Формирование фонематического восприятия и пути его развития у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) по теме

Хомулина Наталья Викторовна

Значительное количество речевых нарушений оказываются связанными с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произношение, не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем речи, тормозя, таким образом, развитие связной речи в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx16.58 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

Значительное количество речевых нарушений оказываются связанными с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произношение, не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем речи, тормозя, таким образом, развитие связной речи в целом.

Исследование логопедов Р.И. Лалаевой, Д.И. Орловой и В.В. Воронковой доказывают, что без умения чётко дифференцировать на слух фонемы родного языка нельзя овладеть навыками звукового анализа и синтеза, а это делает невозможным и полноценное усвоение грамоты.

Это означает, что устранение тяжелых дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия.

Диагностика показала, что на начало учебного года уровень развития, фонематического восприятия (по всем критериям) у детей низкий.

Поставив перед собой цель – повысить уровень развития фонематического восприятия у детей, были определены следующие задачи:

  1. Создать условия для своевременного обследования и коррекции фонематического восприятия.
  2. Осуществить комплексное обследование фонематического недоразвития.
  3. Определить этапы коррекционной работы по развитию фонематического восприятия и осуществить их реализацию.

       Осуществляя коррекционную работу по вопросу формирования фонематического восприятия у детей д/в,  пришла к выводу, что лишь в сотрудничестве с воспитателем, педагогом-психологом, муз. руководителем можно достичь высоких результатов. Причем связь с другими педагогами должна осуществляться как на ранних этапах коррекционной работы, так и на всем её протяжении.

Работа по развитию у детей способности дифференцировать фонемы условно делится на пять этапов:

I этап – узнавание и различение неречевых звуков.

II этап – различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру.

III этап – различение слов, близких по звуковому составу.

IV этап – различение слогов по сходным звукам.

V этап – готовность ребенка к звуковому анализу.

На I этапе в процессе специальных игр и упражнений развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Детям предлагаются следующие игры: послушать звуки за окном, определить, какой музыкальный инструмент звучит,   воспроизведение заданного ритмического рисунка  и т. д.

На протяжении II этапа детей учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

Очень интересным упражнением на этом этапе является  изменение характера тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука, звуковых комплексов, что было продемонстрировано вам музыкальным руководителем.

На III этапе создаются условия для развития у детей способности различать слова, близкие по звуковому составу.

 IV этап коррекционной работы направлен на дифференциацию слогов. Это:      

воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога;                                                                                                             воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными, затем с общими гласными и разными согласными звуками; а также

воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости, по твердости-мягкости.

На V этапе. Работа по формированию у детей навыков элементарного звукового анализа начинается с определения количества слогов в слове, затем проводится анализ гласных, далее согласных звуков. В завершении работы на этом этапе проводятся игры-сказки, подобные той, которую вы сегодня увидели.

Ее целью было: формирование у детей навыков звуко-буквенного анализа слов, посредством игровых технологий.

Задачи:

1. Формировать навыки фонематического восприятия через систематизацию знаний детей о гласных и согласных звуках

2. Формировать мотивацию учебно-игровой деятельности, опираясь на самоконтроль за поведением и речью.

3. Развивать эмоционально-волевую сферу способность, сосредотачивать внимание на выполнении действий.

4. Воспитывать активность, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Диагностика уровня развития фонематического восприятия на конец учебного года по тем же критериям показала, каких результатов мы смогли достичь, используя ранее перечисленные методы и приёмы коррекционной работы.

Предложенная система работы, которая включает в себя своевременное выявление недостатков фонематического восприятия и планомерное их устранение, существенно поможет ребёнку овладеть умением контролировать своё произношение и исправлять его, сравнивая речь окружающих с собственной. А это, в свою очередь, позволит ребёнку избежать отклонений в овладении чтением и письмом и предупредить, тем самым, вторичное отставание в умственном развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие у детей дошкольного возраста фонематического восприятия

Материал предназначен для воспитателей и логопедов детских садов. Описывается поэтапная работа по формированию фонематического слуха у детей. Приведены примеры игр....

Консультация для родителей "Восприятие музыки, как средство развития музыкальности детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Восприятие музыки, как средство развития музыкальности детей дошкольного возраста"...

Роль фонематического восприятия в развитии речи детей дошкольного возраста

Роль фонематического восприятия в развитии речи детей дошкольного возраста...

Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста.

Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и звукового анализа способствуют созданию эмоционального настроя у детей и дают возможность многократно повторить один и тот же матери...

Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста.

Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и звукового анализа способствуют созданию эмоционального настроя у детей и дают возможность многократно повторить один и тот же матери...

Фонематическое восприятие и способы его совершенствования у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается понятие фонематического восприятия и этапы его формирования. Кроме этого, приводятся некоторые приемы совершенствования данного умения у детей....