Конспект занятия по развитию лексико-грамматических компонентов речи в старшей группе по теме «Новый год».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Кустова Ирина Николаевна

Цель: Расширять словарный запас по лексической теме. Учить подбирать эпитеты к слову «елка». Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Закреплять умение составлять предложения с двумя определениями по предложенному образцу.

Продолжать учить употреблять в речи предлоги «под» и «за». Развивать произвольное внимание, память, пространственное восприятие, умение согласовывать движения со словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_pro_novyy_god.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию

лексико-грамматических компонентов речи в старшей группе по теме «Новый год».

Составила учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад № 175»

Кустова И.Н.

           

              г. Пермь

   Конспект занятия в старшей группе (II период).

    Лексическая тема «Новый год».

Цель: Расширять словарный запас по лексической теме. Учить подбирать эпитеты к слову «елка».

Упражнять       в       согласовании       прилагательных       с существительными в роде, числе и падеже.

Закреплять   умение   составлять   предложения   с   двумя определениями по предложенному образцу.

Продолжать учить употреблять в речи предлоги «под» и «за». Развивать произвольное внимание, память, пространственное восприятие, умение согласовывать движения со словами.

Словарь: Новые слова и словосочетания - лесная красавица, зеленая красавица, новогодняя красавица.

Активизировать — высокая елка, низкая елка, ветвистая, первая, последняя, серпантин, мишура, наряжать, украшать, развешивать.

Оборудование: магнитная доска, плоское изображение елки, искусственная елка, елочные игрушки, карточки с изображением елочных игрушек, мелкие игрушки, индивидуальные карточки с контурным изображением елок и зеленые карандаши (по количеству детей).

Предварительная работа: рассматривание елочных игрушек и украшений, разучивание стихов и песен о новогодней елке, вырезание бумажных снежинок, украшение елки в группе, дидактическая игра «Кто больше назовет слов-признаков?».

Ход занятия:

  1. Введение в тему.

Дети стоят около наряженной елки.

  1. Посмотрите, какая у нас в группе красивая елка. Для какого праздника мы ее нарядили? (Для Нового года).
  2. Значит, можно ее назвать новогодним деревом?
  3. Зачем люди украшают новогоднее дерево?

-        Чем украшают новогоднее дерево? (шарами, игрушками, бусами, огоньками, дождем, ...).

2.        Подбор эпитетов.

  1. На Новый год елка стоит нарядная, красивая. Можно ее назвать красавицей - елкой? Откуда привозят эту «красавицу»? (из леса).
  2. Значит, ее можно назвать лесной красавицей?
  3. А какого цвета она зимой и летом? (зеленого).
  4. Можно назвать елку зеленой красавицей?

-        Елка нарядилась для новогоднего праздника. Значит, ее можно назвать новогодней красавицей?

       Дети повторяют придуманные эпитеты, затем садятся за столы.

3.        Задание по карточкам. Упражнение «Елочка».

Детям предлагается последовательно заштриховать зеленым карандашом:

  1. самую высокую елку;
  2. елку, которая нарисована последней;
  3. елку, которая нарисована между самой ветвистой и самой высокой;
  4. елку, которая стоит рядом с первой.
  1. Какая елка осталась незаштрихованной? (самая низкая).
  2. Какая она по счету? (первая).

4.        Составление     предложений     с     двумя     однородными
определениям
и.

На магнитной доске изображен контур елки. Рядом стоит искусственная елка. У детей карточки с изображение елочных украшений и предметы: мишура, дождик, серпантин, бумажные снежинки.

-        Мы будем наряжать елочки игрушками.

-        Какие игрушки? (красивые, яркие, блестящие, разноцветные, новые, нарядные, новогодние, ... ),

Детям   предлагается   составить   предложение   с   2   словами-признаками о елочной игрушке, изображенной на карточке или лежащей на столе; сказать, куда они ее повесят. Детям дается образец:

-Я возьму блестящий красный шар. Я повешу блестящий красный шар на елку.

-        Я возьму разноцветные длинные бусы. Я повешу разноцветные длинные бусы.

Дети составляют предложения. Индивидуальная работа.

- Какими игрушками мы украсили елки? (Мы украсили елки яркими новогодними игрушками).

5.    Физкультминутка «Наша елочка».

Любим елочку мы нашу.                             Поднять руки, тянуть вверх.

Нет ничего на свете краше.                         Руки на пояс, наклоны в стороны.

Мы подарим ей игрушки:                            руки вытянуть вперед, поклон,

                                                                        руки опустить.

Звездочки, шары,                                          Выпрямиться, руки в стороны.

Хлопушки.                                                     Руки на пояс.

Будем прыгать, веселится.                           Прыжки на месте.

Прилетят снегирь, синица.                           Машут руками («крыльями»).

Придет множество гостей.                           Ходьба на месте.

Пригласим мы всех друзей!                          Руки в стороны, поклон гостям.

6.    Согласование     имен     прилагательных     с     именами существительными в разных предложно-падежных формах.

Упражнение «Закончи предложение и повтори его».

Пояснение: закончить предложение словосочетанием «елочные игрушки».

  1. У пас дома не было ... (елочных игрушек).
  2. Мы с мамой пошли в магазин и купили ...(елочные игрушки).
  3. Чтобы повесить их на елку, мы привязали ниточки к ... (елочным игрушкам).
  4. Мы всей семьей любовались ... (елочными игрушками).

-        Мы рассказываем своим друзьям о красивых ... (елочных игрушках).

7.    Употребление в речи предлогов «под» и «за».

Детям предлагается поставить игрушки под (за) елку и рассказать о своих действиях.

Например: «Я поставил(а) зайчика под елку».

«Я поставил(а) лисичку за елочку».

Дети поочередно выходят, выполняют задание и садятся за столы.

8.     Преобразование словосочетаний.

Игра «Озорные игрушки».

Игра проводится по типу «Чего не стало?». Детям предлагается закрыть глаза. В это время убирается одна из игрушек. Дети открывают глаза и угадывают, какая игрушка спряталась.

-  Не  стаю  красного  шара;   пушистого  зайчика;  бумажной снежинки; блестящего дождя; разноцветных бус и т.д.

9.    Итог занятия.

10.  Хоровод «В лесу родилась елочка». (вокруг елки)

       Упражнение на согласовании слов и движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию легсико-грамматической стороны речи в средней группе. Лексическая тема "Части тела"

Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи  в средней группе. Тема: «Части тела» с использованием речедвигательных упражнений и пальчиковых игр....

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема "Насекомые"

Развитие лексико-грамматических категорий. Закрепление знаний о насекомых. Активизация словаря. Развитие связной речи и слухового внимания....

КОНСПЕКТ занятия по развитию лексико-грамматических средств и связной речи в старшей группе Тема занятия: «Дикие животные»

Цель: развитие лексико-грамматических средств речи.Задачи:1.  Расширять и активизировать словарь существительных и прилагательных по данной теме.2.  Закреплять практическое употребление в ре...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических компонентов и связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности

Данный материал конспекта занятия знакомит детей с необходимостью витаминов для жизнедеятельности человека....

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематических компонентов речи в средней группе детей с ОНР. Тема: "Сказка о весёлом Язычке".

Занятие по развитию фонетико-фонематических компонентов речи у дошкольников среднего возраста с ОНР. На занятии используются методические приёмы Т.А.Ткаченко (специальные символы в подготовке детей 4 ...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта»."

Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.Задачи:1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в р...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе по лексической теме «Транспорт»

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий  в подготовительной к школе группе по лексической теме «Транспорт»...