Главные вкладки

    Формирование грамматического строя речи детей с ОНР с помощью наглядных моделей частей речи.
    статья по логопедии (старшая группа) по теме

    Кузнецова Маргарита Борисовна

    В этой статье предложены разработанные мною модели частей речи, при разработке  использовались знакомые детям геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники и овалы) разного цвета, размера и расположения на плоскости. Применение таких моделей, как мне представляется, делает довольно сложный процесс формирования грамматического строя речи детей с тяжелым нарушением речи более интересным, доступным, т.е. оптимизирует процесс коррекционной работы. Данная статья опубликована в журнале "Дошкольная педагогика" №6 за 2013 г.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использование моделей  при формировании грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

    Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр – работа непростая, но очень нужная и интересная.

            Проанализировав литературу по этой теме, мною было решено использовать в работе уже известные игры в различных их вариантах: с постепенным усложнением в соответствии с возрастом, возможностями, уровнем подготовки детей и в соответствии с этапом коррекционной работы, а также  были придуманы и разработаны несколько новых игр, в том числе игры с использованием моделей.

            На использовании этих игр хотелось бы остановиться поподробнее. Ведь игровое замещение - начало большого пути, ведущего к использованию различных символов, знаков, программ для вычислительных машин, и что самое главное, к пониманию истинного значения слов, которые не только указывают на предметы и явления, но и выделяют в них важные, существенные признаки. А это является главным в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

            Человечество выработало большое количество знаков. И главная трудность состоит не в том, чтобы усвоить правила, по которым их употребляют, а в том, чтобы понимать и учитывать, что именно они обозначают, какая сторона действительности за ними спрятана.

            На использовании наглядных моделей основаны многие новые методы дошкольного обучения. Так, например, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б.Элькониным и Л.Е.Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова: отдельные звуки обозначают фишками разного цвета, а расположение фишек показывает порядок следования звуков в слове.

            Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности. Игры и упражнения с моделями направлены на то, чтобы обучить детей действиям замещения. Конечно, любой здоровый ребенок, без речевой патологии, овладевает этими действиями и без каких-либо специальных педагогических воздействий. Но другое дело – дети с Общим недоразвитием речи. Использование в работе с такими детьми специально разработанных моделей значительно облегчает задачу учителя-логопеда по коррекции различных сторон речи , а в данном случае грамматического строя.

            При обследовании грамматического строя речи у вновь поступивших детей (как с диагнозом ОНР, так и ФФНР), обнаружилось, что трудности проявлялись в бедности синтаксических конструкций и аграмматизмах - ошибках согласования и управления. (По небу плывет красивая облака. На картинке я вижу большую креслу. Здесь нарисована красная яблоко). Было решено попробовать дать детям понятия: слово-предмет, слово-признак и слово-действие и показать их связи между собой через модели (определенные геометрические фигуры). Каждая фигура должна была соответствовать определенной части речи. Но, первое, что нужно было исключить, это кружок (поскольку кружками мы обозначали с детьми звуки), и красный, синий и зеленый цвета (так как красный кружок - это гласный звук, синий - это твердый согласный звук, а зеленый - мягкий согласный звук). Поэтому, начав с понятия слово-предмет (существительное), было решено использовать для его обозначения квадрат. Но в то же время хотелось, чтобы дети различали понятия живой предмет (кто это?) и неживой предмет (что это?). Поэтому  для обозначения так называемых "живых слов-предметов" стал использоваться желтый квадрат, а для "неживых слов-предметов" - белый квадрат. Детям очень понравились игры с "разными квадратиками". "Куда показала твоя стрелочка?"; "Желтый - белый"; "Кто больше назовет?"; "Чудесный мешочек"; "Кто и что?" (некоторые игры приведены в приложении). Уже через небольшой промежуток времени дети великолепно дифференцировали понятия "Кто?" и "Что?" и безошибочно ставили правильные вопросы к существительным. Столкнувшись с трудностями в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе и падеже (а особенно это касалось женского и среднего родов), было решено, опять использовать модели. Но для этого необходимо было придумать модели для слов-признаков (прилагательных), причем такие модели, которые бы помогали ребенку различать понятия "какой?"; "какая?"; "какое?"; "какие?". Для обозначения этих слов-признаков  использовались прямоугольники различных цветов: какой? - фиолетовый; какая? - оранжевый; какое?  черный; какие?  голубой. Поскольку понятие "он", "она", "оно", "они" дети усвоили довольно быстро и легко с помощью опять же специально разработанных игр "Волшебные домики"; "Он или она?"; "Кому дать картинку?", то и введение моделей слов-признаков тоже прошло хорошо. Кроме того, ребенок, опираясь на модель, ребенок абсолютно правильно согласовывает существительные с прилагательными. Манипулируя с различными моделями, дети придумывают много интересных, красивых слов, что, безусловно, не только совершенствует их грамматический строй, но и существенно обогащает лексику. Похожим образом проводилась работа и с глаголами (словами-действиями, отвечающими на вопросы что делает? что  делают?), использовались для их обозначения треугольники. Для согласования существительных единственного числа  с глаголами настоящего времени вводилась модель-розовый  треугольник.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Для согласования существительных множественного числа с глаголами настоящего времени вводилась модель - коричневый треугольник. Усвоив, что коричневый треугольник - это слово-действие, отвечающее на вопрос  что делают?, и оно связано (согласуется) с понятием «они», ребята  определяют множественное число существительного и, следовательно, согласуя существительное с глаголом, правильно изменяют глагол во множественном числе. Аналогично проводится работа и с розовыми треугольниками (глаголами настоящего времени единственного числа), путем построения цепочки несложных умозаключений дети правильно согласовывали глаголы единственного числа настоящего времени с существительными. Для глаголов будущего времени единственного и множественного числа (слов-действий, отвечающих на вопросы что будет делать?, что сделает? и что будут делать?, что сделают?) использовались модели-треугольники розового и коричневого цветов, но  на вершине большого треугольника помещался маленький  треугольник того же цвета. Введение данной модели не вызвало никаких затруднений у ребят, они быстро усвоили и правильно применяли ее в предлагаемых ситуациях по аналогии с моделями глаголов настоящего времени. Кроме того, это позволило приблизиться к более сложной задаче по различению глаголов совершенного и несовершенного видов. Поэтому на следующем этапе  работы по дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида, возникла необходимость в том, чтобы были введены модели треугольники, обозначающие глаголы прошедшего времени (слова-действия, отвечающие на вопросы: что делал? что сделал?, что делала? что сделала?, что делало, что сделало?), которые отличаются от глаголов настоящего и будущего времени, тоже треугольников, расположением - основанием вверх и цветом - фиолетовый, оранжевый, черный, что соответствует глаголам прошедшего времени единственного числа  мужского, женского и среднего рода. А также модели глаголов совершенного и несовершенного вида различаются тем, что у треугольников, обозначающих глаголы совершенного вида, на большом треугольнике соответствующего цвета находится маленький треугольник такого же цвета, что и большой.  (Задания по данной  дифференциации в конце первого года обучения предусматривают наличие у детей высокого и пограничного уровня развития по результатам мониторинга). Сначала детям давались задания на  различение глаголов совершенного и несовершенного видов только прошедшего времени, затем - настоящего и прошедшего времен.  

    Различение  глаголов совершенного и несовершенного вида облегчает в дальнейшем дифференциацию и правильное употребление в речи приставочных глаголов.  

            Последняя из используемых моделей - серый овал - была введена для обозначения наречий образа действия (слов, отвечающих на вопрос как? и каким образом?), и согласования глаголов с наречиями, образованных от прилагательных. Для усвоения новых моделей и при использовании слов, отвечающих на вопрос как? в речи  были разработаны игры «Скажи наоборот», «Какой и как?». Таким образом, к концу года дети с помощью моделей смогут составлять не только отдельные фразы, словосочетания, но даже предложения, правильно согласовывая между собой существительные и прилагательные, существительные и глаголы, различать и правильно употреблять глаголы совершенного и несовершенного вида, а также смогут распространять предложения, используя наречия. Для дифференциации частей речи и согласовании слов в предложении используются игры с применением моделей: «Волшебное дерево», «Составь предложение», «Напиши предложение с помощью фигурок», «Добавь одно слово к двум».

            Вводя модели, было опасение, что у детей может возникнуть путаница из-за большого количества геометрических фигур и их цветов. Но, в процессе работы с детьми, стало очевидно, что введение такого количества цветов и оттенков даже полезно, так как в свободной художественной деятельности (рисовании, аппликации, раскрашивании трафаретов) дети стали больше использовать фиолетовый, оранжевый, розовый, голубой, серый цвета, а не только основные, которыми они обычно пользовались. Также полезным для формирования у ребят элементарных математических представлений оказалось  использование в качестве моделей разных геометрических фигур и различное их   плоскостное расположение.

            Лексико-грамматические нарушения при общем недоразвитии речи являются ведущими, для их устранения необходимо достаточно много времени. Поэтому логопедическая работа при таких речевых нарушениях требует разнообразных приемов коррекции, учитывая индивидуальные особенности детей с общим недоразвитием речи. Таким образом, целесообразное и адекватное использование дидактических игр, игровых приемов, в том числе и моделирования, на разных этапах логопедической работы  оптимизирует систему коррекционно-развивающего воздействия на ребят, имеющих тяжелые нарушения речи, делает более рациональной и, тем самым, приобретает большое теоретическое и практическое значение.

                                                   

                                    

    Методическое обоснование:

    1. Бородич А. И. Методика развития речи в детском саду. М.: Просвещение, 1974.

    2. Волкова Л. С., Лалаева Р. И., Мастюкова Е. М. Логопедия. М.: Просвещение, 1989.

    3. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. М.: Просвещение,2002.

    4. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: ЛИТУР, 2004.

    5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. М.: Гном-Пресс, 1998.

    6. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.// Методическое наследие. Логопедия. Книга V. М.: ВЛАДОС, 2003. С.187-190.

    7. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб.: СОЮЗ, 2001.

    8. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. СПб.: СОЮЗ, 2005.

    9. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В.Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. СПб.: Образование,1994.

    10. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М.: Просвещение,1991.

    11. Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. М. Просвещение, 1974.

    12. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвешение,1982.

    13. Ткаченко Т. А. В первый класс – без дефектов речи. СПб.: СОЮЗ, 1999.

    14. Токарева О. А. Функциональные дислалии.- В кн.: Расстройства речи у детей и подростков. М.: Просвещение, 1976.

    15. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М.: Гном-Пресс, 1999.

    16. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: Айрис Пресс, 2004.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста

    В разработке представлены дидактические игры на развитие словообразования, морфологического и синтаксического строя речи....

    Работа воспитателей над формированием грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

    Консультация для воспитателей ДОУ. Описаны задачи формирования грамматически правильной речи детей. Приведены примеры грамматических ошибок в речи детей и их причины.  Обозначены пути формировани...

    Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

    Дидактические игры для детей саршего возраста для формирования грамматического строя речи....

    ПРОГРАММА По формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений «Занимательная грамматика» для детей 5-6 лет

    Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе дошкольного образования. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возм...