтическое направление  работы способствует:

v  улучшению общего эмоционального состояния детей;

v  улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, организация движений);

v   коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений; стимуляции речевой функции;

v  нормализации просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).

Вашему вниманию предлагаем Пальчиковую игру «Весёлые человечки» с использованием мимики и логопедической ширмы «Домик Весёлого Язычка» в сочетании с музыкой для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. (музыкальное приложение № 1); (фото-приложение № 2 - НОД с логопедической ширмой «Домик Весёлого Язычка»).

Человечки в доме жили,

Меж собой они дружили.

(пальцы в «замке» ритмично сжимать – разжимать)

Звали их совсем чудно:

Хи – хи – хи, ха – ха – ха, хо – хо – хо!

(ритмично хлопать в ладоши, весёлое, удивлённое, хмурое выражение лица).

Удивлялись человечки:

«Хо – хо – хо, хо – хо – хо – хо!

(ритмичные хлопки, лицо удивлённое)

Им собачка шла навстречу

И дышала глубоко: хо – хо – хо.

(кисти рук сложить в «собачку», высунуть язык и дышать ритмично как «собачка»).

Засмеялись человечки:

«Хи – хи – хи, хи – хи – хи!

(ритмичные хлопки, весёлое лицо).

Ты похожа на овечку!

Прочитать тебе стихи?»

(кисти рук сложить в «козу», а ладони в «книжку», выражение лица вопрошающее).

Разобиделась собачка

И ушами затрясла.

(махать кистями рук, хмурое выражение лица).

Человечки же хохочут:

«Ха – ха – ха, ха – ха – ха!

(хлопать в ладоши, весёлое выражение лица).

Игры – диалоги

 (движения рук и мимики в соответствии с текстом)

 

«Медведь и лиса»

По оврагам и завалам шёл медведь хозяйским шагом:

- Отвечай – те, звери, мне, вы готовы  ли к зиме?

- Да, - ответила лисица, я связала рукавицы.

Рукавицы новые, мягкие, пуховые!

«Ёж и  заяц»

- Ёжик, ёж, где живёшь?

- Под кустом меня найдёшь.

- Ёжик, ёж, куда идёшь?

- На лужайку я иду, там еду себе найду.

- Ёжик, ёж, кого найдёшь?

- Я найду грибок и шишку, отнесу своим детишкам.

 

Сказко- и игротерапия с  логопедической ширмой  «Домик Весёлого Язычка»  для

обучения детей – логопатов артикуляционной сказке – зарядке  «Сказка о Весёлом Язычке».

Артикуляционная зарядка

Жил Весёлый Язычок                                                Очень любит Язычок

В маленьком домишке,                                                    Вкусное варенье,

Превращался во что мог                                                  Приготовил он друзьям это

На радость всем детишкам.                                                                                  угощенье.

                                                                                            Варенье приятное, вкусное,

Вот в лопатку превратился                                                                                ароматное.

И на губке развалился.                                                   Язычок подними, варенье

Распластался, растянулся                                               С губки оближи.

И губами улыбнулся.

 

Вот широко рот открылся,                                             Язык наш змейку не боится,

Язычок поднялся вверх,                                                 В неё он может превратиться.

Потянулся, изогнулся                                                     Вперёд – назад,

И стал чашечкой для всех.                                                                             вперёд – назад,

                                                                                          Не напугает он ребят!

А теперь Язык наш колкий,

Стал он тонкий как иголка.

Язычок свой потяни

И иголкой уколи.                                                            Как маляр наш Язычок,

                                                                                         Кисточкой покрасил чердачок.

На тонкой ножке                                                            Не чердак, а нёбо!

Стоит грибок у дорожки.                                              У него дел много!

Язык свой к нёбу прилепляй

И грибочек ты срывай.

 

Ходят часики тик – так,                                               Так живёт наш Язычок

Не остановишь их никак.                                              В маленьком домишке,

Влево – тик, враво – так,                                               Превращается во всё

Тик – так, тик – так.                                                       На радость всем детишкам!

 

А теперь вот, погляди, -                                                Язычок наш захотел

Это скачут лошади.                                                       На качелях полетел!

Языком пощёлкай ты,                                                    Летят они то вверх, то вниз.

Как копытами они.                                                         Ты вместе с ними прокатись!

                   

 

 

 

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "Взаимосвязь учителя-логопеда и музыкального руководителя на занятиях логопедической ритмикой "

"День рождения Снеговика"Коррекционно-образовательные цели: закрепить знания детей о зиме, зимних забавах и зимних явлениях в природе, расширять словарь по теме, учить образовывать прилагательные от с...

Взаимосвязь учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ

В данной статье отражены цели и задачи взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи....

Взаимосвязь учителя - логопеда с музыкальным руководителем.

В материале освещены вопросы взаимосвязи учителя - логопеда и музыкального руководителя....

"Весёлая азбука". Совместное интегрированное занятие учителя-логопеда и музыкального руководителя с использованием ИКТ технологий

Совместные занятия по логопедической ритмике занимают особое место в системе образовательного процесса. Они представляют собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного на...

Взаимосвязь учителя-логопеда с музыкальным руководителем, в компенсирующей направленности группе, подготовительного возраста.

Перспективное планироввание на учебный год работы логопеда с музкальным руководителем, в соответствии с тематичесским планом, по всем лексическим темам. Для детей подготовительного возраста, компенсир...

"Весёлая азбука". Совместное интегрированное занятие учителя-логопеда и музыкального руководителя с использованием ИКТ технологий

quot;Весёлая азбука". Совместное интегрированное занятие учителя-логопеда и музыкального руководителя с использованием ИКТ технологий...

Взаимосвязь учителя - логопеда и музыкального руководителя в коррекционно - образовательной работе.

статьВ статье рассматривается совместная коррекционная работа учителя-логопеда и музыкального руководителя....