Конспект занятия по развитию диалогической речи. Тема "Заяц".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Болганова Светлана Александровна

В конспекте представлены игровые приёмы для формирования диалогической речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zayac.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Предлагаю непосредственно образовательную деятельность по развитию диалогической речи в группе для детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе.

Тема «Заяц» (Обобщение темы «Дикие животные»)

Цель: Развитие диалогической речи у детей с ОНР

Задачи:

  1. Учить детей составлять вопросительные предложения.
  2. Учить давать, полный ответ на вопрос.
  3. Продолжать учить словообразованию.
  4. Учить составлять предложения с противоположным значением.

Материал:  Картинки с изображениями зайца, белки, лисы, медведя.  Схемы-символы описательного рассказа о диких животных, бумажный ободок для маски,  шляпа Незнайки.

Ход

1.Организационный момент.

Логопед: Давайте вспомним  правило, которое необходимо соблюдать на  занятии.

Дети: Говорим всегда красиво

            Смело и неторопливо.

            Ясно, чётко говорим,

            Потому что не спешим.

2. Психогимнастика. Разделиться на две команды, одна из которой должна угадать, какое дикое животное изображает другая команда.

 Логопед («по секретику») одной из команд: 

Изобразите зайца, который убегает от своего врага.

Угадавшей команде даётся задание изобразить какого-либо другого зверя – остальные угадывают.

Например:

-Изобразите лису, которая крадётся к добыче…

-Неуклюжего медведя…

-  А как белка щелкает орешки?... Ёжик, который угощает своих детёнышей яблоком… и т. д.

Логопед:

Молодцы, вы очень выразительно показали зверей, а теперь предлагаю поиграть с вами в игру, которая называется «Угадай, кто ты!»

3. Игра «Угадай, кто ты».

Цель: Учить детей задавать вопросы и отвечать на них.

Ход игры:

Выбирается один ребёнок. Остальные дети начинают «превращать» его, приговаривая и совершая «магические» движения:

«Раз, два, три – повернись! И в кого-то превратись!»

После этого на голову ребёнка логопед надевает ободок с картинкой, на которой изображён какой-либо объект (в данном случае – с изображением зайца). Ребёнок не должен видеть картинку.

Логопед:  Дима, мы тебя превратили в… какое-то животное. Ты узнаешь в кого мы тебя превратили, если задашь вопросы, а дети дадут правильные ответы на них.

Дима:  Оля, скажи, пожалуйста, я домашнее животное?

Оля: Нет, ты дикое животное.

Дима:  Катя, а у меня  длинный, пушистый хвост?

Катя: Нет, у тебя короткий хвостик.

Дима: Миша, скажи, пожалуйста, я  спасаюсь  от врагов при помощи рогов и копыт?

Миша: Ты спасаешься от врагов при помощи своих сильных задних ног.

Дима: Мои ушки маленькие и треугольной формы, так ли это, Маша?

Маша: Нет, это не так. Твои уши длинные!

Дима :  Вова, какого цвета моя шубка зимой?

Вова: Зимой твоя шубка белая.

Дима: А летом серая?

Дети:  Да! Серая!

Дима: Я догадался - я - заяц?

Дети: Правильно, ты заяц!

Таким же образом проводится игра в «превращения» ещё в  3-4 диких зверей.  После чего задаются вопросы о зайце.

Логопед: Дети, кто из зверей самый трусливый?

Ответы детей.

Логопед: Как ласково назвать зайца?

Дети:  Зайка, заинька, зайчик, зайчишка, заюшка…

Логопед: Ответьте на вопросы:

Мама у зайчонка? …. Ответы: - зайчиха.

Хвост у зайца? -         …заячий

Избушка у зайца? -       … заячья

Капуста у зайца?   -         заячья

Детёныши зайца? - …. Зайчата…

  1. Игра «Скажи наоборот»

Цель: Учить составлять предложения-противопоставления.

Ход игры:

Логопед:

Дети, а сможете ли вы меня в кого-нибудь превратить?  

Дети «превращают» меня:

«Раз, два, три – повернись! И в кого-то превратись!»

Логопед  поворачивается, надевает  шляпу Незнайки и входит в роль этого персонажа.

Незнайка: Здравствуйте, дети! Я очень рад, что снова у вас в гостях. Я расскажу вам, что знаю о зайцах:

Я знаю, у зайки маленькие округлые  уши!

Дети: Нет, у зайца длинные уши!

Незнайка: У зайца короткие и слабые задние ноги.

Дети: Нет, у зайца короткие передние и сильные длинные задние ноги, при помощи которых он очень быстро бегает.

Незнайка: 

Заяц всю зиму спит в берлоге… (Ответы детей)

Таким же образом дети опровергают все неправильные понятия Незнайки о зайце, давая полные ответы.

Итог.           

Незнайка: 

Спасибо, ребята, теперь и я всё буду знать о зайце. А вас угощаю этой сочной сладкой, витаминной морковкой.

  1. Использование вопросно-ответной формы. Элементы журналистики.

Игра «Мы – журналисты»

Цель: учить детей задавать вопросы, вести диалог

Ход игры:

Ребёнку надевают атрибуты журналистов: бейдж с именем, бейсболку.  В руках микрофон.  

«Журналист» - один из детей, представляется корреспондентом какой-либо газеты или телевидения задаёт детям вопросы.

Например, здравствуйте, меня зовут Вова. Я хочу написать статью о зайцах в газету «Лесные жители». Сможете ли вы рассказать о зайцах?

Дети: Да, мы много знаем о зайцах.

Журналист: Как вы считаете…

Таким образом, эта игра проходит в вопросно-ответной форме.

  1. Итог

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игры на занятиях по развитию диалогической речи

Реферат по логопедии "Использование игры на занятиях по развитию диалогической речи"...

Конспект открытого занятия по развитию диалогической речи в старшей группе Тема"Медведь-символ России"

Цель: Включить детей в активный диалог со сверстниками, воспитать интерес и любовь к природе через образ бурого медведя, расширять знания о семействе медвежьих.Задачи: приобщать к правилам ведения диа...

Конспект логопедического занятия по развитию диалогической речи, тема: Пресс-конференция. Встреча Снегурочки с журналистами.

В конспекте логопедического занятия по развитию диалогической речи для детей подготовительной к школе группы с ОНР раскрывается ход непосредственной образовательной деятельности по закреплению лексиче...

План-конспект занятия по развитию диалогической речи в средней группе.

Данный план-конспект предполагает использование диалогической речи на занятии по развитию речи. Основная особенность, что в основе лежит региональный компонент, а именно использование башкирской народ...

Конспект занятия по развитию диалогической речи

Данное занятие способствует формированию развития диалогической речи у дошкольников второй младшей группы - третьего  - четвертого года жизни -  способствует развитию внимания при рассматрив...