Конспект комплексного занятия для детей старшего возраста с ЗПР по лексической теме: «Домашние животные»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Анкина Татьяна Витальевна

Коррекционно-образовательные задачи:

- уточнить и расширить знания детей о домашних животных в соответствии с  временем года, их внешнем виде, повадках;

- расширить и активизировать словарь (животное, детеныш, корова, бык, теленок, лошадь, конь, жеребенок, баран, овца, ягненок, козел, коза, козленок, свинья, кабан, поросенок, кролик, крольчиха, крольчонок, собака, пес, щенок, кот, кошка, котенок, хлев, стойло, сено; домашний, теплый, полезный; кормить, поить, чистить, доить, возить, охранять, ловить, давать, приносить);

- совершенствовать грамматический строй речи «употреблять существительные с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят);

- совершенствовать умения отвечать на вопросы.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать психические процессы: восприятие, память, мышление;

- развивать навыки мелкой моторики.

Коррекционно-воспитательные задача:

- формировать положительные личностные качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie-domashnie_zhivotnye.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Анкина Татьяна Витальевна

учитель-дефектолог МБДОУ МО

 г. Краснодар «Детский сад № 179»

Комплексное занятие для детей старшего возраста группы коррекционной направленности (ЗПР)  по лексической теме: «Домашние животные».

Коррекционно-образовательные задачи:

- уточнить и расширить знания детей о домашних животных в соответствии с  временем года, их внешнем виде, повадках;

- расширить и активизировать словарь (животное, детеныш, корова, бык, теленок, лошадь, конь, жеребенок, баран, овца, ягненок, козел, коза, козленок, свинья, кабан, поросенок, кролик, крольчиха, крольчонок, собака, пес, щенок, кот, кошка, котенок, хлев, стойло, сено; домашний, теплый, полезный; кормить, поить, чистить, доить, возить, охранять, ловить, давать, приносить);

- совершенствовать грамматический строй речи «употреблять существительные с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят);

- совершенствовать умения отвечать на вопросы.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать психические процессы: восприятие, память, мышление;

- развивать навыки мелкой моторики.

Коррекционно-воспитательные задача:

- формировать положительные личностные качества.

Оборудование: магнитофон, кассета с записью голосов домашних животных, фигурки домашних животных и их детенышей, корзинка, кукла-перчатка, «котенок»,  ширма, коврограф, дидактическая игра «Накорми животных», контуры домашних животных в альбоме, цветные карандаши, альбомные листы (8шт.),

Ход занятия.

Организационный момент.

Дефектолог: Будьте внимательны, вам (имя ребенка) хочет загадать загадку.

                                Мордочка усатая,

                                Шубка полосатая

                                Часто умывается,

                                А с водой не знается.

Дети: Кошка, кот

Дефектолог: Правильно, как вы догадались?

Слушание музыкальных пьес «Котик заболел» и «Котик выздоровел» А.Гречанинова.

Муз. работник: Посмотрите, к нам на занятие пришел такой забавный котенок. Он рад вас всех видеть. Расскажите, какой этот котенок?

Дети: Красивый, маленький, пушистый,…

- Я для вас приготовила музыкальную пьесу. Послушайте ее. Выполняется пьеса «Котенок заболел».

- Скажите, какой характер музыки в этой пьесе?

- А сейчас я сыграю другую пьесу. Послушайте, какой характер музыки в этой пьесе? Выполняется пьеса «Котенок выздоровел».

- Чем отличаются эти пьесы?

Игра-инсценировка «Кисонька-мурысенька, где ты была?».

Воспитатель: Дети, к нам приехали артисты. Они приготовили для вас интересную сценку.

  • Кисонька-мурысенька, где ты была?
  • На мельнице.
  • Кисонька-мурысенька, что там делала?
  • Муку молола.
  • Кисонька-мурысенька, что из муки пекла?
  • Прянички.
  • Кисонька-мурысенька, с кем прянички ела?
  • Одна.
  • Не ешь одна! Не ешь одна!

Воспитатель: Дети, вам понравилось? Кто больше понравился кот или хозяйка? Почему?

Упражнение «Будь внимательным».

Дефектолог: Теперь я хочу проверить какие вы внимательные. Послушайте стихотворение «Мои друзья».

На подворье нашем

Овцы и барашек,

Хрюшка с поросенком

И коза с козленком,

Добрый пес Тризорка

И корова Зорька,

Кролики, крольчата,

Лошадь, жеребята,

Все они хорошие,

Я их всех люблю.

Кроликов я травкою

Утром покормлю.

- Дети, вы были внимательны? Вы запомнили домашних животных, о которых говорится в стихотворении? Сейчас проверим. Достаньте из корзинки только тех животных, о которых говорилось в стихотворении.

- Назовите их.

- Обратите внимание на то, что все домашние животные очень грустные. Знаете почему? Они потеряли свою семью. Посмотрите на вон ту полянку, там гуляют разные домашние животные. Давайте поможем этим животным найти их семью, чтобы в семье обязательно был папа, мама и детеныш. Когда вы найдете всех животных, возьмите фигурки и пройдите с ними за стол. Расставьте животных на столе.

Дети выполняют задание.

Логоритмическое упражнение «Веселись детвора».

Дефектолог: Дети, сделайте большой круг в центре зала.

Веселись детвора!

Поиграть пришла пора!

Как мяучит кисонька?

-Мяу, мяу, мяу!

А как лает жученька?

-Гав, гав, гав!

Как мычит коровушка?

- Му, му, му!

А как свинка хрюкает?

-Хрю,хрю,хрю!

Веселись детвора!

Продолжается игра!

Как блеет овечка?

-Бе, бе, бе!

А как ржет лошадка?

-И-го-го!И-го-го!

Как блеет козочка?

- Ме, ме, ме!

А как кролик фыркает?

-Фыр, фыр,фыр!

Дидактическая игра «Дружная семья».

Дети проходят и садятся за столы.

Дефектолог: Давайте назовем семью наших домашних животных. Послушайте, как сделаю это я.

Папа конь - мама лошадь - детеныш жеребенок.

Дети продолжают.

Дефектолог: Задание было трудное, но вы все старались сказать правильно, молодцы.

Речевая игра «Отгадай животное»

Дефектолог: Дети, посмотрите как много здесь домашних животных. Какие они все разные. Есть у некоторых животных что-то схожее, одинаковое, но есть и отличие. Давайте каждый из нас расскажет о животном, не называя его.

Дети выполняют задание.

Дефектолог: Животные наши друзья, они приносят пользу человеку, а человек ухаживает за ними. Он строит конюшни для лошадей, коровники для коров, свинарники для свиней, овчарни для овец, хлев для коз, клетки для кроликов. Зимой человек содержит животных в теплых помещениях, убирает за животными, чистит помещения, где животные находятся. Кошка и собака живут в доме хозяина. Иногда домом собаки бывает конура. Ее на зиму человек тоже утепляет, стелет сено, чтобы собаке зимой не было холодно спать.

Дети, а знаете вы, что человек приручил таких домашних животных как кошка, собака, лошадь самыми первыми и это было много тысяч лет назад. Машина нужна человеку чтоб быстро передвигаться человеку по земле, грузовая  машина, чтобы перевозить грузы, а как вы думаете, для чего нужны человеку домашние животные?

Дети: Корова дает человеку молоко и мясо.

Лошадь перевозит грузы, помогает пахать землю.

Коза и овца дают полезное молоко и шерсть.

Свинья и кролик дают человеку мясо и шкурку.

Собака охраняет хозяина и его дом.

Кошка в деревенском доме ловит мышей.

Дефектолог: Все домашние животные нужны человеку. Значит, какие они?

Дети: Нужные.

Дефектолог: Все животные приносят пользу. Значит, какие они?

Дети: Полезные.

Пальчиковая гимнастика «Буренушка».

Дай молока, Буренушка,                        Дети показывают как доят

Хоть капельку-на донышке.                        корову.

Ждут меня котятки,                                Делают «мордочки» из

Малые ребятки.                                        пальчиков.

Дай им сливок ложечку,                        Загибают по одному                

Творогу немножечко,                                    пальчику на обеих руках.

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем дает здоровье                                Дети снова показывают как

Молоко коровье.                                          доят корову

Слушание «Голоса животных» на кассете.

Муз. работник включает магнитофон. Звучат голоса животных.

Муз. работник: Голоса каких домашних животных вы услышали?

Упражнение «Цепочка слов».

Дефектолог: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Цепочка слов». Я начну, а вы продолжаете.

Человек разговаривает, а собака что делает?

Собака лает, а кот что делает? и т.д.

Игра «Накорми животных».

Дефектолог: А сейчас я предлагаю всем подойти к мольберту (коврографу). Наши животные проголодались. Их пора покормить. Вспомните, что едят домашние животные? Надо найти подходящую картинку для животного, то, что животное ест. Прикрепляйте угощение рядом с животным и рассказывайте, кого и чем вы угощаете.

На коврографе изображения домашних животных.

Дети: Я угощу кошку молоком и рыбой.

          Я накормлю корову сеном.

                                                    и т.д.

Дефектолог: Дети, вы хорошо выполнили задание, все домашние животные остались сытыми и довольными.

Рисование «Животные на зеленом лугу».

Воспитатель: Посмотрите какой чудесный альбом. Здесь недавно поселились домашние животные, да непростые, а разноцветные. Сейчас каждый из вас сможет взять со страниц альбома изображения животного. Назовите его. А теперь положите их на лист бумаги. Я предлагаю вам нарисовать домашних животных, которые гуляют на зеленом лугу. Найдите на листе бумаги место для своего животного, обведите его по контуру, дорисуйте те части тела, которых не хватает, раскрасьте цветными карандашами.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: А теперь оформим мини-выставку наших работ. Давайте придумаем ей название.

Окончание занятия.

Дефектолог: Дети, мне понравилось то, как каждый из вас сегодня работал на занятии. А вам понравилось? Что понравилось? Что узнали?

Литература:

1. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. СПб., 2008.

2. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий / под общей ред. С.Г. Шевченко. М., 2005.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительного возраста с ЗПР по лексической теме: «Дикие животные»

Коррекционно-образовательные задачи:- уточнить и расширить знания детей о диких животных;- закрепить знания детей о повадках диких животных в зимнее время года;- закрепить умение употреблять существит...

Конспект интегрированного занятия для детей старшего возраста с ЗПР по лексической теме: «Зима».

Коррекционно-образовательные цели:- закрепить и расширить представления о зиме и ее приметах;- уточнить и активизировать словарь по теме «Зима»;- совершенствовать грамматический строй речи: образовыва...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей младшего возраста с ОНР по лексической теме "Домашние птицы"

Подробный конспект логопедического занятия для детей младшего возраста с ОНР....

Конспект интегрированного занятия с детьми старшей группы с ОНР по лексической теме «Домашние животные» в условиях «русской избы».

Вашему вниманию предоставляется конспект интегрированного занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по лексической теме "Домашние животные". На данном занятии применяются с...

Конспект комплексного занятия для детей старшего возраста на тему: "Дикие животные и их детёныши".

Закрепить знания названий диких животных и их детенышей, знания о месте их обитания; совершенствовать грамматический строй речи...

Конспект фронтального занятия у детей с ТНР в подготовительной группе Лексическая тема «Домашние животные». Звук [к].

Развитие фонематических навыков у детей с Общим недоразвитием речи, на основе лексической темы "Домашние животные" ...

Конспект комплексного занятия по развитию речи для второй младшей группы на тему: «Домашние животные»

Продолжать знакомить детей с классификацией животных (дикие, домашние). Закрепить умение сравнивать, находить сходство и различие. Познакомить с ролью взрослого по уходу за домашними животными....